В венгерском вопросе Украине не следует сильно уповать на Брюссель и даже Вашингтон. Аннексия Крыма наглядно продемонстрировала, что система безопасности и послевоенное устройство в Европе больше не действуют. Не действуют международные договоры о безопасности, что хорошо видно на примере Будапештского меморандума, который призван был гарантировать суверенитет и территориальную целостность Украины в обмен на отказ от ядерного оружия. Об этот документ, образно говоря, Москва вытерла ноги, а остальные страны-подписанты, а именно Великобритании и США, сподобились разве только на моральную проповедь и некие санкции, эффективность которых пока еще сомнительна.
И дело не только в агрессии Москвы. Следует вспомнить, как "самый гуманный" международный суд отобрал у Украины черноморский шельф в районе о. Змеиный якобы в пользу Румынии. Но оказалось, что шельфом зело заинтересовались нефтегазовые транснациональные корпорации.
Трудности перевода и закулисные инсинуации
Известно, что венгерский язык является, мягко говоря, не слишком простым. Поэтому воспользуемся переводом заявления премьера Венгрии, опубликованным в ряде русскоязычных СМИ.
"Хозяйственные связи мы ставим в центр внешней политики. Продолжаем работать с Востоком и увеличиваем свое хозяйственное присутствие, усиливаем влияние в Карпатском регионе. В этом заинтересована Венгрия, наши соседние государства и Европейский Союз. Усиление региональных связей не противоречит общенациональным. Венгерский вопрос со времен Второй мировой войны остался нерешенным. Венгерский вопрос мы считаем европейским вопросом. Венграм Карпатского региона полагается двойное гражданство, гражданские права и автономия. Это наша позиция, которую мы будем представлять… В этой связи актуален вопрос 200-тысячного венгерского нацменьшинства в Украине, которое должно получить двойное гражданство, должно получить все гражданские права, должно получить право на самоуправление. Таковы наши ожидания от новой Украины, которая формируется и которая ощущает нашу поддержку в процессе построения демократического общества", – сказал Виктор Орбан.
Обращает на себя внимание тот факт, что это первое подобное выступление, по сути, высшего должностного лица соседней страны. До этого с такими текстами выступали лишь "мелкие политические сошки". Напомним, что Венгрия является парламентской республикой, где основной властью обладает премьер. К тому же, на недавних выборах в Национальное собрание (парламент) Венгрии партия Орбана "Фидес" набрала две трети голосов, получив право единоличного формирования правительства и всю полноту власти в стране. Естественно, что лидер партии Орбан занял пост премьер-министра.
Для справки отметим, что партия Орбана "Фидес– Венгерский национальный союз" (Fidesz – Magyar Polgári Szövetség) считается правоцентристской. Эта политическая сила является коллективным членом Европейской народной партии, в которую входят, например, Народное движение бывшего президента Франции Николя Саркози и германский блок ХДС/ХСС во главе с Ангелой Меркель. В то же время, по своей идеологии и практическим действиям "Фидес" является национал-консервативной политической силой.
Заявление вызвало широкий и негативный резонанс, причем не только в Украине. Украинский МИД выступил с резким заявлением и вызвал для "собеседования" посла Венгрии в Украине. Чтобы сгладить негатив, глава МИД Венгрии Янош Мартони был вынужден выступить с "толкованием" слов Орбана. Основной смысл выступления венгерского внешнеполитического ведомства сводился к тому, что премьера "не так поняли" и он не сказал "ничего такого".
В связи с этим обращением следует сделать некоторые замечания. Во-первых, 40 национально-культурных организаций на примерно 200 тыс. закарпатских венгров – это слишком много. Во-вторых, о некоторых из этих 40 организаций общественности стало известно только по факту указанного обращения, поскольку ранее о них никто не слышал. Есть подозрение, что они были созданы специально для проведения спецоперации по расшатыванию ситуации на западных границах Украины. В том, что это была спецоперация, не стоит сомневаться, и готовили ее, скорее всего, не в Венгрии, поскольку это старый и хорошо известный московский почерк.
