Напомним, согласно действующему регламенту, минимальное количество депутатов в группе должно соответствовать наименьшей фракции, сформированной на первой сессии парламента, то есть не менее 32 (количество депутатов в КПУ на момент избрания).
Уход Зубика - тревожный сигнал для лидеров группы: он отнюдь не рядовой парламентарий. Состояние львовского нардепа по данным СМИ оценивается в 28 млн долл. Ему приписывают контроль над компанией "Интергалбуд", хотя официально он числится директором по фандрейзингу благотворительного фонда "Мир ребенка".
"Интергалбуд" является лидером рынка жилищного строительства во Львове (52-58%) и активно продвигается в Ровно, Черновцах и других областных центрах Западной Украины. "Интергалбуд" также вклинился и на киевский рынок жилья. Не последним фактором успеха компании стали политические контакты ее представителей. Например, львовское представительство компании возглавляет Юрий Буняк - сын бывшего городского главы Львова Любомира Буняка (довольно часто фирма "Юлита", которую считают общей собственностью семьи Буняков, была подрядчиком "Интергалбуд"). Сам же Зубик политическую карьеру начал сразу с Верховной Рады, куда прошел в 2006 году по списку Блока Юлии Тимошенко (БЮТ). Он же тогда стал первым "перебежчиком". То есть можно считать, что с него формально начался кризис, который завершился перевыборами. В 2007 году Зубик опять стал нардепом, но уже от Партии регионов (ПР). Ну а в 2014 г. покинул ряды "обанкротившейся" ПР и примкнул к группе Еремеева, которая, прочувствовав обстановку, уже 27 февраля 2014 года объявила о своей презентации и готовности стать ядром нового большинства.
Причины бегства европейских суверенных депутатов
Напомним, спустя всего несколько дней после переломных событий 21-22 февраля на Майдане, вице-спикер ВР Руслан Кошулинский объявил о регистрации в парламенте новой депутатской группы "Суверенная европейская Украина", в состав которой вошли 37 парламентариев. Представлять депутатскую группу были уполномочены народные депутаты Игорь Еремеев, Ярослав Москаленко и Александр Доний. Роли распределились так: Еремеев - финансовый донор и локомотив, Москаленко – парторганизатор, он привел в группу почти два десятка регионалов, подконтрольных лично ему или аффелированных с Москаленко в вопросах бизнеса. Ведь с именем этого нардепа (кстати, одного из самых состоятельных и влиятельных на Киевщине) связывают не только руководство компанией "Альфа-трейд", но и раздел земли в Вышгородском районе.
Олесь Доний, в свою очередь, должен был придать группе политический лоск и патриотический шарм. Кроме того, он мог указывать на возможную связь с Петром Порошенко, поскольку Дония поддерживала партия "УДАР" Виталия Кличко, ставшего политическим партнером Порошенко. Правда, группе не удалось нарастить численность до 47 членов, как было заявлено изначально, но и 37 контролируемых "штыков" в нынешней нестабильной ситуации - тоже весьма достойный результат.
Однако оказалось, что подконтрольность "Суверенной европейской Украины" президенту весьма спорный факт. Как и сила одного из серых кардиналов парламента Игоря Ереемева. Созданная на "майданной волне" группа разваливается через месяц после президентских выборов, которые должны были стать символом устойчивости и сплоченности как страны, так и политикума.
