Как бороться с коррупцией: Рецепт Китая

19 ноября, 10:40

Украинские власти объявили войну коррупции, которая на деле и близко на войну не похожа. А вот в Китае действительно осознали губительность этого порока для государства

Коррупция в Китае
Reuters

Сразу после своего избрания на пост председателя КНР и генерального секретаря Коммунистической партии Си Цзиньпин начал масштабную антикоррупционную кампанию. Многие наработки борьбы против коррупции в КНР могли бы стать актуальными и для Украины, случись вдруг у руководства нашей страны неожиданный приступ решимости бороться против взяточников и казнокрадов.

Примеры из практики борьбы против коррупции в Китае выглядят очень контрастно по сравнению с Украиной. Если против китайского чиновника начинается расследование по обвинению во взяточничестве и/или злоупотреблении служебными полномочиями, то его ждет обвинительный приговор. И ни высокая должность, ни известные родственники не смогут повлиять, чтобы дело "развалилось" в суде.

В Украине же в публичной плоскости коррупции давно объявлен бой, но фактические результаты борьбы – ничтожны. К примеру, несмотря на массу громких заявлений и угроз, по состоянию на ноябрь 2014 года ни одно дело против представителей администрации Януковича – самого экс-президента Виктора Януковича, Сергея Арбузова, Николая Азарова, Андрея Клюева и др. – не доведено до суда.

Коррупция есть

До прихода Си Цзиньпина официальная позиция руководства КНР сводилась к формуле "В Китае коррупции нет". А коррупционные скандалы официальные лица поясняли "мелкими недоработками на местах", не носящими системный характер.

Здесь надо сделать отступление и пояснить, что понимание таких явлений, как взяточничество и коррупция, в Китае отличаются от Украины, США и Европы. Экономическая модель КНР – это государственный капитализм, а его отличительная черта – высокий уровень вмешательства государства в экономику. Естественно, если чиновники активно участвуют в экономических процессах и контролируют многомиллионные финансовые потоки, возникает желание получить "благодарность" за свои усилия. К тому же понятие "благодарности" соответствует таким позициям учения Конфуция, как важность работы чиновника для государства и уважение младших в отношении к старшему. Получается, что коррупция в Китае до недавних пор имела под собой как экономическую базу, так и идеологическое обоснование. Поэтому, когда благодарный бизнесмен приносит чиновнику деньги в конверте, это считается "благодарностью", а не взяточничеством. Но при одном условии! Если чиновник не просто присвоит все деньги себе, а поделится со "старшими товарищами". Поэтому существует неформальная градация, какую сумму может позволить оставить себе начальник полиции города, мэр и так далее вплоть до министров и членов Политбюро, а какую – передать "старшим товарищам". Если же начальник полиции города средней величины, имеющий негласное право оставлять себе до 100 тысяч долларов в год, присвоит себе 2 миллиона, тогда по китайским понятиям такое поведение и считается коррупцией. Ведь, во-первых, чиновник присвоил себе больше положенного. А во-вторых, получается несправедливость, когда "старшие товарищи" не получат "благодарности" за свою "помощь".

Но после избрания товарища Си на пост председателя КНР в декабре 2012 года концепция радикально изменилась. Си Цзиньпин во время одного из первых заседаний Политбюро в качестве главы КНР и генерального секретаря Коммунистической партии Китая заявил, что растущая коррупция может "погубить партию и государство". Начиная с декабря 2012 года, Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины начала расследование по обвинению во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением против около 75 тысяч функционеров Коммунистической партии.

Огонь по штабам!

Председателя Мао давно нет, но его лозунги живут. Вот и новые руководители КНР во главе с Си Цзиньпином, начав кампанию по борьбе с коррупцией, взяли на вооружение его призыв "Огонь по штабам!". Антикоррупционная кампания в Китае строится на психологическом расчете – любая борьба против взяточников и казнокрадов обречена на провал, если власти будут карать за коррупцию только мелких "стрелочников". Поэтому за минувшие 2 года руководители КНР санкционировали расследования и наказания для фигур такого высокого полета, о которых раньше и подумать нельзя было ничего плохого, не то что обвинить в коррупции. Перечень высших чиновников, получивших "по полной" за взяточничество и казнокрадство, перевалил за второй десяток. Список включает бывшего министра торговли и бывшего секретаря парткома города Чунцин, а главное –   бывшего члена Политбюро ЦК КПК Бо Силая, бывшего министра общественной безопасности Чжоу Юнкана, бывшего министра железных дорог Ли Чжицзюня, главу Комиссии Госсовета по управлению государственными активами Цзян Цземиня и ряд других высокопоставленных чиновников и функционеров Компартии.

