Сергей Куюн: В ближайшее время могут закрыться многие АЗК - ряду компаний светит банкротство

18 августа, 16:10

Интервью с Сергеем Куюном, руководителем консалтинговой группы "А-95", часть первая

Куюн
фото из открытых источников
Сергей Куюн - один из ведущих в стране экспертов рынка нефтепродуктов, человек, лучше других знающий происхождение того или иного вида топлива каждой из украинских сетей АЗК и понимающий реальную и мнимую цену каждого литра бензина в стране. Наша беседа проходила в период резких колебаний цен на топливо и поэтому цифры, обсуждаемые в интервью, на момент его публикации могут отличаться от актуальных. 

Вторую часть интервью можно прочитать здесь

 

- С чем связано подорожание топлива, как будет меняться цена?

Основной причиной роста является девальвация гривны. Около 85% нефтепродуктов мы завозим по импорту, то есть закупаем за валюту. Когда топливо попадает в Украину, оно облагается акцизным сбором, который установлен в евро. "Сверху" все это облагается НДС. Таким образом, порядка 90% стоимости нефтепродуктов имеет валютную составляющую, и именно поэтому топливо так чувствительно к валютным колебаниям. Что касается прогнозов, то здесь все достаточно просто. На протяжении последних лет литр девяносто пятого стоит в Украине 1 евро. Налоги сегодня те же, стоимость по импорту – тоже, так что каждый сам может понять почем будет бензин, если взглянет на курс евро в любом обменном пункте.

- То есть эта цена - оправдана?

Давайте посмотрим, откуда берется такая цена на бензин. В ней 55% – это собственно стоимость на границе. Еще 35% – акциз и НДС. Остальные 10% – это транспорт, хранение, эксплуатационные расходы и, конечно же, прибыль АЗК. Иными словами, сегодня "грязная" наценка на литре бензина составляет в лучшем случае около 1,5 грн. После всех трат прибыль до налогообложения составляет 0,5-1,0 грн/л в зависимости от комплекса. У нас же принято считать, что колонки зарабатывают несколько гривен на литре. Столько на бензине зарабатывает разве что государство, получая с каждого литра треть цены или в нашем случае около 5 грн/л. В Европе государства забирают 70-80% от стоимости нефтепродуктов.

Новости по теме: В Луганске литр бензина стоит от 40 гривен, - журналист

- Как можно снизить цены? Может, отменить какие-то налоги?

Нефтепродукты - важный источник наполнения бюджета, это европейская практика, это нормально. Единственное, что могло бы сделать государство, на мой взгляд, так это установить акцизы в гривне, а не в евро. Например, до валютного кризиса акциз в размере 198 евро был эквивалентен примерно 2000 грн. Вот давайте 2000 грн и оставим! Ведь сейчас это уже почти 3500 грн! Т.е. за счет девальвации потребитель переплачивает на одном акцизе 1,1 грн/л. Именно настолько был бы дешевле бензин, если бы украинское государство не было таким хитрым. Госведомства нарекают на рост цен, но сами не хотят отказываться от увеличивающихся налогов на топливо, которые сами плывут им в руки.

Новости по теме: В Донецке имеются достаточные запасы продовольствия и бензина, - горсовет

- Почему вместе с курсом цена на бензин растет, но когда курс падает, возвращаться на место не спешит? Почему в частности не упали цены после понижения курса минувшей весной?

Там все было просто. Когда курс рос, цены сильно не поспевали за ним, были запасы с зимы. Но потом цены пошли вверх догонять доллар, а он начал снижаться. В итоге встретились где-то посередине: если бы курс тогда не упал, цена в 17 грн за литр была бы уже тогда, а не сейчас. Но и тех 15 грн за литр хватило, чтобы продажи упали на 20% по сравнению с прошлым годом. Для рынка это катастрофа.

- Стали меньше ездить...

Да, пробок стало меньше. Скажу больше – стали меньше зарабатывать. На самом деле от этого теряют все. Потеря 20% продаж для АЗК это аналогичное снижение прибыльности бизнеса. Здесь так не получится, мол, стал меньше продавать – подниму цену.

-А почему АЗК не может повысить цену?