Более того распад группы, в названии которой фигурирует обозначение "европейская", довольно странен: ведь не прошло и десяти дней после подписания соглашения об Ассоциации с ЕС. В рамках логики группа должна была получить новых сторонников и стимулы, учитывая твердую проевропейскую линию. Но в действительности исполнение "заветной мечты" Майдана не сплотило группу Еремеева-Москаленко в ВР. Пионер развала группы - депутат Зубик - объяснил свой выход тем, что "объединение фактически работает в интересах одного лица — руководителя группы, который игнорирует позицию и мнение других членов". Разумеется, членам группы хотелось бы не только поддерживать Еремеева в его "нефтяных войнах", но и решать собственные проблемы, тем более, что в СЕУ собрались представители крупного отечественного капитала. И они хотели бы получить компенсации (кадровые, финансовые, тендерные) за услуги, оказываемые Евромайдану, а не класть головы и средства на расширение бизнес-империи "Континиум". В чём открыто признался тот же Зубик в интервью СМИ. "Многие из нас, я в том числе, помогали революции, и не просто словами, а денежными вливаниями. Все первые палатки, которые появились на Майдане, — это были мои, за мои деньги купленные. Бронежилеты — тоже мои. Многие другие депутаты также оказывали посильную помощь… В коалиции я остаюсь и включаюсь в процесс голосования, но находиться в группе и слушать какие-то команды каких-то руководителей, которые элементарно не реагируют на предложения членов этой группы, не хочу", — пояснил Зубик. По его словам, такую точку зрения разделяют и другие спонсоры Майдана, пока оставшиеся ни с чем. "Оказалось, что и другие, как и я, не могут решить свои вопросы. Не исключаю, что если Еремеев и дальше не изменит свою позицию, то разбегутся и эти люди", — полагает парламентарий.
Впрочем, директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин не склонен драматизировать ситуацию с расколом группы Еремеева-Москаленко. По его мнению, в отличие от фракции коммунистов, СЕУ утрата статуса не грозит.
Тень Коломойского бродит по ВР
Разрушение группы "Суверенная европейская Украина" - дело рук Игоря Коломойского, который все глубже внедряется в украинскую политику, утверждают политологи. Одна из основных причин "уничтожения" парламентского объединения "суверенов" связана с бизнес-конфликтом Коломойского и Еремеева. Еще в апреле под информационный фон антитеррористической операции (АТО) на Востоке, два нефтяных магната начали жесткую борьбу за перераспределение рынка нефтепродуктов и бюджетных ресурсов. Для этого у каждого из них есть своя подконтрольная группа в парламенте: Коломойский "шантажировал" правительство через "Экономическую Украину" Сергея Тигипко, Еремеев спекулировал возможностями "Суверенной европейской Украины", отказываясь поддерживать ряд необходимых Кабмину Яценюка проектов – и все это для установления контроля на рынке реализации бензина и других нефтепродуктов. Отметим, что Коломойский контролирует 1,5 тыс. заправок "Укрнафта" и "Авиас", за Еремеевым – 500 заправок бренда WOG. Позиции Коломойского финансово сильнее: он влияет на политику государственной "Укрнафты", а во главе "Укртранснефть" стоит его креатура - Александр Лазорко.
В свою очередь Еремеев, по словам руководителя Института политических, социологических и маркетинговых исследований Владимира Бондаренко, имеет более весомый политический опыт (несколько раз был депутатом ВР, входил в группу спикера Литвина), а также способен играть на опережение: он уже обвинил Коломойского в коррупции - самом большом "грехе" в нынешней постмайданной политике.
Ещё одна причина того, что Коломойский приложил руку к распаду группы суверенных европейцев - политическая. Проблемы у объединения Еремеева-Москаленко начались в самый неподходящий момент: когда президент стал тасовать кадровую колоду и раздавать должности за поддержку – точно так же как это делал Ющенко после победы "оранжевого майдана". Но объединение европейцев оказалось в этом процессе не у дел, несмотря на все заслуги перед Евромайданом - как раз из-за своей неустойчивости. Очевидно и то, что расшатывание СЕУ приведет к тектоническим сдвигам в самой коалиции, которая вряд ли окажется способной реформировать Кабмин: может просто не хватить голосов.
Ряд нардепов на правах анонимности подтвердили, что один из лидеров группы Еремеева - Владимир Зубик ушел именно под влиянием собственника группы "Приват". "Зубик договорился с Коломойским о выходе из группы СЕУ в обмен на оказание ему поддержки в бизнесе. И если еще три-четыре депутата последуют его примеру, то Еремеев потеряет свое влияние в парламенте", рассказывает собеседник bnk.ua.
