Выступление Гонтаревой в Раде: Каждый знает, что делать. За работу, товарищи!

6 марта, 12:30

Выступление председателя Национального банка на заседании Верховной Рады Украины 6 марта 2015 года. Текст предоставила пресс-служба НБУ

Уважаемые народные депутаты!

За последние два месяца я в четвертый раз докладываю с этой трибуны. Поэтому вряд ли вы услышите новые цифры сегодня, но я попробую объяснить логику действий НБУ.

Обычно НБУ выставляют противоположные по сути претензии. Приведу типичные примеры:

Первый. Обвиняют в том, что предоставлено много рефинанса на рынок, и тут же заявляют, что мы угнетает банковскую систему, так как не даем рефинанса на рынок под оттоки вкладов.

Второй. Говорят, что НБУ отпустил валютный рынок на произвол судьбы, и в то же время обвиняют, что мы держали индикативный курс и этим не давали рынку найти равновесие.

Третья типичная внутренне противоречивая претензия. Одни вздыхают, что вводят временные администрации в банки, а другие тут же кричат, почему не вводят Фонд гарантирования и не выплачивают вкладчикам гарантированные суммы.

Новости по теме: Антон Геращенко: Отчеты Гонтаревой превращаются в скандалы и не несут ничего полезного

Четвертый пример. Инкриминируют, что НБУ не контролирует валютный рынок, и при этом кричат, что НБУ ввел на рынке такие ограничения, что невозможно работать.

Поэтому попробую еще раз дать разъяснения.

Гонтарева
bnk.ua

Но, прежде всего, от имени правления НБУ я благодарю за принятие парламентом закона об усилении контроля за операциями банков со связанными лицами и усилении ответственности владельцев и руководителей банков за действия, которые привели к неплатежеспособности их учреждений.

Почему это важно? Потому что владельцы и высший менеджмент банков должны возмещать нанесенные государству и вкладчикам убытки.

В 2014-2015 годах Фонду гарантирования было передано для вывода с рынка 44 банка, из них 11 в 2015 году. По сути, банковская система потеряла почти 200 млрд грн, а это почти 9% нашего ВВП. С этой суммы только 50 млрд грн должно возместить государство через Фонд гарантирования вкладов физлиц. А это 9,96% дохода бюджета страны. По состоянию на 25 февраля вкладчикам неплатежеспособных банков уже было выплачено 18 500 000 000 грн.

Новости по теме: Сергей Соболев: Срыв отчета Гонтаревой в Раде – подготовленная провокация

И если бы мы имели такой инструмент раньше, то эта сумма была бы значительно меньше, поскольку каждый акционер и его менеджмент, который собирался вывести активы и списать все на кризис, трижды подумал бы над своим решением.

Приведу цифры Фонда гарантирования: сегодня общая сумма убытков, который был нанесен неплатежеспособным банкам вследствие противоправных действий акционеров банков и их должностных лиц составляет более 58 млрд грн. Сейчас уже открыто 239 уголовных производств на общую сумму почти 43 млрд грн.

Принят закон об усилении ответственности владельцев и руководителей банков -дополнительный рычаг воздействия на них, он значительно усилит гарантии сохранения и приумножения средств населения и бизнеса.

Понятно, что очистка банковского сектора - это болезненный и длительный процесс. К сожалению, он усиливается оттоком депозитов из банков. Только за прошлый год граждане забрали из банков 126 млрд грн. С начала текущего года эта сумма увеличилась еще на 18 млрд грн.

Несмотря на то, что значительная часть этих оттоков является результатом паники, мы не можем не помочь банкам выполнить законное право людей - вернуть им их сбережения. Поэтому Национальный банк просто обязан поддерживать банки, предоставляя им кредиты рефинансирования, чтобы обеспечить своевременное проведение расчетов и возврата вкладов населению. Следует понимать, что операции по рефинансированию - стандартная практика каждого Центробанка в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, на поддержку регулятора, как кредитора последней инстанции, банки могут рассчитывать, если они платежеспособны (то есть имеют только проблему с ликвидностью в связи с оттоком депозитов), имеют достаточный капитал или утвержденную программу докапитализации и имеют приемлемый качественный залог. И все это происходит под жестким контролем НБУ, с введением ограничений по активным операциям и наличием куратора в банке, который отслеживает целевое использование предоставленного стабилизационного рефинанса.

