Рыночные дети, или немного о современном воспитании

6 апреля, 11:28

Татьяна Хлебникова, журналист, Киев

Хлебникова
В магазине очередь в кассу немалая. Но делать нечего – стою. Вижу девчоночка лет десяти протиснулась передо мной. Достает из кармана купюру 200 гривен, потом 100 и две по 50. Пересчитала их и убрала, оставив полсотни.

- Да ты богатая! – замечаю я. – На станке деньги печатаешь?

- Нет, - не обижается пятиклассница.- Я их заработала.

- И кто так много платит?

- Родители. За хорошие оценки.

Вот те раз! Дите грызет гранит науки за гривны? А другие мотивы есть?

Выйдя из магазина, я расспросила "богачку", которая увлеченно поедала купленную шоколадку, о ее житье-бытье. Оказывается, не она одна учится за деньги. Многие родители, стремясь заиметь для чада хороший аттестат, материально его стимулируют. И даже сложились тарифы. Так, в начальной школе ребенок получает от 3 до 10 гривен за каждую хорошую оценку. В средней - около 20-ти. Выпускники порой получают сотни на карманные расходы. А если папы и мамы увидят в дневнике низкие баллы – вычитают штраф.

Рассуждают родители так. Учеба – это нелегкий труд, а любой труд должен оплачиваться. И поскольку для них самих важным и единственным стимулом трудиться являются деньги, то и детей своих они переводят на те же рельсы.

Но учеба – это не работа. Тут возможны, а порой и желательны ошибки. Именно на них, на синяках и неудачах, происходит самое эффективное обучение ребенка в широком смысле этого слова. За битого, гласит пословица, двух небитых дают. Не наказывать за ошибки надо, а учить школьника исправлять их.

Кроме того, школа – это сложные отношения учителя и ученика. Это наличие у педагогов детей-любимчиков и вечных маленьких неудачников. Это индивидуальное положение каждого мальчика и девочки в детском коллективе и многое другое. Разве можно весь этот спектр отразить сухой отметкой?

Наконец, развитие ребенка, его таланты не исчерпываются оценкой за выученный урок. У Пушкина была двойка по математике. Альберт Эйнштейн плохо учился в школе и вообще считался недоразвитым. Исаак Ньютон слыл не только лентяем, но и тупицей. Но из этих людей выросли гении!

Природная ребячья любознательность, стремление к реализации своей мечты – все это у нас гасится родительским кошельком.

И еще источник детских доходов – решение задач, написание сочинений и рефератов одноклассникам за деньги. "Спасибо в карман не положишь",-  заявила мне девочка.

Конечно, нет ничего плохого в том, что родители хотят видеть детей обеспеченными, счастливыми. Вот и стараются "помочь" в школе, потом в вузе, при выборе места работы. Лозунг прежних времен "Все лучшее – детям" пока никто не отменял. Только что понимается под этим "лучшее"?

- Откуда в детях это стремление смотреть на мир через призму денег? – спросила я заместителя директора Института психологии имени Г. С. Костюка Национальной Академии педагогических наук Украины, доктора психологических наук Сергея Болтивца.

- Они выросли в иной системе ценностей, - говорит Сергей Иванович.- К обычному для каждой семьи измерению роста, веса ребенка прибавили стоимость. В монографии моих коллег "Социально – психологические проблемы становления субъекта экономической социализации" впервые раскрыта характеристика нынешних школьников и студентов по отношению к деньгам, богатству, собственности и прочему. За последние годы существенно изменилась социально-экономическая система Украины, что и повлекло трансформацию экономических ценностей у представителей разных поколений - военных и послевоенных лет, шестидесятников, людей эпохи перестройки и независимости Украины. Все они по-разному относятся к понятиям свобода, деньги, личность, демократия, право и по-своему приспосабливаются к реалиям.

Сегодня чрезвычайно быстро прогрессирует рыночная ориентация вместе с развитием "рынка личностей". Люди разных профессий, разного социального и имущественного статуса – все выходят на рынок. А чтобы быть модным на этом "рынке личностей", надо знать, кто там пользуется наибольшим спросом. И дети не в стороне от этого процесса, а, скорее, в самом его центре.

У "рыночной личности" есть позитивные черты – целеустремленность, способность к изменениям, беспристрастность, предприимчивость, любопытство. Они, как правило, умные, терпеливые, щедрые. Но есть и негатив - приспособленчество, непоследовательность, аморальность, высокомерие, равнодушие, расточительство. По сути, это замещение в отношениях между людьми богатства нравственных принципов экономической выгодой ради денежного изобилия, которое сегодня воспринимается как норма. Среди вещественных ценностей места для простых человеческих отношений не остается. Однако не следует думать, что "человек экономический" приходит на смену "человеку разумному". В способах оперирования собственностью не более 85% склонны действовать предприимчиво, невзирая на средства, которые для этого избираются. Однако на практике эти мотивы срабатывают только во вторую очередь. Сегодня молодежь в первую очередь руководствуется нормами общественной морали. Эти внутренние противоречия, борьба мотивов, сопровождают развитие нашей цивилизации на протяжении всего ее существования, а каждого человека – всю его жизнь.

Что из всего этого примерит на себя ребенок? Это зависит от направленности его личностного развития. А ее уже определяют ценности, главенствующие в семье. 

 

редакция может не соглашаться с мнением автора