Черная кровь войны: Энергетические факторы сепаратизма в Украине

3 ноября 2014, 22:43

нефтяная вышка
Фото из открытых источников
Черноморско-Каспийский регион является точкой пересечения геополитических интересов ведущих игроков в системе международных отношений. Прежде всего, речь идет о контроле над энергоресурсами, транспортными и энергетическими коммуникациями. Как в Москве, так и в Брюсселе и Вашингтоне понимают, что вышеупомянутый контроль является действенным механизмом влияния на экономику и политику государств Евразийского континента. Для ЕС это означает диверсификацию источников энергообеспечения и освобождение от транспортно-энергетической зависимости от Москвы. А для России - это борьба за сохранение и усиление собственного влияния, а затем и воплощения в жизнь традиционных имперских амбиций. Значение региона для Москвы демонстрирует недавняя встреча Владимира Путина с лидерами Ирана, Казахстана, Туркменистана и Азербайджана в рамках саммита прикаспийских государств, на котором рассматривали и вопрос разграничения нефтегазоносного шельфа Каспия. Он имеет запасы нефти и газоконденсата более 20 млрд тонн. И хотя ведущие субъекты мировых экономических отношений все больше инвестируют в альтернативную энергетику, нефть и газ остаются основными источниками энергообеспечения. Дефицитный ресурс становится предметом вооруженных конфликтов, в которых гибнут и становятся калеками десятки тысяч человек. Не зря основной энергоноситель планеты (около 40% энергопотребления) – нефть - называют черной кровью войны.

Присутствует транспортно-энергетический фактор и в замороженных конфликтах на территории Грузии и Азербайджана, а также в пока не замороженном конфликте на востоке Украины. Экономические интересы всегда имели определяющее значение для внешней политики Кремля. И в реализации собственной геополитической стратегии Российская Федерация как во времена Бориса Ельцина, так и при Владимире Путине нередко ориентируется на военную силу.

Конфликты на территории Грузии

конфликты в грузии
Фото из открытых источников

Грузия - относительно небольшое по площади и населению государство, имеет большое стратегическое значение в регионе, учитывая ее географическое положение и транспортный потенциал. Через территорию Грузии проходят магистральные линии нефтепроводов Баку – Тбилиси – Джейхан (объединяет Каспийское море со Средиземным), Баку – Супса (объединяет Каспийское море с Черным), а также газопроводов Баку – Тбилиси – Эрзурум (Южно-Кавказский), Владикавказ – Казбеги – Красный мост. С использованием грузинских портов (Батуми, Поти, Супса) происходит транспортировка нефти и нефтепродуктов в ЕС. Военно-Грузинская дорога, которая всегда была кратчайшим и удобным путем через Центральный Кавказ, сохраняет стратегическое значение и в современных условиях. Грузия вместе с Украиной и Азербайджаном, Молдовой и рядом других государств также заинтересована в международном проекте TRACECA (транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия), что должен соединить Европу через Кавказ и Каспийское море с Центральной Азией и Китаем. Реализация этой программы позволит обеспечить достаточно мощный грузопоток (около 50 млн т грузов в год) в обход российской транспортной инфраструктуры с ее Транссибирской железнодорожной магистралью. Фактически транспортная инфраструктура России отсекается от Средней Азии и Закавказья. К тому же евроинтеграционный вектор внешней политики Грузии, возможность ее вступления в НАТО способствует распространению влияния западных государств на Северный Кавказ, где до сих пор существует угроза возобновления этнополитического конфликта в Чечне, которая граничит с Грузией.

проект TRACECA (транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия)
проект TRACECA (транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия)
Фото из открытых источников

Однако у Кремля достаточно эффективный рычаг воздействия на Грузию в виде неупорядоченных, замороженных конфликтов (абхазского и южноосетинского), продолжающихся с 1989 г. Восстановление вооруженного противостояния в этих конфликтах и прямое военное вмешательство Российской Федерации в ходе боевых действий по аналогии с 2008 г. может значительно осложнить реализацию невыгодных для российской стороны транспортно-энергетических и политических проектов Тбилиси. По крайней мере, в результате югоосетинской войны 2008 г. на время было приостановлено строительство железной дороги Баку – Тбилиси – Карс, которая является важной частью Каспийского транзитного коридора и объединит грузинскую, азербайджанскую и турецкую железные дороги (опять же в обход России).

