Речь идет о президентском проекте закона №5085, который в редакции профильного комитета получил название "О Национальном антикоррупционном бюро".
Кроме того, после внесения поправок Рада может выразить недоверие главе Антикоррупционного бюро, ужесточаются требования к главе Антикоррупционного бюро и ужесточен парламентский контроль за деятельностью органа.
Основными функциями Национального бюро определяется досудебное расследование отнесенных к его подследственности уголовных правонарушений; проведение оперативно-розыскных мероприятий.
При этом к подследственности Национального бюро относятся преступления, которые совершены:
народным депутатом Украины, премьер-министром Украины, членом Кабинета министров Украины, первым заместителем и заместителем министра,
председателем Национального банка Украины, его первым заместителем и заместителем, членом Совета Национального банка Украины, секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины, его первым заместителем и заместителем;
государственным служащим, должность которого отнесена к первой и второй категориям должностей;
депутатом Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатом областного совета, городского совета городов Киева и Севастополя, должностным лицом местного самоуправления, должности которых отнесены к первой и второй категориям должностей;
судьей Конституционного суда Украины, судьей суда общей юрисдикции, народным заседателем или присяжным (во время выполнения ими этих функций);
генеральным прокурором Украины, его заместителем, помощником генерального прокурора Украины, прокурором Генеральной прокуратуры Украины, следователем Генеральной прокуратуры Украины;
лицом высшего начальствующего состава органов внутренних дел, государственной уголовно-исполнительной службы;
военнослужащим высшего офицерского состава Вооруженных сил Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной специальной службы транспорта, внутренних войск Министерства внутренних дел Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины;
руководителем субъекта крупного предпринимательства, в уставном капитале которого доля государственной или коммунальной собственности превышает 50 процентов. Систему Национального бюро будет составлять центральный аппарат и 7 территориальных (межрегиональных) управлений.
Директор Национального бюро будет назначаться на должность в соответствии с результатами открытого конкурсного отбора на занятие этой должности, организацию и проведение которого осуществляет конкурсная комиссия в составе 9 человек (по 3 человека, определенные президентом Украины, Кабинетом министров Украины и Верховной Радой Украины).
Директор Национального бюро назначается сроком на 7 лет президентом Украины; одно и то же лицо не может назначаться на два срока подряд.
Кроме того, устанавливается запрет на принятие на службу в Национальное бюро в отношении лиц, которые в течение последних пяти лет работали (проходили службу) в специально уполномоченных подразделениях по борьбе с коррупцией в органах прокуратуры, Министерства внутренних дел Украины, Налоговой милиции, Службы безопасности Украины, Военной службы правопорядка в Вооруженных силах Украины и таможенных органах. Согласно законопроекту, Национальное бюро дважды в год публикует подробный отчет о своей деятельности, а также подает отчет Верховной Раде Украины, Кабинету министров Украины и президенту Украины (отчет подается вместе с заключением к нему Совета общественного контроля при Национальном бюро).
Законопроектом устанавливаются минимальные требования к содержанию отчетов Национального бюро. С целью обеспечения прозрачности и гражданского контроля за деятельностью Национального бюро образуется Совет общественного контроля при Национальном бюро в составе 15 человек на основании открытого конкурса.
Закон о Национальном бюро вступает в силу со дня его опубликования и вводится в действие через три месяца со дня вступления в силу, за исключением положений о проверке на добродетель, которые вводятся в действие одновременно с вступлением в силу закона, который регулирует порядок проведения такой проверки.