Украинская элита пошла неверным путем Виктора Януковича и Виктора Ющенко, так как попыталась переписать "правила игры". Верховная Рада с помощью поправок в закон "О Совете национальной безопасности и обороны" пытается переиграть конституционное распределение полномочий между ключевыми органами власти, а также создать новую значимую политическую фигуру в лице секретаря СНБО. Пусть даже такие изменения и противоречат Конституции Украины.
Парламентский разнобой
Нельзя сказать, чтобы депутаты Верховной Рады "горели" желанием принимать поправки к закону "О Совете национальной безопасности и обороны". Спикер ставил проект под регистрационным номером № 1343 во вторник, но тогда документ не набрал необходимого количества в 226 голосов. Зато в четверг, видимо, после разъяснительной работы, депутаты обеспечили 253 голоса "за". Фракция партии "Блок Петра Порошенко" дала 103 голоса от общего количества в 150 мандатов. "Против" проголосовали Светлана Залищук, Сергей Лещенко и Мустафа Найем, а еще 7 парламентариев воздержались. Показательно, что "за" голосовали депутаты Григорий Заболотный, Александр Домбровский и Виктор Король, долгие годы считающиеся представителями окружения Петра Порошенко, а также спикер Владимир Гройсман, официально являющийся внефракционным, и Андрей Павелко, руководивший кампанией БПП в Днепропетровской и Запорожской областях. Фракция "Народного фронта" дала рекордные 79 (из 82) голосов. Поддержали расширение полномочий Александра Турчинова и парламентарии из "Блока Петра Порошенко", близкие к группе "Приват": Александр Шевченко (бывший руководитель комплекса "Буковель"), Александр Дубинин (до избрания – директор днепродзержинского "Днепроазота"), Андрей Денисенко (руководитель днепропетровской организации "Центр социальных технологий "ПіАр – простір", ответственный за массовые акции в интересах группы "Приват"), Виталий Куприй (советник губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского) и другие.
"Самопомич" дала 25 голосов из 32 наличных, фракция Радикальной партии – 18 из 22, причем "против" голосовал Юрий Шухевич. Во фракции "Батькивщина" проект поддержал только один парламентарий. Состоящая в основном из бывших членов фракции Партии регионов группа "Воля народа" дала 9 голосов из 20. Еще одна группа с "региональной" кредитной историей – "Экономическое развитие" – обеспечила 14 из 18 голосов своих депутатов.
Среди внефракционных зеленую клавишу "за" нажали четверо, включая союзного президенту Владислава Атрошенко (он баллотировался по округу в Черниговской области как официальный кандидат от БПП), красную – только Виктор Балога. А близкий к корпорации Виктора Пинчука "Интерпайп" Яков Безбах воздержался. Из 40 "штыков" "Оппозиционного блока" законопроект не поддержал никто, а четверо депутатов, включая Михаила Папиева, голосовали "против".
"Летучий отряд" под консультативной вывеской
Новый закон расширяет полномочия Совета с помощью ряда уловок. И начать нужно с уловки № 1: поправки фактически разрешают СНБО самостоятельно определять свои полномочия. Согласно новой редакции, порядок работы Совета отныне определяется "этим Законом и Регламентом Совета национальной безопасности и обороны Украины" (новые абзацы 2 и 3 статьи 2). При этом закон предоставляет самому СНБО право разработать и утвердить порядок своей работы (а вводится в действие Регламент указом президента).
Уловка № 2. Ранее круг вопросов, относящихся к компетенции Совета, определялся Конституцией, законами Украины, Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной. Теперь же закон предлагает, чтобы вместо Концепции круг интересов СНБО определяла Стратегия национальной безопасности Украины. Нетрудно догадаться, какой государственный орган будет готовить проект такой Стратегии. И если Концепция это идеологический документ, то Стратегия как долгосрочный план действий может включать все сферы жизни, начиная от производства металлопроката и заканчивая люками над теплосетями. Но самое интересное, что если ранее СНБО просто готовил и подавал президенту предложения в части вопросов, касающихся сферы национальной безопасности и обороны, то теперь закон постановляет, что Совет еще и "принимает решения" в отношении данного списка вопросов. А с учетом, что закон дополняет пункт 1 статьи 4 "Компетенция Совета национальной безопасности и обороны" абзацем № 12, получается, что СНБО получает полномочия принимать решения в отношении "безотлагательных мер по разрешению кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины". А право "принимать решения в отношении безотлагательных мер" - это уже не консультативный орган получается, а какой-то "отряд быстрого реагирования".
Уловка № 3. Авторы поправки (кстати, это поправка народного депутата Сергея Левочкина) расширяют полномочия Совета национальной безопасности с помощью эффективного приема, изобретенного еще Дмитрием Табачником. Речь идет о такой функции государственного органа как "координация". Итак, новая редакция пункта второго статьи 4, определяющей компетенцию Совета, предоставляет СНБО еще и право координировать выполнение своих собственных решений, введенных в действие указами президента.