"Дружеская рука" Москвы

Более 20 лет назад, в начале 90-х годов, российское вмешательство происходило по схожему с современной практикой на Донбассе сценарию. В Абхазии и Южной Осетии были проведены референдумы об отделении от Грузии, которые игнорировались грузинским населением. Активно использовалась советская символика, эксплуатировалась идея фашизма. Сепаратистам предоставлялась политическая и материальная поддержка. В военном контексте основную роль играли добровольцы из кавказских районов России, казачьи подразделения. Была создана Конфедерация горских народов Кавказа, которая обеспечивала абхазскую и осетинскую стороны добровольцами из состава чеченцев, адыгейцев, кабардинцев, черкесов и др. Именно в составе добровольческих подразделений Конфедерации получили подготовку и опыт ведения боевых действий будущие чеченские боевики, которые вскоре воевали уже против России в чеченском конфликте. Среди них был Шамиль Басаев. Один из самых известных лидеров чеченских сепаратистов тогда воевал на русско-абхазской стороне. Он был назначен заместителем министра обороны Абхазии, советником главнокомандующего вооруженными силами Абхазии и был награжден медалью "Герой Абхазии". Но затем повернул оружие против России в чеченском конфликте. После того как 3 июня 1995 г. в результате ракетно-бомбового удара по селу Ведено погибли 12 родственников Шамиля Басаева, в том числе родная сестра и семеро детей, он совершил ряд террористических актов на территории Российской Федерации. В итоге Басаев был ликвидирован российскими спецслужбами в 2006 г.

Абхазские подразделения, как и современные сепаратисты на Донбассе, активно использовали зенитно-ракетные комплексы и сбили несколько самолетов при заходе на посадку в аэропорту Сухуми.

Впоследствии между сторонами была достигнута договоренность о прекращении огня. Конфликты приобрели "замороженный" характер. На территорию Абхазии и Южной Осетии был введен российский "миротворческий" военный контингент. Боевые действия неоднократно возобновлялись. В результате этих конфликтов погибли тысячи людей, сотни тысяч стали беженцами. Экономика Грузии претерпела многомиллиардные потери. Экономическая ситуация в Абхазии также значительно ухудшилась, весомые убытки понесла туристическая индустрия. Еще хуже экономическая ситуация в Южной Осетии, которая не является привлекательной для туристов. Население в самопровозглашенных республиках существует за счет дотаций из России. Местной пенсии хватает на пару буханок хлеба, а средняя заработная плата не превышает 100 долл.

Александр Ходаковский
Александр Ходаковский
Фото из открытых источников
В 2008 г. произошел грузино-российский военно-политический конфликт в Южной Осетии, в котором Российская Федерация уже официально выступила в качестве воюющей стороны на стороне сепаратистов. Интересно, что в составе российских войск в боевых действиях участвовал чеченский батальон "Восток", которым командовал противник Рамзана Кадырова и Герой России Сулим Ямадаев (впоследствии он был убит киллерами в Дубае). Чеченский батальон "Восток" был расформирован. В боевых действиях на Донбассе против Украины принимает участие уже новый "Восток" под командованием бывшего офицера СБУ Александра Ходаковского, в состав которого вошли также боевики из кавказских республик Российской Федерации.
ямадаев и кадыров
Сулим Ямадаев и Рамзан Кадыров
Фото из открытых источников

26 августа 2008 г. официальная Москва признала Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами, которые на сегодня остаются российскими протекторатами и рычагами воздействия на Грузию.

