"Экспорт Россией идеологии стремится подорвать Европейский союз, – говорится в статье экспертов, опубликованной 1 апреля (без всяких шуток) в солидной The Washington Post. – Русская православная мораль, скрепляющая "путинское большинство", также направлена на построение политических отношений в Европе, в частности, с крайне правыми партиями… оспаривающими саму необходимость существования Евросоюза. Крайне правые партии во Франции, Греции, Италии, Венгрии и других странах разделяют риторику путинской "Единой России" по поводу секс-меньшинств. Ожидается, что эти партии резко усилятся на майских выборах в Европарламент и образуют разрушительный евроскептический пророссийский блок".
Картина обрисована достаточно верно, хотя характеристики "крайне правые" в адрес перечисляемых авторами партий вызывают заслуженные сомнения. Ультраправые Европы как раз на стороне "Правого сектора", использующего сходную с ними риторику и символику. Так, не далее как 26 марта шведское издание FriaTider опубликовало статью о вступившем в феврале в ряды боевого формирования Майдана С14 Михаэле Скиллте, в 2002-2010 годах состоявшем в военизированном неонацистском "Шведском движении сопротивления" (Svenska motståndsrörelsen). Если говорить о занявших пророссийскую позицию крупных европейских партиях, их вернее назвать национал-консервативными.
Вот небольшая хронология их выступлений.
На прошедшей после подсчета голосов на референдуме в Крыму пресс-конференции иностранных наблюдателей лидер австрийской Партии свободы Ханс-Кристиан Штрахе заявил, что "ЕС и США должны уважать результаты референдума", а угрозу санкций назвал "фарсом". Он добавил, что ранее встречался с Путиным в Вене и "обнаружил, что тот является очень интересным и правильно мыслящим государственником".
Партия свободы с 90-х годов является одной из наиболее популярных в Австрии. Всем памятен ее сокрушительный успех в 1999 году, когда под руководством Йорга Хайдера она набрала на выборах 27,22% голосов, впервые получив "се ребро" и оставив социал-демократов с "бронзой". Однако вхождение партийцев в правительство вызвало блокаду со стороны Евросоюза, в итоге Хайдер вернулся на пост губернатора Каринтии, а в 2005 году ушел из партии со своими сторонниками, создав "Альянс за будущее Австрии".
Несколько лет борьба старой и новой партий Хайдера по сути раскалывали один и тот же электорат, но после его гибели в 2008 году "Альянс за будущее Австрии" стремительно "сдал", и в 2013 году Партия свободы вновь вышла на результат середины 90-х годов с 21,40% голосов. Ключевыми ее лозунгами в кампании прошлого года были борьба с "евроимпериализмом" и защита "исконного австрийского католицизма".
17 марта. В поддержку волеизъявления крымчан выступает президент Национального фронта Марин Ле Пен: "Результаты референдума не вызывают никаких споров. Это было ожидаемо. И народ, живший в страхе, бросился в объятья той страны, откуда появился, поскольку вы знаете, что Крым является частью Украины только в течение 60 лет".
По итогам местных выборов во Франции, прошедших в два тура 23 и 30 марта, партия Ле Пен добилась рекордных за всю свою историю результатов, проведя своих мэров в 13 городах с населением более 10 тыс. чел. (предыдущий рекорд 1997 года – лишь четыре мэра) и доведя количество своих муниципальных депутатов до 1381. Теперь у Марин уже не возникнет сложностей со сбором необходимых пятисот подписей мэров и депутатов при выдвижении кандидатом в президенты, как это было в 2012 году. Тогда Национальный фронт мог опереться лишь на своих 475 местных народных избранников, сейчас картина поменялась разительно.
В первых же номерах после оглашения выборов французские издания описали их результаты как "землетрясение" (Le Monde), тектонический сдвиг в обществе, переход в "новый политической век" (Le Nouvel Observateur).
"Структура партийно-политической системы Франции изменилась, – отозвался и глава Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский, – теперь ее нельзя назвать партийной системой, где доминируют только две партии – социалисты и голлисты ("Союз за народное движение"). Теперь можно говорить о трех равноправных игроках. "Национальный фронт" – наиболее правая, консервативная и евроскептичная, но вполне системная партия на французском политическом поле". На выборах в парламент 2012 года Национальный фронт получил 13,60% голосов (социалисты – 29,35%, голлисты – 27,12%), правда, из-за мажоритарной системы формирования заксобрания страны на его составе это никак не сказалось. Сейчас же националисты-евроскептики взяли реванш на местных выборах и готовятся к выборам в Европарламент.
Свидетельством тесного взаимодействия между французским Национальным фронтом и Россией стал визит Марин Ле Пен в Москву 19–20 июня 2013 года, в ходе которого она выступила в МГИМО и встретилась с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным и главой думского Комитета по иностранным делам Алексеем Пушковым.
