Варианты ответа на вопрос "Какой из проектов изменений в Конституцию Украины вы поддерживаете?" размещены на сайте агентства
[poll position="1"]
В стенах парламента уже вторую неделю горячо обсуждается вопрос внесения изменений в Конституцию Украины. С тем, что основной закон нужно менять, соглашаются все в Раде, однако тактику и стратегию процесса каждый разрабатывает самостоятельно.
Расхождение во взглядах ПР, КПУ и тремя партиями оппозиции понятно, а вот "единая" позиция оппозиции и три разных проекта Конституции только усиливают непонимание обществом процессов, происходящих под куполом.
Итак, проектов Конституции есть несколько. Ни один из них не зарегистрирован в Раде и ни и по одному из них, что вполне естественно, нет консенсуса.
Основными требованиями оппозиция являются урезание полномочий президента и вместе с тем расширение парламентских. ПР, в свою очередь, настаивает на создании специальной комиссии и разработке проекта, который удовлетворит всех.
Итак, законопроект от "Батькивщины" предполагаетограничение полномочий президента в пользу парламента. Премьера и персональный состав правительства, согласно с документом, должна назначать Верховная Рада. Также депутатам предлагается отдать право решать вопрос о назначении и снятии с должностей глав Антимонопольного комитета, Госкомтелерадио и ФГИУ. Интересно также предложение разрешить избираться лицам с непогашенной судимостью. Естественно, что это предложение касается Юлии Тимошенко, но она, все же, не единственный в Украине человек с таким статусом.
"Батькивщина" и "Удар" много говорили о согласованной позиции относительно Конституции, однако некоторые разногласия все же есть. В частности, в "Ударе" считают неправильным наделять активным избирательным правом лиц с непогашенными судимостями. Сообщалось, что политсила Виталия Кличко против того, чтобы предоставлять возможность избираться лицам, которые были осуждены за умышленные тяжкие преступления. Также эксперты отмечают, что у коллег по оппозиции разное видение перераспределения властных полномочий. "Удар", несмотря на то, что также склоняется к парламентско-президентской республике, процесс формирования правительства там видят по-другому, считая возврат к парламентской коалиции существенным минусом.
Сообщалось также, что "Удар" предлагает ввести норму о формировании Кабмина как президентом, так и парламентом, сохранить местные госадминистраций в качестве контролирующих органов, а также обязать Центризбирком назначать выборы.
Абсолютно по-новому видят устройство Украины в КПУ. Коммунистическая конституция предполагает федерализацию, переход к парламентской республике и предоставление русскому языку статуса второго государственного. Кроме того, КПУ выступает за ликвидацию института президента.
Еще одна партии оппозиции – ВО "Свобода" - видит Украину президентской республикой. "Национальная конституция" является одним из программных документов партии и содержит положения относительно стратегического развития. Видение "Свободы" заключается в том, что президент, как глава государства, возглавляет правительство и его полномочия в процессе каденции остаются неизменными.
Напомним, что Конституция Пилипа Орлика, хоть и является порождением украинской юридической мысли и считается первым подобным документом, была написана в 1710 году, а с того времени очень многое изменилось. Для того, чтобы освежить память, укажем, что Конституция Орлика так и не была введена в действие. Согласно документу, который назывался "Договорами прав и вольностей войска запорожского" предполагал, что законодательная власть принадлежит Генеральному совету, состоящему из генеральных старшин, полковников от городов и полковых делегатов. Исполнительную власть олицетворяет гетман, правящий пожизненно.
Возвращаясь к дням сегодняшним, напомним, что Конституция 2004, к которой оппозиция намерена вернутся, была проголосована в декабре 2004 года. Политическая реформа предусматривала переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления. Правительство, в отличии от предыдущей редакции 1996 года, формировал не президент, а коалиция депутатских фракций. Также до пяти лет был продлен срок полномочий Верховной Рады.
В середине 2010 г. группа депутатов от ПР направили в КСУ запрос с требованием отмены политреформы. А уже 30 сентября 2010 г. суд принял решение о том, что закон №2222 о внесении поправок в Конституцию Украины был принят с нарушением процедуры. Таким образом, действие Конституции 2004 года было прекращено.