Крымский конфликт: интересы и риски Украины и России, часть первая

16 марта, 11:11

Ключевые интересы Украины в нынешней ситуации на юге страны

 

Украина Россия
Фото из открытых источников
26 февраля2014 г. в Симферополе состоялись двусторонние массовые акции протеста. С одной стороны выступали пророссийские силы, которые с российскими флагами под стенами Верховной Рады Крыма скандировали: "Россия", "Фашизм не пройдет". С другой – преимущественно крымские татары с лозунгами "Украина - не Россия", "Аллах акбар" и "Банду геть!". В столкновениях пострадали несколько человек. Внеочередная сессия ВР Крыма так и не началась, учитывая отсутствие кворума. Над зданием ВР Крыма был вывешен государственный флаг Российской Федерации .

Уже на следующий день в 4:30 здание правительства и ВР АРК были захвачены группами лиц, вооруженных автоматическим стрелковым оружием, СВД и РПГ. Имела место информация о принадлежности указанных лиц к "самообороне русскоязычного населения", а также об участии в захвате бывших бойцов распущенного спецподразделения МВД "Беркут". 28 февраля в 0:00-1:30 аэропорты Бельбек и Симферополь были захвачены российскими военнослужащими без опознавательных знаков. Началась российская военная агрессия в Крыму...

На сегодня части Вооруженных Сил Украины на территории Автономной республики Крым блокированы российскими войсками. Премьер-министром автономии незаконно назначен Сергей Аксенов, который вместе с рядом пророссийских политиков активно готовит референдум о статусе Автономной Республики Крым, который должен состояться уже 16 марта2014 г.

Попробуем рассмотреть позиции сторон конфликта, их интересы и возможные общественно-политические риски, которые содержит в себе крымскаий кризис.

Украина. Главной задачей новой власти в Киеве является сохранение территориальной целостности Украины. Наряду с этим необходимо решить ряд экономических и социальных проблем, стабилизировать политическую ситуацию в ряде регионов Украины.

Новый правящий режим Украины занимает осторожную позицию. Проходят международные переговоры с иностранными государствами. Киев выступил активным субъектом информационной борьбы с РФ. Вполне рациональным является решение о приостановке трансляции ряда российских телеканалов на территории Украины, поскольку Российская Федерация активно использует собственные информационные ресурсы в информационной войне против Украины . Ведется подготовка к военному конфликту. Наряду с этим, обострение конфликта способствует ускорению подписания договоренностей о приобретении членства Украины в ЕС. Стратегически важным в этом контексте является открытие рынков сбыта украинской продукции на территории ЕС. Европейская комиссия пошла навстречу Украине и приняла решение об открытии доступа украинским товарам на территорию ЕС.

Еще одной особенностью этого конфликта является содействие консолидации украинского общества под угрозой войны с Россией. В обществе (преимущественно западные и центральные области) распространяются антироссийские настроения. Явление консолидации внутри группы перед угрозой извне описано в свое время американским ученым Л. Козером в его "позитивно- функциональной " теории конфликта.

 

Риски Украины                       

1. Наиболее опасной для украинской стороны является война с Российской Федерацией. По численности и техническому оснащению российские войска превышают отечественные вооруженные силы. Дает о себе знать хотя бы частичная модернизация оружия и военной техники, которую в последние годы проводила Российская Федерация. Однако боеспособность вооруженных сил определяется не только численностью и вооружением, но и морально-психологическим состоянием в войсках. С этим в Украине все в порядке, о чем свидетельствуют очереди добровольцев в военкоматы в ряде регионов и создание Национальной гвардии Украины, численность которой рассчитана на 60 тыс. военнослужащих. Однако сохраняется потенциальная угроза потери некоторых территорий на юге и востоке Украины в результате начала военных действий. Автор надеется, что новое правительство поняло необходимость действенных мер по повышению финансирования, реформирования и переоснащения не только вооруженных сил, но и сектора безопасности в целом.

