Почему Крым не стал Украиной

Вчера, 10:10

Иван Мезюхо, политолог, Симферополь 

мезюхо
Выскажу тезис, за который многие меня могут ругать - Крым никогда не был украинским. Конечно, полуостров был в составе Украины, но украинским он за много лет так и не стал. Политической элите сначала советского, а потом "независимого" периода не хватило 60 лет, чтобы интегрировать Крым в украинское сообщество. Оставляя моральные аспекты за скобками, следует отметить, что Украина за это время так и не смогла культурно ассимилировать крымчан, навязать новые ценности, убедить крымское большинство в преимуществах нахождения Крыма в составе Украины.

Многие годы "горячие головы" пытаются разжечь межнациональный конфликт в Крыму. Однако крымское сообщество при всём своём разнообразии демонстрирует единую установку на сохранение мира и стабильности в регионе. Ни для кого не секрет, что крымское большинство всегда тяготело к России, однако часть симпатиков воссоединения Крыма с Россией долгое время мирилась с нахождением полуострова в составе украинского государства. Одной из причин этому было желание сохранения мира в Крыму. Это желание было настолько велико, что эта часть населения была готова мириться с нахождением Крыма в составе Украины, не смотря на явное желание быть в России. Казалось бы, именно на эту часть населения, в первую очередь, должен был опираться официальный Киев. А от него требовалось относительно немного: не разводить русофобскую политику, не говорить антикрымских высказываний, заниматься реальным развитием полуострова и обеспечивать безопасность граждан Украины на всей территории  страны. Ни с одной из перечисленных задач центральная власть так и не справилась. Почти 23 года независимости, с разной периодичностью, со стороны официальных властей Киева, лилась самая настоящая русофобская и антикрымская риторика, подпитанная не способностью Украины предложить крымской автономии реального плана развития региона. В свете последних событий об обязанности украинского государства обеспечивать безопасность гражданам страны говорить вообще не приходиться. Радикальные действия "евромайдана", с чуждыми, для подавляющего большинства крымчан, морально-нравственными компонентами, окончательно запустили необратимые процессы воссоединения Крыма с Россией.

Нежелание официального Киева признавать объективную реальность подталкивает "майданных" лидеров к очень опасным политическим играм, имеющим признаки этнического противостояния. Верховная Рада Украины, приняв постановление "О гарантиях прав крымскотатарского народа в составе Украинского государства"  начала крайне опасное, как для крымского, так и украинского сообщества, политическое противостояние. Не признавая никакую власть в Крыму и принимая подобные постановления, центральное руководство Украины фактически даёт крымским татарам право на ведение своей национально-освободительной борьбы за национальную автономию в составе украинского государства. Это достаточно агрессивная попытка вовлечь крымских татар в гражданское противостояние со славянским населением на полуострове. Примечательно, что намного раньше постановления украинского парламента, крымский парламент принял своё постановление "О гарантиях восстановления прав крымскотатарского народа и его интеграции в крымское сообщество". Официальный Киев опоздал со своим решением на более чем 20 лет. Именно в составе многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации крымскотатарский народ получает не просто гарантии восстановления прав, но и, по заверению крымского руководства, реальное финансирование программ по обустройству депортированных граждан. Украина, со своими экономическими проблемами и всё более частыми актами всплесков интегрального национализма является не самым лучшим гарантом восстановления прав крымскотатарского народа.

В конце концов, официальный Киев должен признать объективную реальность: насильно мил не будешь, крымское большинство не желает жить в Украине.  Увы ил к счастью, но это так. Не лучше ли пойти навстречу тем, кто высказал свое мнение?

 

Редакция может не соглашаться с точкой зрения автора публикации.