Новости по теме: Соболев – Гонтаревой: Хватит искать "попередныкив"

Выдумки о сотнях миллиардов гривен рефинансирования, выданных при моей каденции бесконтрольно, выглядят не иначе, как чушь. Ведь данные о выданных Нацбанком кредитах рефинансирования сегодня открыты как никогда - каждый гражданин может увидеть не только объемы выданных кредитов, но и кому они были предоставлены и сколько.

Сейчас задолженность по кредитам рефинансирования составляет 110 900 000 000 грн. (Не 200, не 300 и не 500, а 110 млрд грн!!!)

77 млрд грн из этой суммы были выданы банкам в 2008-2010 годах и до сих пор не возвращены.

С начала 2015 года остатки по кредитам рефинансирования увеличились на 2 млрд грн. Притом, что отток депозитов составлял - почти 18 млрд грн. В пиковый день паники 23 февраля отток депозитов из банков составил 2,2 миллиарда гривен!

Или это сравниваемые суммы? Очевидно, что нет! При моей каденции на посту главы НБУ - то есть за последние 8 месяцев, объемы кредитов банковской системе, предоставленных НБУ, уменьшились на 1,7 млрд грн. Соответственно никакого давления на валютный и финансовый рынки предоставленные банкам объемы рефинансирования не оказывали.

Более того, каждая гривна рефинансирования, которая сейчас предоставляется, направляется исключительно под отток депозитов. Национальный банк это жестко контролирует - в каждый банк, получивший рефинансирование, направлено куратора от НБУ.

Новости по теме: Радикальная партия блокирует трибуну, пытаясь помешать отчету Гонтаревой

По поводу  крупнейшей суммы рефинансирования, то она была предоставлена крупнейшему банку страны, который имеет 26% долю депозитов и текущих счетов физических лиц. Отток средств физических лиц с начала 2014 года в этом банке составил 44 млр грн, а задолженность по рефинансу составляет 23 млрд грн, включая 7 264 000 000 грн, выданных при моей каденции. Все это наглядно демонстрирует, что дополнительный 21 млрд грн был выплачен банком вкладчикам самостоятельно как за счет взносов акционеров, так и уменьшения кредитного портфеля.

Теперь об эмиссии. За 2014 монетарная база выросла всего на 8,5% - до 333,2 млрд. И здесь замечу, что эти 333 миллиарда накопленные за всю историю существования Украины. Поэтому прошу прекратить манипуляции темой эмиссии. Понятно, что рост монетарной базы на 8,5% не мог создать монетарного давления на потребительские цены и стоимость гривны. Эти деньги вместе с нашими ЗВР, по сути, были направлены на удержание банковской системы от кризиса платежей и расчетов в экономике и дали среди прочего возможность государству обеспечить социальные выплаты, военные расходы, закупить газ для отопительного сезона.

Относительно монетарной базы в 2015 году. Фискального доминирования в 2015 году, как это случилось в 2014 году, когда НБУ профинансировал правительство и НАК "Нафтогаз" на сумму 175 млрд грн, или почти 40% сводного бюджета страны, больше не будет. Максимальная сумма, которая будет выпущена НБУ в экономику, не превысит 91 000 000 000 гривен. Этот показатель полностью согласован с параметрами макроэкономического прогноза, над которым мы работали совместно с правительством и экспертами МВФ. Сюда входит и перечисление прибыли НБУ в бюджет в размере 60 500 000 000 грн, финансовая поддержка Фонда гарантирования вкладов физлиц и поддержка ликвидности платежеспособных банков. Поэтому население может быть уверенным в возврате своих средств с неплатежеспособных банков, в законодательно определенных пределах 200 000 гривен.

Отдельно должна прокомментировать несколько цифр по безналичной эмиссии, которая в этом году составила 48 млрд грн. Несколько объяснений считаю необходимым привести. Показатель эмиссии не отражает объема средств, которые попали в экономический оборот и теоретически могут давить на цены и обменный курс. Простой пример: 40 млрд из этих средств приходится на сделку своп с Народным банком Китая. Эти средства хранятся на счетах Народного банка Китая в НБУ, и ни одна гривна не была использована. Они выступают в качестве своеобразного залога. Зато НБУ получил соответствующую эквивалентную сумму в 15 млрд китайских юаней, которую может использовать для смягчения потребности в иностранной валюте и укрепления позиций платежного баланса.

И это только один пример, когда средства, которые считаются как эмиссионные, не находятся в обороте. То же самое касается и показателей абсорбции средств НБУ за счет депозитных операций, которые сейчас составляют 23 500 000 000 грн.