Коррупция в Китае
Reuters

Среди последних громких дел – расследование против генерала Цюй Сайхоу, одного из высших руководителей армии КНР. Цюй Сайхоу – генерал Народно-освободительной армии в отставке, до 2012 года – член Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая, а вплоть до 2013 года – заместитель председателя Центрального военного совета (другое название – Центральная военная комиссия), центрального органа, отвечающего в КНР за управление вооруженными силами. Согласно статье 93 Конституции КНР от 1982 года, "Центральный военный совет Китайской Народной Республики руководит всеми вооруженными силами государства". В свою очередь армия КНР – это 2 миллиона 300 тысяч солдат и офицеров. То есть фактически речь идет об уголовном преследовании высшего руководителя из среды военных и второго человека в управлении армией КНР после самого товарища Си. Руководителем же Центрального военного совета по должности является председатель КНР Си Цзиньпин. Генерал Цюй уже признался в том, что продвигал вверх по служебной лестнице офицеров китайской армии, плативших ему взятки в "благодарность" за помощь. Власти Китая санкционировали уголовное расследование против Цюй Сайхоу в июне нынешнего года, сразу же после этого отставного генерала лишили всех воинских званий и исключили из Коммунистической партии, а сейчас решается вопрос о предании его военному суду.

Законодательные эксперименты

Еще одна составляющая борьбы против коррупции в Китае – это новое законодательство. Задача решается двумя способами – путем инкорпорации новых норм в Уголовный кодекс и проведения антикоррупционных экспериментов. Действующий Уголовный кодекс КНР был принят Всекитайским собранием народных представителей еще 14 марта 1997 года и сегодня не вполне отвечает задачам кампании по борьбе с коррупцией. К примеру, китайские чиновники могут абсолютно спокойно принимать "в подарок" дорогие часы и даже деньги в конверте – коррупционерами они будут считаться лишь в том случае, если следствие докажет, что "в благодарность" они использовали свою должность, чтобы решить вопрос в интересах "дарителя". А если, к примеру, конверт с деньгами "подарил" товарищ А, а чиновник помог получить выгодный государственный заказ товарищу Б, не состоящему ни в каких отношениях с "дарителем"? Поэтому в начале ноября ЦК Компартии КНР под председательством Си Цзиньпина постановила дополнить Уголовный кодекс новыми нормами, квалифицирующими дорогостоящие "подарки от друзей" как получение взятки, даже если презент был получен в безденежной форме.

Что касается антикоррупционных экспериментов, то с весны действует кампания по выявлению "голых чиновников" – так называются коммунистические функционеры, чьи семьи живут за рубежом. Дело в том, что за последние годы участились случаи, когда высокопоставленный чиновник сначала отправлял за рубеж своего сына или дочь, якобы под предлогом учебы, затем вслед за ребенком уезжала супруга, а потом отец семейства выводил за границу деньги и сбегал сам. Поэтому отныне такого чиновника ставят перед выбором – либо его семья возвращается назад, либо он добровольно соглашается на понижение в должности. Эксперимент действует пока только в провинции Гуандун, но в случае, если такой метод докажет свою эффективность, есть шансы, что власти Китая распространят успешный опыт на всю территорию КНР.

Среди последних нововведений – пересмотр системы управления и контроля руководителей КНР в отношении Народно-освободительной армии (НОА) Китая. Понятно, что стимулом пересмотра отношения к ситуации в армии стало дело Сюй Цайхоу, ждущего судебного разбирательства под домашним арестом. На днях Си Цзиньпин переподчинил контрольно-ревизионное управление Народно-освободительной армии от армейского Управления материально-технического обеспечения к Центральной военной комиссии (ЦВК) во главе с самим председателем КНР. Таким образом, отныне ЦВК будет внимательно изучать, на какие армейские потребности расходуются миллиардные суммы на закупки в интересах НОА. Ведь расследование против генерала Сюй демонстрирует, что китайская армия настолько поражена взяточничеством, кумовством и казнокрадством, что руководители Китая на последнем заседании Политбюро поставили ребром вопрос о боеспособности вооруженных сил, случись трудная минута для страны.