Конфликты Азербайджана

танап tanap
Маршрут нефтепровода Tanap
Фото из открытых источников

Роль Азербайджана в транспортном контексте не уступает Грузии. Азербайджан вместе с Грузией и Украиной участвует в развитии стратегически важных для ЕС транспортных и энерготранспортных коммуникаций, функционирование которых не соответствует национальным интересам Российской Федерации. И главное, Азербайджан является важным экспортером нефти и газа, чем создает существенную конкуренцию на мировом рынке энергоносителей российскому "Газпрому". Прогнозируемые запасы нефти и газа на его территории оцениваются в 10 млрд т условного топлива. Азербайджан обладает богатейшими нефтяными месторождениями на Каспии и одним из крупнейших газовых месторождений мира "Шах-Дениз" (1,2 трлн кубических метров природного газа). И эти энергоносители будут поставляться в ЕС по "Южному газовому коридору" через Грузию и Турцию в обход России и, кстати, газотранспортной сети Украины. На фоне приостановки со стороны европейской стороны строительства российского "Южного потока" в связи с российской агрессией против Украины 20 сентября 2014 г. была начата реализация проекта Трансанатолийского газопровода TANAP, что предусматривает поставку газа из Азербайджана в ЕС через Грузию и Турцию с последующим использованием Трансадриатического газопровода (TAP). Стоимость этого проекта более чем в два раза ниже российского "Южного потока" и обеспечит поставку 31 млрд кубометров газа в год. Но в энергетическом богатстве Азербайджана заключается и его уязвимость. Нефтегазодобывающая промышленность обеспечивает около 50% ВВП страны. И именно дестабилизация военно-политической ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта представляет потенциальную угрозу энергетическим и транспортным проектам Баку.

 

Нагорный Карабах: черный сад войны между Азербайджаном и Арменией

конфликты в карабахе
Фото из открытых источников

На территории Азербайджана уже 20 лет существует непризнанная Нагорно-Карабахская Республика. И существует она не только при поддержке Армении, но и Российской Федерации. Сепаратизм на территории Азербайджана и армяно-азербайджанский конфликт фактически обеспечивают присутствие России на Южном Кавказе, который не ограничивается только военной базой на территории Армении, имея политическую и экономическую составляющие. Участие России в конфликте и его урегулировании в значительной степени объясняется значением азербайджанских нефти и газа в энергетических проектах Запада, не соответствующих интересам Кремля. Конфликт начался в 1987 г. После распада СССР он превратился в Карабахскую войну между Арменией и Азербайджаном, которая продолжалась до мая 1994 г., когда было заключено перемирие. В боевых действиях на стороне армян участвовали российские добровольцы. Армянской стороне активно поставлялись российские вооружения и боевая техника, в частности боевые самолеты. Примерами вмешательства России является поддержка 366-м мотострелковым полком российской армии армянского наступления на м. Ходжалы (Ходжалинская резня азербайджанцев), помощь армянским войскам в создании стратегического Лачинского коридора, который связывает Армению с Нагорным Карабахом. Также активное вмешательство России в абхазский конфликт имело целью, в частности, обеспечение контроля над абхазской железной дорогой, по которой перебрасывались военные и гуманитарные грузы армянской стороне. Азербайджан в свою очередь получал поддержку Турции; сложилась азербайджано-турецкая ось, которая на сегодня противостоит геополитическим и геоэкономическим интересам России в регионе. Турция тогда усилила группировки вооруженных сил вблизи азербайджанской границы. Имела место информация об обмене артиллерийским огнем между российскими и турецкими войсками. Премьер-министр Турции Тансу Чиллер заявила о возможности вступления в войну Турции, если бы армянское наступление развилось ближе к турецким границам. Российский маршал Евгений Шапошников также сделал резкое заявление о том, что в случае вовлечения в войну Турции "... мы окажемся на грани Третьей мировой войны".

Следствием войны стало более 30 тыс. погибших с обеих сторон, сотни тысяч беженцев, многомиллиардные экономические убытки. Азербайджан потерял 20% своей территории - Нагорный Карабах и 7 прилегающих районов. Угрозу спустя годы после прекращения масштабных боевых действий составляют противопехотные мины и кассетные бомбы, которые продолжают уносить жизни мирного населения. Не зря с персидского языка Карабах переводится как "Черный сад".