В пользу последнего предположения говорит тот факт, что депутат Европарламента от венгерской ультранационалистической партии "Йоббик" Бела Ковач по приглашению российской стороны принимал участие в крымском "референдуме" в качестве наблюдателя "от Европы", хотя Европа "референдум" не признала как таковой. А депутат ПАСЕ от той же партии Томаш Гауди пришел на заседание в майке с надписью "Закарпатье законно принадлежит Венгрии".
Указанным обращением "бурная общественная деятельность" не ограничилась. В апреле 2014 г. Общество венгерской культуры Закарпатья неожиданно выступило с требованием немедленно принять законы о введении "прогрессивных европейских норм", прежде всего, "множественного гражданства".
В свою очередь, национально-культурные требования Общества венгерской культуры Закарпатья можно считать провокацией. В крае есть венгроязычные детсады, много школ с венгерским языком обучения, есть венгерский институт в Берегове и венгерский факультет в Ужгородском университете. Все это финансируется как за счет спонсоров из Венгрии, так и из государственного и местных бюджетов Украины. А самое главное, уровень соблюдения и защиты языковых и национально-культурных прав и потребностей венгров в Украине находится на значительно более высоком уровне, чем в соседних Словакии и Румынии, где исторически сложились значительные венгерские диаспоры. В этих странах-членах Евросоюза к требованиям венгров относятся, мягко говоря, невнимательно, а часто наблюдается напряженность на национальной почве.
Нелегка жизнь в земле мадьярской
Венгрия распродала свою промышленность за 11 млрд долл., которые были быстро потрачены, по сути, проедены, после чего страна погрузилась в пучину кредитов. В результате внешний долг Венгрии сейчас составляет 80% ВВП и продолжает расти. Была разрушена некогда мощная социальная сфера страны, поскольку остатки предприятий, туризм и кустарный бизнес не способны компенсировать огромное сокращение количества рабочих мест и обеспечить наполнение социальных фондов. На конец 2013 г. безработица в Венгрии составляла 11% трудоспособного населения, а среди молодежи – 28%, что уже сравнимо с Грецией и Испанией. Но это средние цифры, поскольку в восточных регионах страны, примыкающих к Украине, безработица достигает 20%, а среди молодежи до 24 лет – до 40%. Такого пока даже в Украине нет!
Тем, кто имеет работу, тоже приходится несладко. Средняя зарплата в Венгрии составляет 400 евро, то есть всего на треть выше, чем в Украине до обвала гривны в начале 2014 г. Зато цены существенно выше, чем у нас, - примерно такие, как в соседней Австрии, где средняя зарплата 2000 евро.
Огромные потери понесло некогда знаменитое сельское хозяйство Венгрии, хорошо известное бывшим советским гражданам своей вкусной продукцией. При численности населения, составляющей около 10 млн человек и территории 93 тыс. кв. км (для справки – Украина занимает 603 тыс. кв. км с Крымом), Венгрия может обеспечить экологически чистыми и натуральными продуктами питания до 30 млн человек. Но после вступления в ЕС аграрная отрасль Венгрии, по некоторым данным, сократила производство почти в 10 раз. На общеевропейский рынок венгерские продукты питания не пустили, а с внутреннего их выдавили своей дешевой продукцией транснациональные корпорации, использующие в производстве ускоренные технологии. Еврочиновники признали экологически чистую венгерскую сельхозпродукцию несоответствующей стандартам Евросоюза явно в интересах корпораций. Теперь в некоторых районах страны сельское население страдает от почти полной безработицы.