Но, повторяясь, нужно отметить, что любые законодательные ухищрения и управленческие инновации мало что значат, если первые лица страны нацелены жестоко наказывать мелких чиновников, но закрывают глаза на проделки "крупной рыбы". Поэтому антикоррупционный курс Си Цзиньпина ставит во главу угла суровое и показательное наказание в первую очередь для "тигров" (т.е. высокопоставленных чиновников). А увидев, что наказание за коррупцию является неотвратимым даже для небожителей, каждый мелкий чиновник (или "муха" в китайском обиходе) трижды задумается, стоит ли принимать "подарок" в обмен на злоупотребление служебным положением.          

Топ-5 самых громких дел о коррупции в КНР:

 -  Лю Чжицзюн

Бывший министр железных дорог и многолетний руководитель партийной ячейки был признан виновным в получении крупных взяток и злоупотреблении служебным положением. Следствие доказало, что за период с 1986 по 2011 годы Лю, занимая различные должности, получил взяток на общую сумму более 10,5 миллионов долларов, а также в виде жилых домов в разных городах Китая. В июле 2013 года суд приговорил его к смертной казни с отсрочкой приведения приговора в исполнение на 2 года. Согласно правоприменительной практике Китая, такой приговор означает, что спустя какое-то время суд пересмотрит его и приговорит виновного к пожизненному заключению.

Лю Чжицзюн
Лю Чжицзюн
Reuters

 - Цзян Цземинь

Центральная комиссия по проверке дисциплины заявила о начале проверки деятельности бывшего директора Китайской национальной нефтяной компании, бывшего главы Комиссии Госсовета по управлению государственными активами и члена ЦК Политбюро (аналог украинского Фонда государственного имущества, но с более широкими полномочиями) в конце лета 2013 года. А в июне агентство "Синьхуа" распространило официальное сообщение о том, что Цзян был исключен из Коммунистической партии, так как комиссия обнаружила и доказала факты взяточничества, злоупотребления служебными полномочиями и нарушения внутрипартийной дисциплины. Официальные итоги расследования пока не обнародованы.

Цзян Цземинь
Цзян Цземинь
Reuters

 - Бо Силай

 Товарищ Бо – бывший член Политбюро и бывший министр торговли (с 2004 по 2007 год), потомственный политик и один из самых высокопоставленных китайских чиновников, обвиненных во взяточничестве. В сентябре 2013 года народный суд города Цзинань признал его виновным во взяточничестве, присвоении чужих денег преступным путем на сумму 27 миллионов юаней (т.е. около 4 миллионов 410 тысяч долларов) и злоупотреблении служебными полномочиями и приговорил его к пожизненному заключению и еще нескольким тюремным срокам. Ранее приговор в виде смертной казни с отсрочкой на 2 года получила его жена Гу Кайлай. Правда, кроме коррупции, Гу была признана виновной еще и в убийстве британского бизнесмена Нила Хейвуда, которого она отравила цианистым калием в номере одной из гостиниц Чунцина.

Бо Силай
Бо Силай
Reuters

 - Чжоу Юнкан

Центральная комиссия Коммунистической партии по проверке дисциплины начала расследование против высокопоставленного чиновника в июле 2014 года. Чжоу Юнкан – бывший министр общественной безопасности КНР (2002-2007 гг.) и бывший член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Пока идет расследование, бывший министр с декабря 2013 года находится под домашним арестом.

Чжоу Юнкан
Чжоу Юнкан
Reuters

 - Сюй Цайхоу

Следствие по обвинению генерала в отставке и второго после Си Цзиньпина человека в армии находится в разгаре. Из последних новостей известно, что экс-заместитель главы Центральной военной комиссии признал себя виновным во взяточничестве. Но конкретный фактаж станет известен только после завершения расследования.

Сюй Цайхоу
Сюй Цайхоу
Reuters

Сергей Слободчук, специально для bnk.ua

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Читать далее

Уважаемые читатели!

Возможность комментирования временно отключена из-за возросшего количества агрессивных и оскорбляющих комментариев, призывающих к незаконным действиям и насилию.

Новости партнеров
Погода, Новости, загрузка...
Loading...