Фракция Радикальной партии в Верховной Раде в последние дни привлекла внимание. Сначала лидер фракции Олег Ляшко подверг резкой критике правительство, затем президента. И если жесткая драка "Ляшко VS Мельничук" хоть как-то соответствует имиджу парламентских радикалов, то жесткая критика Петра Порошенко, - не совсем. То есть, Олег Ляшко и его соратники и ранее критиковали власть, но соблюдали баланс между конструктивной и жесткой критикой. А ныне дошло до намеков покинуть коалицию, если не будет отправлена в отставку глава НБУ Валерия Гонтарева.
Что происходит с одной из влиятельных парламентских партий? Мы попробовали выяснить.
Переформатирование коалиции: ложная тревога
Радикализация парламентских радикалов (простите за тавтологию) породила несколько версий. Если суммировать, речь идет либо о переформатировании коалиции под нового премьера, либо о поиске Радикальной партии более удобного "места под солнцем".
Мне могут задать вопрос, зачем вообще разбираться в "телодвижениях" РПЛ? Отвечу: это политсила, которая до досрочных парламентских выборов была на вершине рейтинга. В любом случае, от Радикальной партии многое зависит. По крайней мере, целостность коалиции.
Координатор парламентского большинства Юрий Луценко в комментарии bnk.ua категорически отрицает какие-либо трещины в коалиции: "Никакого переформатирования коалиции нет! Никаких тенденций к смене премьер-министра нет. Это все "утки". "Я не вижу причин для этого и даже примерного состава новой коалиции", - продолжает соратник Юрия Луценко по фракции Олег Кононенко. "Олег Ляшко понимает, что, если он хочет получить места в новом правительстве, должен оставаться в коалиции… Тем более, коалиция может обойтись и без него", - объясняет политолог (народный депутат от "БПП") Александр Черненко.
Вместе тесно, врозь – хоть брось
Однако сами "радикалы" не исключают смены правительства. В комментарии bnk.ua член фракции РПЛ Игорь Мосийчук именно с этим обстоятельством связывает "наезд" на Радикальную партию, который якобы имел место "со стороны людей, которые назвались представителями Администрации Президента и предлагали деньги депутатам нашей фракции за переход в другую группу. Например, "Воля народа".
В качестве будущего премьера депутаты, на условиях анонимности, называли Юлию Тимошенко. За подтверждением или опровержением этой версии мы обратились к ближайшему ее соратнику, Сергею Власенко. "Впервые слышу об этом", - заметил он.
Следовательно, даже если отбросить версию о новом премьере, что-то в коалиции происходит. И это "что-то" связано с предполагаемыми ротациями в правительстве. Так, есть слухи о скорой смене лиц в энергоблоке Кабмина.
Силу внешних воздействий не исключил лидер фракции "Самопомощь" Олег Березюк. "Коалиция очень напряженная и конфликтная, но сегодня она работающая. Да, было сложно… Я думаю, что это внешние силы. Потому что, коалиция хорошо поработала в понедельник, жестко и красиво, приняла непопулярные законы. Это не понравилось и, видимо, задание было "провалить", что означало бы "провалить" наши отношения со всем миром". На уточняющий вопрос, кому бы это могло быть выгодно, Олег Березюк назвал "внешние силы" но не ограничился Кремлем, заметив, что "они могут быть разными". Поинтересовавшись у Юрия Луценко, которому как никому известна внутренняя механика коалиции, что же это за внешние силы, которые могут на нее воздействовать, мы услышали шутливое "сила земного тяготения".
Однако Игорь Луценко (фракция "Батькивщина") обращает внимание на то, что, к примеру, прогнозировать результат голосований нужно исходя не из количества депутатов во фракциях, а из иных вводных. Одна из которых – те самые внешние воздействия.
Смена ориентиров
Впрочем, не менее популярна и другая версия радикализации РПЛ. Один из влиятельных депутатов коалиции, на условиях анонимности, рассказал, не исключено, что парламентские радикалы порвали с покровителем и ныне "на выданье". В рамках этого надо и рейтинг поднять.