Что это означает на практике? "Координация" на практике означает, что секретарь СНБО получит право вмешиваться в работу любого государственного органа (а круг таких органов определят Регламент и Стратегия, о чем сказано выше) под предлогом координации выполнения решений СНБО. Да, а еще координация – это очень удобный прием, означающий, что на деле ни один документ не вступает в силу без визы секретаря СНБО, при этом никакой ответственности за последствия он не несет. А новый пункт 8 гласит, что отныне Совет национальной безопасности и обороны "координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сферах противодействия коррупции, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью". То есть, по факту, секретарь СНБО одним росчерком пера получил статус на уровне вице-премьера, курирующего силовые органы. Да не просто курирующего, а имеющего законные полномочия ставить им задачи и требовать отчета о выполнении.
А еще новая редакция дополняет статью четвертую важным примечанием. Ранее статью завершал пункт № 7, дававший СНБО право "координировать и контролировать деятельность органов исполнительной власти … при возникновении кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины". А примечание гласит, что "кризисной ситуацией считается крайнее обострение противоречий, острая дестабилизация состояния в любой сфере деятельности, регионе, стране". Если говорить о свежих примерах, то примерами такой острой дестабилизации можно считать недавние уличные беспорядки в Виннице, а также штурм городского совета Запорожья организованными группами во главе с Олегом Ляшко. А так как Украина скатывается в одну сплошную кризисную ситуацию, такие поправки дадут главе СНБО и его окружению законное право вмешиваться в деятельность, в том числе и местных органов власти в любой точке страны, ссылаясь на поправки к закону. Поэтому логично, что авторы дополнили статью 10 новым абзацем, гласящим, что решения Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенные в действие указами президента Украины, являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти.
Уловка № 4 заключается в том, что теперь в состав СНБО фактически может входить любая фигура, если она устраивает президента – так расшифровывается дополнение "а также другие лица, определенные президентом Украины".
Если ранее президент определял функции, структуру и штатный состав аппарата СНБО, то согласно новому закону (новая редакция второго пункта статьи 8), положение про аппарат и его структуру будет готовить Александр Турчинов, а президент Порошенко будет только утверждать. То есть, налицо расширение полномочий секретаря СНБО за счет сужения полномочий президента. Естественно, в ракурсе расширения полномочий ключевой является статья 13, закрепляющая компетенцию секретаря СНБО.
Шесть новых пунктов, в числе прочего, предлагают закрепить следующие полномочия:
- осуществлять координацию и контроль за исполнением решений СНБО, начиная от центральных и местных органов власти и включая милицию и военные формирования по широкому кругу вопросов (государственная безопасность, борьба против коррупции, безопасность государственной границы, военно-техническое сотрудничество, внешняя политика и т. д.) (пункт 8);
- заниматься организацией Ставки Верховного Главнокомандующего в случае ее создания (пункт 9);
- принимать участие в рассмотрении кандидатур на государственные должности, чья деятельность связана с вопросами национальной безопасности и обороны, и предлагать президенту назначить или уволить руководителей военных формирований и правоохранительных органов (пункт 10).
Смутные сомнения
И, наконец, существует еще одна важная деталь. Несмотря на то, что Верховная Рада поддержала расширение полномочий Совета и его секретаря в лице Турчинова, картина далека от завершения. Дело в том, что новая редакция закона фактически предоставляет руководству Совета право самостоятельно оформить перечень своих полномочий. Поэтому окончательная интрига (каковы реальные полномочия Совета национальной безопасности и обороны) станет понятна только после того, как будет подготовлен Регламент Совета национальной безопасности и обороны.
Картина была бы неполной, если не привести выводы Главного научно-экспертного управления Верховной Рады. Специалисты управления постарались обратить внимание депутатов на то, что проект содержит ряд противоречий Конституции Украины, да вот только депутаты проехали "красный свет", не сбавив скорость. Например, юристы в заключении написали, что СНБО не может обладать полномочиями по "созданию, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти", так как согласно статье 15 Конституции Украины, такие полномочия относятся к компетенции Кабинета министров. Кроме того, Совет не имеет права вмешиваться в процесс принятия законов, так как Конституция не дает данному органу никаких полномочий в законотворческом процессе. А главное, что в числе многочисленных замечаний юристы Верховной Рады обращают внимание на следующее: содержание многих полномочий секретаря, по сути, пересекается с полномочиями главы СНБО, которым является президент.
И в этой связи возникает сразу несколько нехороших аналогий – как с временами Виктора Ющенко, так и Виктора Януковича, любивших играть и, даже можно сказать, заигрываться с манипуляциями вокруг Конституции. Как мы помним, при Ющенко президент, Верховная Рада и Кабинет министров увлеклись борьбой за контроль над финансовыми потоками и кадровыми назначениями, а Янукович и его окружение сразу после выборов с помощью псевдоправовых приемов начали переписывать правила игры, чтобы сконцентрировать как можно больше полномочий в одних руках.
Сергей Слободчук, специально для bnk.ua