Столь острые социально-экономические проблемы неизбежно порождают столь же острые проблемы психологические. Массовым обывателем овладевает страх перед бытием в настоящем и будущем, так называемая невротичная тревожность. Подобный психологический климат в сочетании с историческими предпосылками порождает всплеск радикальных националистических настроений в Венгрии, которая всегда имела к этому предрасположенность. А ослабевшая соседняя Украина, где якобы притесняют венгров (хотя это, как показано выше, совершенно не так), является идеальной мишенью для реваншизма, направленного на компенсацию чувства собственной ущербности, никчемности, тревоги.
К тому же, кроме респектабельного национал-консерватизма в стиле Орбана и его партии "Фидес", в Венгрии набирают силу и популярность откровенные нацисты.
Венгерский нацизм?
В 2003 г., как раз в год референдума о вступлении в ЕС, в Венгрии появилась новая политическая сила, организованная группой радикальных студентов. Она получила название "За лучшую Венгрию" или (что означает то же самое) неблагозвучное, как для нас, название "Йоббик" (от полного названия Jobbik Magyarországért Mozgalom). В наименовании партии используется игра слов: слово "йобб" (jobb) в венгерском языке имеет два значения - "лучший" и "правый". Оправдывая это название, партия придерживается ультраправых националистических позиций. Одно время эта политсила пыталась даже вывести свою родословную от венгерских фашистов времен Второй мировой войны – "салашистов" (по имени их предводителя Ференца Салаши, они же "нилашисты" по названию их партии Nyilaskeresztes párt, что значит "Партия скрещенных стрел", поскольку на их эмблеме изображены скрещенные стрелы). Таким образом, партия исповедует "фашистскую романтику", возвеличивающую кровавую деятельность венгерского нациста Салаши.
В 2006 г. "йоббики" впервые активно себя проявили в ходе антиправительственных уличных протестов против правившей тогда Венгерской социалистической партии. Тогда в центре Будапешта тоже проходили уличные бои, но не такие кровавые, как у нас на Майдане. На выборах 2006 г. "йоббики" набрали менее 2% и в парламент не прошли. Но их бурная деятельность неуклонно повышала рейтинг на фоне неуклонного же ухудшения социально-экономической ситуации. На выборах 2010 г. "йоббики" уверенно прошли в венгерский парламент.
Партия активно использует антисемитскую, антимигрантскую и, что особенно важно для Венгрии, антицыганскую риторику. Лидер "йоббиков" Габор Вона высказывает также идеи о насильственном ограничении рождаемости цыган и введении особого понятия "цыганская преступность".
В 2007 г. "йоббики" создали военизированное крыло партии – "Венгерскую гвардию" (Magyar Gárda), объявив это формирование наследницей "Скрещенных стрел" салашистов и используя униформу и символику венгерских нацистов образца 1940-х годов. Правда, в 2009 г. гвардия была запрещена.
В том же 2009 г. на выборах в Европарламент "йоббики" набрали почти 15% голосов, заняв "почетное" третье место и пропустив вперед только двух основных политических тяжеловесов – нынешний правящий, а тогда оппозиционный "Фидес" и нынешнюю оппозиционную, а тогда правящую Венгерскую социалистическую партию. Из 22 мест в Европарламенте, зарезервированных для Венгрии, партия получила 3, что является весьма крупным успехом.
На парламентских выборах 2014 г. по партийным спискам "йоббики" получили уже 20,46% против 16,67% в 2010 г. Сложная система распределения мандатов ведет к тому, что процентное отношение представительства "йоббиков" в Народном собрании страны не возрастет. Партия пока по-прежнему находится на третьей позиции после консерваторов из "Фидес" и коалиции лево-либералов, но рост ее влияния в венгерском обществе налицо.
При этом "йоббики" – это не только венгерская, но и украинская проблема, поскольку их бурная деятельность затрагивает Украину, точнее, места компактного проживания венгров в Закарпатской обл.
