Повторение пройденного
С дефицитом продуктов питания крымчане сталкиваются перманентно с момента аннексии полуострова - с марта текущего года. Напомним, тогда под запрет попали сыры, кондитерские изделия Roshen и животноводческая продукция. А 22 мая Россельхознадзор снял эмбарго до 1 июля для всех, кроме производителей свинины (крымчане боялись, что им завезут животных, больных африканской чумой). Но послабление российского контролирующего ведомства не принесло должного результата. Проблема ситуативного дефицита продовольствия на полуострове так и не была решена. Вместе с тем на полуострове началось удорожание продовольствия. Помимо недостатка товаров, способствовало этому и отсутствие безналичного расчета между материковой Украиной и Крымом, а также разница между стоимостью украинских и российских продуктов питания. "Оптовые цены российских производителей значительно выше украинских, и естественно это влияет на рост ценообразования в Крыму. Цены в Краснодарском крае… по социальным товарам выше на 50‑60 %, по другим товарным группам — на 50‑100 %", — поясняла рост цен министр экономического развития Крыма Светлана Верба.
Ориентируясь на российских коллег, украинские поставщики продовольственных товаров стали тоже повышать их стоимость и в среднем продукты питания подорожали в Крыму на 25% относительно цен на материковой Украине.
Ввиду такой ситуации в июле власти Крыма решили создать "зеленые коридоры" на таможне для украинских поставщиков, надеясь остановить удорожание продовольствия и предотвратить нехватку продуктов питания. Также было принято решение об искоренении посредников между потребителем и производителями. Однако эти меры результатов не принесли.
Что дальше
Самый болезненный вопрос для крымчан – обеспечение молочной продукцией. По информации жителей полуострова, в разных городах периодически с прилавков магазинов пропадает молочка без пояснения причин. По словам директора торговой компании "Магистраль" Александра Михайлова, до прекращения антитеррористической операции логистический вопрос не может быть решен — никто не рискнет большими партиями товара. Иного пути доставки автотранспортом, кроме как через восточную границу, для российских поставщиков нет. Одной из причин такой ситуации может быть также сужение дистрибьюторской сети крупнейшими поставщиками молочной продукции. В частности, по словам директора дистрибьюторской компании "Стоун-Плюс" Максима Берновского, несмотря на то, что компания поставляет на рынок Крыма молочную продукцию компании Danone с 2002 г., договор о сотрудничестве с ней с середины июня расторгнут. Ситуация может усугубиться и после того, как с 1 октября вступит в силу полный запрет на поставки молока в Крым. Если Роспотребнадзор не передумает, конечно.
В Россельхознадзоре Крыма отмечают, что дефицита растительных продуктов на полуострове нет. Дефицит касается в наибольшей степени именно молочки, ведь более 80% молокопродуктов в Крым ввозилось ранее с материка. По данным Минсельхоза Крыма, на полуострове производится 311 тыс. т молока в год при потребности в 800-900 тыс. т. Однако с обеспечением не справляются и те поставщики, за которыми право поставок пока сохранено. 8 августа крымчане утвердили список из 13 компаний, среди которых "Гадячсыр", Глобинский молокозавод, дистрибьютор продукции "Менского сыра", входящего в "Милкиленд-Украина" и другие. Интересен тот факт, что официальных уведомлений на право поставок от Россельхознадзора они не получали. "О том, что продукция одного из наших заводов может быть поставлена в Крым, мы узнали от партнера, который работает на полуострове. По какому принципу составлялся этот список, мы тоже не знаем",‒ рассказал топ-менеджер крупного молокопереработчика.
Ответа Россельхознадзора на обращение крымчан пока нет. Но тем временем российские власти всерьез обсуждают вопрос обеспечения продовольствием Московской области за счет поставок из Крыма. Для реализации такой инициативы российская авиакомпания "Аэрофлот" готова возить крымские товары в Подмосковье по льготным тарифам. "Сейчас тариф на перевозку груза — 20 руб. 50 коп. за килограмм. В общей сложности все самолеты авиакомпании могут перевозить из Крыма в Москву до 43 т груза в сутки. Грузы перевозятся в багажных отсеках пассажирских судов, где в течение всего полета может поддерживаться температура от плюс 6 до плюс 18 градусов", - заявил на конференции во вторник замруководителя департамента грузовых перевозок авиакомпании Денис Хмелевский. Глава крымского Минсельхоза Николай Полюшкин говорит, что сельхозпроизводители могут предложить московскому потребителю ранние помидоры и огурцы, черешню, персики, сливы, яблоки, груши и столовый виноград.
Марина Мурга для 112.ua