Была создана Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху с участием основных посредников - России, США и Франции, представители которой уже 22 года пытаются урегулировать конфликт. Напомним, что переговоры по урегулированию конфликта на Донбассе также проходят в Минске и имеют результатом Минский меморандум, согласно которому решаются противоречия между сторонами, а, скорее, проходит их разграничение с целью прекращения активных боевых действий. Конечно, хотелось бы, чтобы деятельность минской группы по Донбассу оказалась более эффективной, чем в случае Нагорного Карабаха.

На самом деле нагорно-карабахский конфликт является не столько "замороженным",  как тлеющим. Одно из последних вооруженных столкновений произошло в начале августа 2014 г. в 30 км от азербайджанского нефтепровода, который поставляет каспийскую нефть в ЕС. Понятно, что в случае возобновления вооруженного противостояния армянская сторона может нанести удары по объектам азербайджанской энерготранспортной инфраструктуры. Это не только может заблокировать реализацию энергетических и транспортных планов Баку и ЕС по диверсификации источников энергообеспечения старой Европы, но и будет иметь значительные экологические последствия регионального масштаба. Интересно, что очередная эскалация конфликта странным образом совпала с санкциями против России, падением мировых цен на нефть и газ, а также с приостановкой реализации российского "Южного потока".

Следующая – Украина?

Украина на сегодня является важным транзитным государством на пути перспективных транспортных и энергетических коммуникаций, объединяющих Западную Европу и Азию. Киев принимает участие в реализации невыгодных Москве экономических и геополитических проектов. Со сменой власти в Украине после свержения режима Виктора Януковича понятной стала смена приоритетов украинской внешней политики на западный вектор. И российская агрессия, появление проекта "Новороссия" является попыткой если не окончательно превратить Украину в государство-сателлит России, то, по крайней мере, заблокировать реализацию невыгодных для Кремля проектов Запада, в которых принимает или может принять участие Украина. И Владимир Путин не придумал ничего нового, запустив на востоке Украины отработанный сценарий сепаратизма и войны. Тем более что "Новороссия" должна была охватывать территории, которые входят в Днепровско-Донецкую и Причерноморско-Крымскую нефтегазоносные области Украины. Это, в частности, вопрос добычи энергоносителей Черноморского шельфа и Юзовской площади сланцевого газа (территория Донецкой и Харьковской областей). Само наличие зоны военно-политической нестабильности на востоке Украины значительно уменьшает инвестиционную привлекательность отечественных проектов развития транспортных и энергетических коммуникаций, которые в любое время могут оказаться в зоне боевых действий. С другой стороны, агрессивная внешняя политика Российской Федерации в свое время имела следствием объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы в Организацию за демократию и экономическое развитие - ГУАМ. Задачами этого объединения стали реализация взаимовыгодных транспортных и энергетических проектов, а также сотрудничество в сфере безопасности. Характерно, что на территории всех государств-участников объединения имеют место конфликты и сепаратизм, возникновение которых состоялось при прямом содействии Кремля. Понятно, что при пророссийском правительстве Азарова-Януковича эта невыгодная для России организация была успешно "забыта". Однако в современных условиях пришло время ее реанимации с целью привлечения Украины к транспортным и энергетическим проектам Грузии и Азербайджана. В свое время обсуждался вопрос подключения Украины к Трансанатолийскому газопроводу, а отказ Азербайджана и Турции от участия нашего государства в реализации этого проекта в 2013 г. имел не только экономическую, но и политическую подоплеку.

Открытым остается вопрос готовности экономики России в современных обстоятельствах поддерживать вооруженный сепаратизм на территории Молдовы, Грузии, Азербайджана, а теперь и Украины. И не превысят ли реальные экономические потери возможные геополитические и геоэкономические достижения? По крайней мере, безоговорочным остается факт: за геополитические амбиции и энергетические интересы государств, как правило, платить приходится кровью простых людей по обе стороны фронтов. И плата эта щедрая ...

 

Андрей Дацюк 

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Читать далее
Осталось 1000 символов
    Новости партнеров
    Загрузка...
    Загрузка...
    Погода, Новости, загрузка...
    Loading...