Депутаты намерены принять закон в целом 14 октября и доработать его по сокращенной процедуре.
Речь идет о проекте закона №5085 "О системе специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции".
Основными функциями Национального бюро предлагается определить досудебное расследование отнесенных к его подследственности уголовных правонарушений; проведение оперативно-розыскных мероприятий.
При этом к подследственности Национального бюро относятся преступления, которые совершены:
народным депутатом Украины, премьер-министром Украины, членом Кабинета Министров Украины, первым заместителем и заместителем министра, председателем Национального банка Украины, его первым заместителем и заместителем, членом Совета Национального банка Украины, секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины, его первым заместителем и заместителем;
государственным служащим, должность которого отнесена к первой и второй категориям должностей;
депутатом Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатом областного совета, городского совета городов Киева и Севастополя, должностным лицом местного самоуправления, должности которых отнесены к первой и второй категориям должностей;
судьей Конституционного Суда Украины, судьей суда общей юрисдикции, народным заседателем или присяжным (во время выполнения ими этих функций);
генеральным прокурором Украины, его заместителем, помощником Генерального прокурора Украины, прокурором Генеральной прокуратуры Украины, следователем Генеральной прокуратуры Украины;
лицом высшего начальствующего состава органов внутренних дел, государственной уголовно-исполнительной службы;
военнослужащим высшего офицерского состава Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной специальной службы транспорта, внутренних войск Министерства внутренних дел Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законами Украины;
руководителем субъекта крупного предпринимательства, в уставном капитале которого доля государственной или коммунальной собственности превышает 50 процентов.
Систему Национального бюро будет составлять центральный аппарат и 7 территориальных (межрегиональных) управлений.
Директор Национального бюро будет назначаться на должность в соответствии с результатами открытого конкурсного отбора на занятие этой должности, организацию и проведение которого осуществляет конкурсная комиссия в составе 9 человек (по 3 человека, определенные Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины и Верховной Радой Украины).
Директор Национального бюро назначается сроком на 7 лет президентом Украины; одно и то же лицо не может назначаться на два срока подряд.
Кроме того, устанавливается запрет на принятие на службу в Национальное бюро в отношении лиц, которые в течение последних пяти лет работали (проходили службу) в специально уполномоченных подразделениях по борьбе с коррупцией в органах прокуратуры, Министерства внутренних дел Украины, Налоговой милиции, Службы безопасности Украины, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины и таможенных органах.
Согласно законопроекту, Национальное бюро дважды в год публикует подробный отчет о своей деятельности, а также подает отчет Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины и Президенту Украины (отчет подается вместе с заключением к нему Совета общественного контроля при Национальном бюро). Законопроектом устанавливаются минимальные требования к содержанию отчетов Национального бюро.
С целью обеспечения прозрачности и гражданского контроля за деятельностью Национального бюро образуется Совет общественного контроля при Национальном бюро в составе 15 человек на основании открытого конкурса.
Закон о Национальном бюро вступает в силу со дня его опубликования и вводится в действие через три месяца со дня вступления в силу, за исключением положений о проверке на добродетель, которые вводятся в действие одновременно с вступлением в силу закона, который регулирует порядок проведения такой проверки.
Отметим, что Раде предлагали принять также два альтернативных законопроекта авторства нардепа Мирного и нардепа Пашинского.
"Свобода" сняла свой законопроект с рассмотрения, чтобы был проголосован президентский законопроект.
"Мы снимаем свой законопроект, чтобы мы могли рассмотреть президентский законопроект и следующий, следующий за нашим. На наш взгляд не должно быть так, чтобы мы создали еще один орган, который будет возглавлять борьбу с коррупцией", - заявил Мирный.
Пашинский согласился с тем, что президентский законопроект может быть принят в первом чтении с тем, чтобы ко второму чтению он был доработан.
На прошлом заседании Рада отказалась создавать антикоррупционное бюро.