     2 . Следующим, не менее опасным, является риск раскола Украины и ее федерализации. События в Крыму являются лишь одним из направлений в реализации российской стратегии по Украине (более подробно она будет рассмотрена ниже). Потеря Крыма может привести к активизации пророссийских сил, потребующих федерализации Украины. Наиболее опасными в этом контексте являются относительно русскоязычные Луганская, Запорожская, Одесская, Николаевская, Херсонская области. Определенные шаги в уменьшении уровня этого риска уже осуществлены. В частности, главами Донецкой и Днепропетровской ОГА назначены С. Тарута и И. Коломойскиц соответственно. Это связано с тем, что представители крупного бизнеса имеют различные рычаги управления общественно-политической ситуацией в зонах их экономического влияния. К тому же им невыгоден раскол Украины и приход более мощного российского капитала, который "отожмет" их бизнес. Судьба Б. Березовского, М. Ходорковского, В. Гусинского и других вряд ли привлекает отечественных олигархов. Структуры сектора безопасности провели ряд мероприятий по задержанию лидеров пророссийских сил, которые осуществляли подрывную деятельность. Однако этих действий, как показывает опыт, явно недостаточно для решения проблемы.

      3. Не нужно забывать и об экономических рисках. Экономика Украины является энергетически зависимой от поставок российских энергоносителей. Россия уже заявила об увеличении цены российского газа для Украины. В перспективе возможен возврат к известной формуле, по которой цена газа может составлять до 450 долл. США за 1 тыс. кубометров. Что касается энергетической зависимости от России, то скоро будет сдан в эксплуатацию соединительный газопровод между Венгрией и Словакией. Через этот газопровод можно будет осуществлять реверсные поставки газа в Украину. Из Словакии Украина может получать около половины от потребности импортного газа. О возможности восстановления реверсных поставок газа в Украину заявила и немецкая компания RWE.

Существует также риск фактической потери энергоносителей черноморского шельфа. Тем более, что правительство сепаратистов заявило о намерении забрать нефтяные вышки.

Отечественная экономика в значительной степени ориентирована на российский рынок. Украина может потерять значительную часть рынков сбыта промышленных и сельскохозяйственных товаров. Однако и здесь все не так трагично. В перспективе после подписания договора о зоне свободной торговли ожидается, что ввозные пошлины на промышленные товары будут сняты с 94,7% украинской продукции. ЕС также должен предоставить преференции на 82,2% украинского экспорта сельскохозяйственной продукции. На другие группы товаров будут введены беспошлинные тарифные квоты.

          4. Конфликты, особенно если в них активно ведется информационная борьба, связаны с распространением в сознании людей образа врага и ряда негативных конфликтных стереотипов. Учитывая это, в случае дальнейшей эскалации ситуации в Крыму возможно усиление раскола между украинским и российским обществами, распространение антироссийских настроений в Украине и антиукраинских – в России. Следствием станет установление взаимного недоверия и враждебности на десятилетия.

             5. В рассмотрении рисков для Украины необходимо заметить, что их возникновению также способствуют невзвешенные в современных обстоятельствах действия нового правящего режима. В частности, это касается решения Верховной Рады об отмене пресловутого закона "Об основах государственной языковой политики". Ситуацию осложняют действия радикально настроенных граждан, например, избиение ровенского прокурора руководителем западного "Правого сектора", что было отражено в СМИ. Все это используют в пропаганде пророссийских сил, усиливая недоверие русскоязычных жителей южных и восточных областей к новой власти в Киеве.

 

В силу вышеназванных обстоятельств, использование вооруженной силы является чрезвычайно крайней мерой для Киева. Киев будет соблюдать стратегию мирного урегулирования конфликта с участием международных посредников.Что касается незаконного референдума о статусе Крыма, то его результаты не должны и не будут признаны, тем более, что 15 марта  2014 г. Верховная Рада Украины распустила Верховную Раду Автономной Республики Крым.

 

Дацюк Андрей Васильевич, кандидат политических наук, доцент кафедры национальной безопасности Национальной академии государственного управления при Президенте Украины 

 

редакция может не соглашаться с мнением автора публикации