Новости по теме: Депутаты не отправят Гонтареву в отставку до 11 марта, - Борислав Береза

В целом, показателем, характеризующим предложение денег, предоставленных НБУ экономике, является монетарная база. Ее объем за 2 месяца текущего года уменьшился на 1,6 млрд грн.

Теперь о ситуации на валютном рынке. Последнюю волну паники нам удалось быстро преодолеть. За счет решительных действий на различных сегментах денежно-кредитного рынка. Последний всплеск курса был вызван прежде всего психологическими факторами, которые подогревались неопределенностями о перемирии на Востоке государства и популистскими заявлениями отдельных политиков, и действиями владельцев выведенных с рынка банков.

Что касается фундаментальных факторов для дальнейшей курсовой коррекции, то, по нашим расчетам, курса 20-22 гривен за доллар достаточно для полного устранения дефицита текущего счета платежного баланса. А финансовый счет исправят поступления от наших внешних официальных кредиторов и, как мы надеемся, успешная реструктуризация Минфином суверенных долгов Украины.

Новые средства от МВФ будут распределены между правительством и НБУ. Они позволят нам нарастить международные резервы до уровня 17 000 000 000 долларов на конец 2015 года и соответственно восстановить их стабилизирующий потенциал.

Вернусь к шагам НБУ для преодоления паники. Что конкретно мы сделали?

Прежде всего, существенно усилили монетарную политику путем поднятия учетной ставки до 30% и увеличения обязательных резервов банков. Этим мы пытаемся связать свободную ликвидность банков, чтобы минимизировать потенциальное давление на курс и цены. Хотя некоторые эксперты и советовали нам бороться с инфляционными процессами политикой дешевых денег, но это совет из разряда тушения пожара бензином.

Сейчас нам прежде всего нужно обеспечить макрофинансовую стабилизацию в государстве. Только так мы сможем создать условия для восстановления банковского кредитования и экономического роста. А это требует устойчивого снижения инфляции. Так, в этом году она еще будет оставаться высокой. Ведь на цены сейчас давит проведенная девальвация, и еще будут повышены тарифы в энергетике и ЖКХ. Но в 2016 году цены перестанут так быстро расти, и инфляция составит менее 10%.

НБУ не может влиять на цены отдельных продуктов - бензин, сахар, гречка и тому подобное. Здесь ключевая роль экономической политики правительства на отдельных рынках и действий антимонопольного комитета. НБУ же должен регулировать монетарными средствами общие инфляционные тренды.

Второй шаг для преодоления паники на валютном рынке - усиление административных ограничений. В дополнение к предыдущим шагам мы в частности:

- запретили кредитование банками в гривне под покупку безналичной иностранной валюты и под обеспечение иностранной валюты;

- требуем подтверждения того, что покупатель валюты является добросовестным налогоплательщиком;

- требуем использования аккредитивной формы расчета для осуществления платежей по импортным контрактам клиентов общей стоимостью более 500 000 долларов США, хотя мы и сделали временные исключения для критического импорта;

- запретили авансовые платежи за импорт без соответствующего подтверждения от НБУ.

Перечисленные шаги позволили остановить панику на валютном рынке, обеспечить ритмичность валютных поступлений на рынок, предотвращать непродуктивные утечки капитала за пределы Украины.

В то же время мы остаемся сторонниками гибкого обменного курса, уровень которого должен соответствовать фундаментальным экономическим тенденциям. В случае превалирования на рынке ситуативных всплесков, обусловленных паническим поведением, мы оставляем за собой возможность использования как административных мер, так и рыночных - а это валютные интервенции.

Уважаемые народные депутаты! Уже на следующей неделе МВФ должен принять окончательное решение о выделении Украине средств. Те, кто ожидает, что это успокоит рынок - правы! Но, сотрудничество с Фондом - это не только деньги, это - прежде всего обязательства всех ветвей власти провести настоящие реформы! Правительство должно реформировать энергетическую сферу, фискальную сферу, дерегулировать бизнес и прочее. Парламент должен принять необходимые для этого законы. А НБУ - контролировать инфляцию и стабилизировать банковский сектор. То есть, каждый знает, что делать. За работу, товарищи, как говорил классик!

Благодарю за внимание!

Гонтарева с цветами
пресс-служба НБУ

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Читать далее

Уважаемые читатели!

Возможность комментирования временно отключена из-за возросшего количества агрессивных и оскорбляющих комментариев, призывающих к незаконным действиям и насилию.

Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Погода, Новости, загрузка...
Loading...