С распадом группы СЕУ под вопросом оказывается создание новой коалиции на базе УДАРа, "Экономической Украины", "Суверенной европейской Украины" и группы "За мир и стабильность". Зато усиливается оппозиция в парламенте, костяк которой образуют "Батькивщина" и ВО "Свобода".
По мнению политического эксперта Леси Яхно, сегодня в парламенте идет процесс разрушения старых устоявшихся групп и фракций и создание новых депутатских объединений – под крупные политико-экономические группы влияния. В то же время активное переформатирование внутри парламента, которое мы сейчас наблюдаем, означает и реализацию сценария по роспуску ВР, и досрочные парламентские выборы. "В пользу такого развития событий говорит решение нардепов работать без каникул", - отмечает политолог.
Яхно считает, что только группой "Европейская суверенная Украина" дело не ограничится: перестановки внутри Рады инициируют субъекты политического процесса, которые находятся не только в ВР, но и вне стен парламента. Именно они заинтересованы в создании новых объединений в парламенте.
Будущие партии и их спонсоры: кто пройдет в новую Раду
Речь идет не только о партии развития Украины Левочкина-Ларина, которая уже готовит себе парламентскую базу в виде группы нардепов под руководством Юрия Мирошниченко. В нее сейчас входит около 10 парламентариев (Ирина Горина, Юлий Иоффе, Елена Нетецкая и др.) и ведутся переговоры по расширению. Также будет пытаться занять левую нишу СПУ Николая Рудьковского, который очередной раз произвел рейдерский захват партии и теперь готовит ее к выборам.
Но самым активным парламентским строителем, безусловно, считается Игорь Коломойский. Владелец "Привата" разложил яйца сразу в несколько корзин, он организационно и финансово поддерживает ряд проектов, которые могут "выстрелить" на досрочных парламентских выборах. В первую очередь это группа "Экономическое развитие" Сергея Тигипко. Коломойский давно и успешно сотрудничает с экс-вице-премьером, вкладывая средства и в реанимацию его партии "Сильная Украина", и в развитие нового партийного бренда. Кроме того, Коломойскому приписывают влияние на группу "За мир и стабильность", в которую вошли пророссийски настроенные экс-регионалы, в лице Виталия Грушевского, Владимира Олийныка, Евгения Балицкого и др. И хотя новое объединение "связывают" с именем небезызвестного Сергея Курченко, есть основания предполагать что владелец "Привата", по меньшей мере, в доле с беглым олигархом.
Напомним, что в марте в интернете был распространен аудиофайл о якобы телефонных переговоров нового губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского и собственника группы ВЕТЭК Сергея Курченко. На пленках, которые оказались в свободном доступе, человек, с голосом похожим на голос Игоря Коломойского, поообещал человеку, чей голос похож на голос Сергея Курченко, свою помощь в решении бизнес-вопросов, а также политическую поддержку. Поговаривают и о готовности губернатора Днепропетровской области вложиться в левый партийный проект, с чем, собственно, и связан выход 6 депутатов-коммунистов во главе с Александром Голубом из фракции КПУ. Не стоит забывать и о "Батькивщине", которая остается самой большой фракцией нового большинства: Коломойский играл и играет в связке с Юлией Тимошенко. Их совместная деятельность представляет серьезную угрозу для президента. Контроль над парламентом, который пытается установить сейчас Коломойский, скупая одни фракции и разрушая другие, не только сокрушит планы Порошенко по укреплению собственной власти и влияния, но и заставит президента воевать на два фронта: с ополченцами на юго-востоке и с Коломойским в центре. Для президента, во-первых, это, как минимум, грозит репутационными потерями: "бодаться" с одним из олигархов, который демонстративно игнорирует решения и приказы главы государства (как это было с решением о перемирии на Донбассе). Во-вторых, Порошенко может лишиться подконтрольного парламента: если губернатор Днепропетровской области приведет в ВР вышеназванные партии, то коалиция в новой Раде явно не будет пропрезидентской. Парламент начнет конфликтовать с президентом, как это было при Кучме, кроме того может повториться ситуация противостояния ветвей власти, знакомая нам по войне Тимошенко и Ющенко.