22 марта. Митинги в поддержку присоединения Крыма к России проходят в Венеции (на площади Святого Марка) и Виченце, административных центрах двух провинций региона Венето на северо-востоке Италии. Лидер организации "Правительство Венето", которая выступает проводником отделения Венето от Италии, Альберт Гардин заявил, что "наши позиции с Россией очень близки по многим вопросам", и предложил российским властям "политическое партнерство". Ранее на референдум в Крым прибыли в качестве наблюдателей представители партии "Лига Севера", одно из отделений которой, "Лига Венето", было организатором предварительного референдума 16-21 марта в Венето, на котором 89% из проголосовавших граждан высказалось за выход из состава Италии.
Маргиналами "Лигу Венето" назвать сложно. На выборах в местные советы депутатов в 2010 года партия набрала в Венето 35,2% голосов, а ее кандидат Лука Зайя триумфально победил с 60,2% на выборах президента региона, после чего шесть его однопартийцев получили портфели министров. В 2009–2011 годах партия завоевала посты президентов трех провинций региона – Венеции, Беллуны и Тревизо.
Не менее впечатляющие успехи демонстрирует и "Лига Севера", объединяющая аналогичные движения в целом ряде североитальянских регионов. На последних местных выборах 2010 года в Ломбардии (где действует еще одна из ее сильнейших составляющих – "Лига Ломбардии") за нее отдали голоса 26,2% избирателей, в Пьемонте – 16,7%, в Эмилия-Романье – 13,6%, в Лигурии – 10,2%. Что важно, подобные результаты "Лига Севера" показывает в этих регионах еще с начала 1990-х годов, одновременно через участие во всеобщих выборах создав фракцию в парламенте страны, которая долгое время выступала ключевым партнером Берлускони.
Помимо отделения от Рима, главные коньки "Лиги Севера" и ее местных составляющих – христианский консерватизм и борьба с иммиграцией и исламизацией страны.
28 марта. У здания МИДа в Будапеште под лозунгом "За право на самоопределение: Крым – России, Закарпатье – Венгрии" прошел митинг, организованный правой партией "Йоббик" ("За лучшую Венгрию"). На прошедших затем парламентских выборах поддержка партии возросла - по партийным спискам она получила 20,46% против 16,67% в 2010 году. Ввиду сложной системы распределения мандатов пропорция представительства "Йоббика" в Народном собрании страны не возрастет, она по-прежнему третья после консерваторов из ФИДЕС и коалиции лево-либералов, но рост ее влияния в венгерском обществе налицо. Стоит добавить, что депутат Европарламента от "Йоббика" Бела Ковач был наблюдателем на референдуме в Крыму.
1 апреля. Лидер болгарской партии "Атака" Волен Сидоров заявил Reuters по поводу присоединения Болгарии к более жестким санкциям против России: "Если действующее правительство поддержит это, я перейду в жесткую оппозицию к нему и буду работать над его свержением". И это не пустой звук. У "Атаки" 21 (из 240) депутатское место в Народном собрании (парламенте) страны, у правящей партии ГЕРБ – 99, и существование правительства зависит от партийных коалиций и компромиссов. Нелишне помнить и о уличном ресурсе болгарских националистов
Опять же, наблюдатели от "Атаки" присутствовали на референдуме в Крыму.
К этому списку можно добавить бельгийский "Фламандский интерес", отстаивающий отделение фламандского Севера и солидно представленный в местных органах власти, и консервативное движение "Двери сербские".
Этот консервативный Интернационал оформился задолго до крымского кризиса. Как наглядную демонстрацию такового можно назвать прошедший 15 декабря 2013 года в Турине федеральный конгресс "Лиги Севера", где присутствовали и лидер голландской Партии свободы Герт Вилдерс, и глава австрийской Партии свободы Хайнц-Кристиан Штрахе, и советник Марин Ле Пен Людовик ле Дан, и представители "Фламандского интереса". "По сути, – отметил один из членов российской делегации, – конгресс представлял из себя общеевропейский "Саммит евроскептиков" (как его назвала пресса), поскольку на нем присутствовали представители консервативных про-христианских партий не только из России, но и еще из 5 европейских стран". От России присутствовал депутат Госдумы от "Единой России" Виктор Зубарев, который, как сообщается на его официальном сайте, "в своем выступлении… приветствовал участников съезда, отметив, что народы Италии и России близки в деле защиты института семьи, духовных и культурных скреп обеих стран. Кроме того, Зубарев выступил против фактически насаждаемой некоторыми европейскими организациями пропаганды гомосексуализма". В свою очередь, выступавший затем глава российского отделения Всемирного конгресса семей и член правления "Лиги безопасного Интернета" Алексей Комов уверяет, что после его выступления зал, в котором сидели порядка 2000 европейских националистов, взорвался аплодисментами и выкриками: "Путин! Путин!"
Владислав Мальцев, издание zahav.ru