Рекомендуем

Украинско-российский конфликт в Крыму: причины и новые вызовы безопасности

18 апреля, 12:40

Тарас Жовтенко кандидат политических наук, специально для bnk.ua

Крым на карте Google
maps.google.uа
Формирование политики безопасности Украины происходит на основе глубокого анализа современных геополитических изменений в регионе и мире, которые характеризуются окончанием глобальной конфронтации, вызванной идеологическим противоборством двух мировых систем. Однако сегодня остаются противоречия, связанные с различиями национальных интересов, целей, позиций Украины на внутреннем, региональном и мировом уровнях.

В результате экономических просчетов и затягивания реформаторских процессов, совокупности негативных факторов экологического характера и специфических особенностей культурно-исторического развития Украины существует ряд вызовов, рисков и угроз по достижению ее стратегических целей.

Предпосылки и причины

Внутренний комплекс характеризуется, прежде всего, фактором внутриполитической борьбы в Украине. Тотальный недостаток идей и стратегического видения развития государства как основы конкретности политической среды государства привел к тому, что чувствительный с точки зрения национальной безопасности вопрос государственного единства и внешней политики оказались в фокусе политического противостояния и предвыборных лозунгов украинских политических партий. Следовательно, вместо практического наполнения на уровне вполне конкретных политических шагов, эти темы были сознательно переведены в плоскость предвыборного дискурса. Это в свою очередь повлекло расслоение украинского общества и размывание восприятие им этих тем, а также сделало возможным многочисленные спекуляции в их контексте для получения дополнительной общественной поддержки на очередных парламентских и/или президентских выборах. Одним из результатов этого стало отсутствие адекватной государственной политики относительно Крыма (в том числе и в информационной, культурной, языковой, других сферах), а также искаженное восприятие как Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, так и Европейского Союза и НАТО.

Внешние факторы можно разделить на две группы.

Первая - постороннее влияние на внутриполитические процессы Украины в условиях чрезмерного использования проблем государственного единства и внешней политики во внутриполитической борьбе.

Второй - геополитические факторы, к которым можно отнести внешнеполитические шаги отдельных стран, опирающихся на геостратегические видения Запада (Украина как ключевое государство укрепления позиций европейского и евроатлантического сообществ) и Востока (геополитических планов РФ установить так называемый "Южный пояс безопасности" вокруг стран-членов НАТО, который должен включать в себя, кроме Крыма, еще и Приднестровья). Факторы обеих групп в разной степени влияют на политическое будущее Украины как элемента архитектуры системы международных отношений и международной безопасности.

Отдельное беспокойство вызывают факты неконтролируемого оттока оружия из захваченных военных частей ВС Украины в Крыму, а также информация о массовом приобретении украинских военных мундиров и шевронов неизвестными лицами на полуострове. Все это еще раз подтверждает провокационный характер сценария этой военно-политической операции против Украины.

Новые вызовы

В общем, эта ситуация раскрыла полный спектр проблем функционирования сектора безопасности Украины. Условно эти проблемы можно сгруппировать следующим образом.

Деятельность украинских спецслужб. Кроме традиционно неконкретной в силу неопределенности и подчиненности логике внутриполитической борьбы внешнеполитического курса государства информационной деятельности разведывательных служб, отдельно следует отметить недостаточно активность контрразведывательных мероприятий. Ликвидация целого направления контрразведывательной деятельности по российскому направлению позволило свободную деятельность на территории Украины кадровых офицеров российских спецслужб. Последние сообщения свидетельствуют о существовании в нашем государстве разветвленных российских агентурных сетей. Кроме того, недавние резонансные события вокруг отдельных руководителей украинских спецслужб свидетельствуют о наличии мощной сети "агентов влияния" не только в силовых структурах, но и в украинском политикуме в целом. Все это не могло не влиять на состояние информационно-аналитического обеспечения государственной политики в целом, и механизмов принятия решений в частности.

Военная политика. Курс на перманентное сокращение численности Вооруженных сил Украины, их постоянное "реформирование" при отсутствии какого-либо стратегического видения на протяжении всех лет независимости привело к катастрофическому падению реальной обороноспособности украинского войска именно в то время, когда необходимость в этом как никогда актуальна. Такое стратегическое видение всегда системно связано с внешнеполитическим курсом государства. Внеблоковый статус предусматривает функционирование национальных вооруженных сил в конкретно определенном формате, в то время как тесное сотрудничество на грани вхождения в конкретное международное военно-политическое объединение диктует принципиально иную логику развития национальной армии. По условиям существования в Украине разновекторных внешнеполитических стратегий и постоянного смещения приоритетов между ними в процессе внутриполитической борьбы, реформирование Вооруженных сил осуществлялось бессистемно. Кроме того, армия почти всегда была заложником и ресурсом экономии бюджетных расходов.

Информационная безопасность. Результатом доминирования на протяжении последних 20 лет довольно узкого, часто технологического понимания термина "информационная безопасность" привело к почти полному игнорированию информационной составляющей системы национальной безопасности на общепринятом в мире гуманитарном уровне. Следовательно, проблемы защищенности от актов информационной и психологической войны на уровне общества и государства долгое время оставались без надлежащего концептуального и практического внимания. Результатом этого стала неготовность нашего государства к защите и адекватным действиям в ответ на информационно-психологическую агрессию. Ярким свидетельством этого является прекращение вещания некоторых российских каналов на территории Украины, вызванное, кроме очевидных причин, еще и несостоятельностью нашего государства конкурировать с ними в собственной информационной среде. Другим негативным результатом такого положения вещей является расслоение общества по языковому, мировоззренческому принципу, вызванному отличными "информационными картинками" в разных частях страны.

Выводы

Взаимодействие системы безопасности с социальной средой представляет собой процесс обмена информацией, который имеет переменный характер. Противоречия (борьба) периодически чередуются с сотрудничеством (содействием). Если внешние противоречия происходят между системой безопасности и средой, то внутренние - между элементами самой системы.

Стратегические уроки, которые Украина должна извлечь из нынешнего кризиса вокруг АР Крым, должны касаться совершенствования архитектуры системы национальной безопасности государства, начиная с самого высокого (институт СНБО) и заканчивая низким (функционирование территориальных подразделений субъектов политики национальной безопасности) уровнем этой системы.

Баланс потенциала и полномочий элементов этой системы должен четко соответствовать существующим угрозам и вызовам безопасности нашему государству и отталкиваться от четко сформулированных в концептуальных документов национальных приоритетов.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Погода, Новости, загрузка...

Загрузка...