Украина становится все менее привлекательной для зарубежных продавцов одежды и обуви. С начала года страну покинули восемь известных мировых брендов. Последним о своем уходе с украинского и российского рынков заявил британский New Look. Попрощаться с покупателями из Украины и России фешн-ритейлер решил из-за неопределенной политической ситуации в регионе. Однако куда сильнее на розничный рынок одежды и обуви давят экономические последствия этой политической ситуации – стремительная девальвация гривны и пикирующая покупательная способность украинцев. По данным аудиторской компании EY, в течение текущего года продажи одежды и обуви в стране резко сократились. К концу года ситуация в лучшую сторону не изменилась.
"Люди однозначно стали покупать меньше одежды. Из-за роста цен продажи остались в гривневом выражении на том же уровне, но в количественном выражении они, конечно, уменьшились", - рассказывает президент "Украинской Ритейл Ассоциации" Олег Кручинин.
Но так как большинство одежды для украинского рынка закупается за рубежом и в валюте, то этот год для многих ритейлеров будет убыточным, а некоторые из них его просто не переживут.
"Ситуация не нова, повторяется то, что было полгода, девять месяцев назад, но только с большим масштабом. Но пока массово никто из ритейлеров не уходит. Люди пытаются договориться с собственниками торговых площадей о пересмотре арендных ставок, и те охотно идут им навстречу", - говорит руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG Виктор Оборский.
Оптимизация расходов, в том числе и на оплату аренды торговых площадей, и на зарплату сотрудникам, просто необходима продавцам одежды и обуви, ведь поднять цену на уровень девальвации гривны, которая с начала года просела более чем в два раза, они не могут, поскольку иначе обедневший покупатель не переступит порог их магазина.
"Те цены, которые есть сейчас - уже пиковые для потребителя. Люди стали жить значительно беднее, поэтому отрасль сильно проседает", - констатирует партнер "Украинской Ритейл Ассоциации" Александр Фиалка.
Карманы пусты
В результате - обновлять свой гардероб украинцы в этом году стали значительно реже. По словам директора одного из киевских брендовых магазинов крупной зарубежной сети, пожелавшего остаться неназванным, к концу года поток покупателей сократился приблизительно на 40%.
"Очень заметно падение покупательской способности - у нас упал средний чек, люди перестали покупать дорогие вещи, покупают все недорогое и только первой необходимости", - рассказала она.
При этом наибольшее падение продаж, по ее словам, фиксируется в ценовом сегменте "средний плюс" и "высокий", так как и без того немногочисленный в Украине крепкий средний класс тает на глазах.
"Если раньше средний класс мог позволить себе купить и "средний", и "средний плюс", то теперь они стараются экономить. Покупатель соглашается на блузу из полиэстера, а не из хлопка, потому что она дешевле", - констатирует директор магазина.
Кроме того, по словам руководителя одного из магазинов сети Marks & Spencer в Киеве Евгения Блиховского, не так давно, приходя за одной вещью, покупатели могли приобрести еще несколько, "потому, что понравилось", но теперь на непредвиденные растраты решаются немногие.
"Если раньше клиенты приходили, к примеру, за брюками, то мы могли предложить еще и рубашку, и они соглашались. А сейчас – брюки, и все, ничего больше", - говорит он.
Вместе с тем особо на рост цен посетители его магазина не жалуются, утверждает Блиховский. Ведь вокруг в цене выросло все, и удивить покупателей подорожанием одежды вряд ли можно.
"Если бы не было тотального роста цен по всем направлениям, то заметили бы подорожание у нас. Но когда в цене растет все, то у нас цена увеличилась максимум на 30%", - рассказывает менеджер.
Дорогие покупатели
Однако "со слезами на глазах" о ситуации в розничной торговле одеждой и обувью рассказывают не все участники рынка. По словам директора магазина известной зарубежной сети во Львове, который попросил не называть его имени, продажи в этом году у них растут и в денежном, и в количественном выражении.
"Никакого отставания по сравнению с прошлым годом нет. Наоборот нам повысили планы продаж, цены подняли. Но люди все покупают, верхняя одежда разлетается", - рассказывает он.
Причину такого успеха менеджер видит в переезде во Львов бегущих от войны состоятельных жителей Донбасса.
"Во Львов приехало очень много людей из Донецка и Луганска, причем это совсем небедные люди. И они делают кассу", - говорит он.
Спасают львовских предпринимателей не только финансово благополучные беженцы из Луганска и Донецка, но и зарубежные туристы, поток которых в город не прекращает расти и которые готовы в этом городе расставаться с деньгами, добавляет Фиалка.
Киевским же ритейлерам помогают держаться на плаву постоянные клиенты, которые могут оставить в любимых магазинах приличные суммы.
"Есть прослойка населения, у которой как были деньги, так и есть. В моем магазине как были "золотые" клиенты, которые приходят нечасто, но могут позволить себе оставить кругленькую сумму, так они никуда и не делись. Причем порой их чек равен месячной зарплате менеджера среднего звена, а это 15-17 тыс. грн", - рассказывает директор киевского фешн-магазина.
Кроме того, относительно спокойная ситуация с продажами в масс-маркетах и магазинах формата outlet. Но даже им несдобровать, если экономическая ситуация в стране в следующем году не улучшиться.
"Если продолжится то, что есть сейчас, то ситуация в следующем году на рынке розничной торговли одеждой и обувью только ухудшится, ведь он очень сильно зависит от экономической ситуации в стране. А спасти ее могут только реформы, которых мы ждем уже 9 месяцев", - резюмирует Фиалка.
Катерина Брусничкина, специально для bnk.ua