В 2013 г. Берегово посетила делегация этих деятелей в составе лидера партии "Йоббик" Габора Воны, главы некоего "кабинета национальной политики" Иштвана Савои и депутата Европарламента Белы Ковача. Последний, кстати, в Берегово держит собственный офис. Делегация провела встречи с представителями венгерских организаций и церковных общин региона, посетила Закарпатский венгерский институт, национальную гимназию, музей, органы местного самоуправления. А главное, в Закарпатском венгерском театре был проведен съезд партии. Особое внимание обратил на себя факт полнейшего отсутствия хоть какой-нибудь реакции украинской власти на то, что на нашей суверенной территории проводят свои съезды нацисты соседней страны, выдвигающие к Украине территориальные претензии!
В частности, венгерские радикалы, выступающие за выход их страны из ЕС, сформулировали условия, при которых они готовы поддерживать евроинтеграцию Украины. Среди них числится, в частности, требование немедленно создать на территории Закарпатской обл. Притиснянский округ, включив в него населенные пункты, в которых преобладают венгры.
Напомним, что местное венгерское население массово обзавелось паспортами Венгрии, принимает участие в парламентских выборах соседней, а венгерские радикалы, по сути, ведут на территории Украины политическую деятельность при попустительстве нашей власти. Причем речь идет о венгерских нацистах, которые прямо называют себя последователями "салашистов" – пособников гитлеровского режима.
Сияние кремлевских звезд над Тисой и Дунаем
Наконец, венгерский национализм и нацизм для подрыва украинской государственности использует Москва.
Что касается правительства Венгрии и лично премьера Орбана, то они имеют, прежде всего, чисто экономический интерес. Напомним, что на фоне кризиса в Евросоюзе, особенно на его окраинах, насаждается режим жесточайшей экономии, от которого страдает, прежде всего, "европериферия". В то же время Москва предоставила Венгрии щедрый кредит в размере 15 млрд долл. на создание второй очереди атомной электростанции Пакш. Это весьма значительный приток капитала для небольшой Венгрии. Выгода Москвы состоит в том, что она получает в Евросоюзе плацдарм, на который может зайти уже не с сырьем и энергоносителями, а с высокотехнологичной атомной промышленностью, создавая у себя рабочие места в этой сфере. Вслед за этим растет и политическое влияние Кремля в объединенной Европе, которое, впрочем, Москва использует, в том числе, и для расшатывания объединенной Европы.
Поэтому упомянутое вначале заявление Орбана можно расценивать как один из пунктов оплаты по счетам Кремля, предоставившего выгодный кредит. Но национал-консерватор Орбан остается респектабельным европейским политиком, а потому явно реваншистских текстов не произносит. Для того чтобы озвучивать то, что не хотел бы произносить вслух правящий "Фидес", существуют оголтелые нацисты из "Йоббика".
Как уже отмечалось, представители этой партии находились в Крыму в качестве наблюдателей 'от Европы" на так называемом "референдуме". Вслед за этим 28 марта 2014 г. у здания МИД в Будапеште прошел организованный партией "Йоббик" митинг под лозунгом "За право на самоопределение. Крым – России, Закарпатье – Венгрии".
Факт неожиданного появления 40 общественных организаций закарпатских венгров, выступивших с требованиями к киевской власти, о чем говорилось выше, также вызывает подозрения. На "руку Будапешта" это не слишком похоже. В Европе так быстро соображать не умеют. Зато это очень похоже на операцию московских спецслужб, где всегда умели соображать быстро. Не стоит слишком удивляться, если вдруг выяснится, что большую лепту в раскрутку и финансовую поддержку "йоббиков" вносит Москва.
Очевидно, что подобная спецоперация Кремля направлена на подрыв украинской государственности. Но Москва ставит и более масштабные задачи. Сейчас во многих странах Европы Кремль интенсивно подкармливает и налаживает связи со скептически настроенными по отношению к объединенной Европе националистами разных стран, чтобы подорвать ЕС изнутри. "Йоббики" и Венгрия – это лишь элемент большой игры.