Кстати, Александр Черненко объясняет радикализацию высказываний Олега Ляшко снижением рейтинга РПЛ. "Во-первых, он сейчас ориентируется не на тех людей, которые спонсировали его на выборах. Во-вторых, все его действия (последних дней. – Авт.) были обусловлены исключительно тем, чтобы не падал его рейтинг. Потому что, критика власти – это то, чем питается его рейтинг". Эксперт, впрочем, полагает, что "сейчас мы будем наблюдать менее сильную критику президента", поскольку Олег Ляшко, по его мнению, сам ощущает, что вышел за рамки.
Интересно, что о рейтинге Радикальной партии говорил и Игорь Мосийчук. Однако, по его словам, у радикалов рейтинг как раз высок, что вызывает обеспокоенность Банковой. В частности, именно растущее влияние РПЛ так беспокоит АП, что они и готовы "размыть" фракцию (деньги за переход якобы предлагались не только господину Мельничуку). Что касается смены покровителей, Игорь Мосийчук высказался определенно: "У нас нет иного покровителя, кроме Матери Божьей".
Период полураспада
В целом, если суммировать, вырисовывается логичная картинка: попытка фракции Радикальной партии заявить о себе (жесткость риторики на уровне предвыборной) и в то же время усилить влияние на кадровые вопросы, а также на внутрикоалиционный расклад. Двумя словами – "набить цену". Такое поведение естественно в двух случаях: ротация правительства или поиск спонсоров. Есть и третий вариант – выборы. Скажем, местные.
Парламентское большинство непростое, но, как утверждают сами депутаты, оно просуществует минимум до осени, чтобы имплементировать поправки в Конституцию. С этой целью, кстати, Верховная Рада должна делегировать своих представителей, и вокруг этого процесса уже закручивается интрига. Судя по неясным намекам, депутатский корпус, конкретно – коалиция, готова поддержать поправки. Но, как рациональные люди, в обмен на "что-то". В данном случае, "что-то" может быть постом в правительстве или в ведомстве. Конституционные торги обещают быть прибыльными, но, теоретически, Банковая также не жаждет попасть в таком важном вопросе в полную зависимость от коалиции. Поэтому ей вполне по силам попробовать сформировать эдакий "пояс лояльности" из внекоалиционных групп. Или "докачать" одну из них до фракции.
Если это так, распад группы Виталия Хомутынника ("Экономразвитие") и нервная реакция Олега Ляшко на демарш Сергея Мельничука в "Волю народа" закономерны. Пока же в АП, теоретически, могут пожертвовать несколькими креслами в правительстве, чтобы, ослабив действительно опасных конкурентов, действовать наверняка. Конституция того, безусловно, стоит.
Может ли на этой волне Юлия Тимошенко реально претендовать на пост премьера? Опять же, теоретически – да, может. Но, как отмечали некоторые собеседники, движение в правительстве, на любом уровне, начнется только после получения кредита МВФ. И есть ли смысл менять Арсения Яценюка на фигуру куда более самостоятельную? Тем более, у Петра Порошенко с Юлией Тимошенко есть опыт сложных политических взаимоотношений.
Но это если в олигархическом раскладе все стабильно. А если нет? Тогда возможно все: и неуступчивость МВФ, и переформатирование правительства, вплоть до премьера, и распад коалиции. В этом смысле, вопрос Гонтаревой, на котором настаивает фракция Радикальной партии, мог бы стать тестовым. Однако, опять же, до получения первого транша МВФ главу НБУ никто не тронет. Поэтому у Олега Ляшко просто не было другого выхода поднять акции РПЛ, как привлечь к себе внимание такими жесткими способами. Если, конечно, в пятницу парламент вдруг, перед 8 марта, не отправит главу НБУ в отставку.
Лилия Брудницкая, специально для 112.ua
Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@bnk.ua
PS. Видимо, осознав, что погорячился, Ляшко заявил президенту следующее...