Уже сейчас можно сделать выводы о новых трендах предвыборного политического сезона. Их задают, вне всяких сомнений, события вокруг Евромайдана:
1. Одним из таких трендов, станет, конечно же, "провокация". Во-первых, потому, что выяснить источник провокации все равно невероятно сложно, а во-вторых, потому что общество имеет, увы, четкую линию разделения на симпатиков/антипатиков тех или иных политических сил.
Примеров провокаций, начиная с 1 декабря (атака здания АП при помощи бульдозера), довольно много. Ряд источников, например, называли провокацией в том числе и разгон Майдана "Беркутом" 30 ноября. Провокацией против президента и министра МВД, соответственно.
В 2014 году следует ожидать провокаций относительно не столько самих кандидатов в президенты, как относительно их помощников и представителей их политических сил. Из наиболее свежего - забрасывание фаерами входа гостиницы "Премьер-Палац" во время факельного шествия партии "Свобода", тщательная фиксация действия на камеру с последующими комментариями в стиле - "Вы хотите такого после 2015 года"?
2. Одним из сопутствующих факторов восприятия провокации является тяга к некритическому восприятию информации обществом, что выражается в свободном тиражировании слухов и "фейков" - явление, ранее бывшее редким, сейчас стало повсеместным. Из последних "новинок": информация о якобы факельном шествии нацистов в Крыму, сжигавших украинские учебники (что оказалось информацией четырехлетней давности) и "ответное обращение Русланы к Ирине Фарион".
Можно ожидать не меньшее количество "фейков" и в 2014 году, направленных, прежде всего, на дискредитацию членов команды того или иного кандидата. Притом, надо сказать, что в региональной прессе и блогах "фейки" распространяются намного лучше, нежели в центральных СМИ и прессе, а потому можно ожидать, что большинство "информационных выкидышей" будут касаться кандидатов от оппозиции.
3. Кадровые "рокировки". Судя по информации, которая циркулировала в СМИ накануне нового года, следует в ближайшее время (как указывалось в декабре - "после праздников") ожидать ротаций в правительстве: мол, вопрос кадровых ротаций в Кабмине уже обсуждается, как заявлял перед праздниками нардеп от ПР Владислав Лукьянов. Обещал кадровые изменения на Грушевского и премьер-министр.
Тем не менее, решительные кадровые изменения для власти нежелательны. Во-первых, любые кадровые изменения среди "своих министров" - это ослабление ядра власти, а попытка тронуть представителей финансово-промышленных групп в правительстве может привести к дрейфу олигархов в сторону оппозиционных кандидатов. Наиболее вероятен будет усредненный вариант - министры будут переправляться в Администрацию президента, и наоборот. При этом, ожидать в ближайшее время смены Сергея Левочкина (главы АП) на Виталия Захарченко (министр МВД) не придется: судя по проекту бюджета-2014 года, силовой блок имеет для власти исключительное значение в новом году, и нынешний министр никуда не уйдет. Скорее всего, наиболее популярной станет рокировка по типу "министр-губернатор" - и должности по весу относительно равнозначные, и из структуры высшей исполнительной власти человек не пропадает. Удобно.
4. Сжигание авто. Если ранее наиболее популярным методом давления на оппозиционных политиков, их сторонников, спонсоров и активистов было давление на бизнес, то сейчас в моде новый тренд - порча имущества. По доступности лидируют автомобили, которых, судя по сообщениям СМИ, было сожжено не менее двух десятков только за последний месяц. И во всех случаях оправдание находится весьма простое: бытовая причина. Эффективность данного метода неоспорима. Доказать, что это давление на активиста, а не, к примеру, месть соседа или озлобленного на неправильную парковку пешехода, невозможно. Как и зафиксировать личности поджигателей, не говоря уже о том, чтобы их найти. Метод зарекомендовал себя, и, скорее всего, будет и далее активно употребляться - можно ожидать, что машины политиков разных мастей будут в 2014 гореть довольно часто.
5. Удержание гривны любой ценой и тихий саботаж банков.
Со своей стороны, власть заинтересована в сохранении относительной социальной стабильности, или хотя бы видимости этого. Можно ожидать, что курс гривны, как и ранее, будет удерживаться, притом - любой ценой. По крайней мере, ценой золотовалютных резервов. С одной стороны, это позволит сохранить стабильность режима хотя бы до выборов, с другой, делает невидимой реальную ситуацию с золотовалютными резервами - большинство населения в таких тонкостях не разбирается.
Все бы ничего, но коммерческие банки не намерены разделять оптимизм НБУ и потому в "обменниках" курс доллара постепенно вырос до 8.20 несмотря на стабильную "восьмерку" от Нацбанка. Можно ожидать, что тихий саботаж коммерческими структурами официального курса НБУ и далее продолжится.
6. Застой в отношениях в ЕС. Очевидно, что нынешним руководством Соглашение об ассоциации подписано не будет. И весной 2014 года тоже. Поскольку причины отказа от Соглашения лежат глубже, нежели проблемы аграриев или металлургов. Как отметил сенатор США Джон Маккейн, на встрече с президентом Виктором Януковичем он понял, что отказ от подписания Соглашения и поворот в сторону России не был сиюминутным решением украинского руководства, и, скорее всего, планировался давно. С другой стороны, ЕС не будет делать никаких резких телодвижений в сторону Украины (например, в виде резолюций и санкций) накануне выборов, чтобы не провоцировать режим.
7. Распри с Россией. Они заложены и предопределены самими условиями московских соглашений по газу. Во-первых, это поквартальный пересмотр цены на газ, которым Россия, естественно, будет пользоваться. Во-вторых, это сами условия определения суммы, которые, по свидетельству ряда экспертов, настолько туманны, что их придется уточнять дополнительными соглашениями. Можно предположить, что украинские делегации министерского (если не выше) уровня, будут летать в Белокаменную с завидной регулярностью.
В то же время, по нашему мнению, вряд ли будут активно использоваться в 2014 году такие тренды, как показательное избиение (как это произошло с журналисткой Татьяной Черновол и нардепом Андреем Ильенко), или же приглашение в прокуратуру/ГАИ/МВД "на беседу". Первое слишком рискованно последствиями на международном уровне, а второе имеет недостатком персонификацию в лице конкретного следователя/прокурора. Главные же козыри всех трендов 2014 года, нами описанных, - анонимность и неизвестность.
Сергей Костеж