Повысить цены владелец заправки может, никто не ограничивает, хоть 50 грн за литр поставь! Но есть проблема – никто не купит. Конкуренция очень сильная, и не факт, что конкурент поднимет цену вместе с тобой. Звучит, наверное, странно, но АЗС сегодня находятся в крайне сложной финансовой ситуации, думаю, до конца года многие не доплывут.

Новости по теме: В Украине потребление бензина в мае 2014 года упало на 20%, - эксперт

- Кто сейчас в группе риска?

Тяжело всем без исключения. Нет ни одной сети вообще, по кому бы кризис не ударил. У каждого был свой клиент – и у премиум-сети, и у бодяжников. Но потеряли продажи все.

- Что, даже такие гиганты как Shell могут покинуть рынок?

Не знаю, как насчет покинуть, но в частности у сети Shell в Украине все плохо, притом уже давно. Сеть одна из лидеров падения на рынке. Или вот другой пример - группа "Приват" (заправки "Укрнафта", ANP, "Авиас" и т.д.), у которой 25% рынка. Начали год неплохо, нарастили продажи, но теперь стоят то без 92-го бензина, то без "пятого"… А это однозначно потери, как прямые, так и косвенные в виде доверия клиентов. Если говорить о лидерах рынка, таких как WOG и ОККО, то они в последние годы быстро развивались, строили объекты. А ведь деньги все кредитные, притом валютные, от зарубежных партнеров. Должен был 100 млн долл, или 800 млн грн, а теперь надо отдать 1,3 млрд грн. Откуда их взять, если заработок не только не вырос, а наоборот упал вместе с продажами? Но все же я думаю, эти сети находятся в лучшем положении, чем те, кто работает в эконом-сегменте, включая так называемых бодяжников. Кризис обычно больнее всего бьет именно по их клиентам, слабо платежным слоям потребителей. В данном случае им уже все равно, 15 грн стоит бензин или 16…. Запас прочности, условно говоря, у небогатых автомобилистов закончился еще на 11-ти гривнах.

Смотрите фото: Боевики обстреляли Лисичанский НПЗ из "градов", горят емкости с бензином, - Веригина

- Что произошло с "Лукойлом"? Кто его купил?

В таком случае говорят, что слон иногда тоже умеет танцевать... Самой распространенной версией является та, что "Лукойл" переложил этот актив из одного кармана в другой, чтобы избежать рисков. Плохо укладывается в голове, что некие австрийцы решили инвестировать средства в украинские активы, когда в стране война. Европейцев трудно было к нам заманить и в мирное время, жаловались на коррупцию, климат им, понимаешь, инвестиционный подавай. А тут мало того, что климата как не было, так и нет, и с коррупцией по-прежнему порядок, да еще и война! Эта интрига, я думаю, ненадолго, в этой отрасли спрятать бенефициара нереально. В любом случае эта сеть, под маркой "Лукойл" или под иной, продолжит работу и скорее всего на том же лукойловском топливе.

- А бойкот потребителей не мог повлиять на такое решение "Лукойла"?

Влияние этого бойкота, по крайней мере пока, весьма сомнительное. В январе-мае "Лукойл-Украина" потеряла 20% продаж, как и весь рынок! Однако уверенно можно говорить и том, что в перспективе такое общественное мнение продаж сети не прибавит.

Новости по теме: Снижение продаж бензина на АЗС в мае приведет к банкротству самых слабых участников рынка, - эксперт

- В последние несколько лет на рынке появились несколько новых сетей АЗК, например, SOCAR. У них положение хуже или такое же?

SOCAR в Украине это ветвь мощнейшей нефтяной компании. Это тот редкий случай, когда можно сказать, что им любой кризис по плечу. Но опять же, собственник может принять решение выйти с рынка. И это - нормальная практика. После кризиса 2008 года Shell и BP ушли не просто со многих рынков, BP, например, покинула Францию - свой исторический рынок. Сейчас убытки терпят все, это однозначно. Но кто-то может себе позволить их нести, а кому-то скоро станет сдачу нечем давать...

- Но ведь АЗК растут как грибы после дождя! Кто-то же наживается на повышении цен! Кто?

 

Новости по теме: В Винницкой обл. армии выделили почти 200 тыс. литров бензина из госрезерва

Ну, про "грибы" - это перегиб. В последние пару лет развивалась буквально пара сетей, которые строили новые станции. Но если до кризиса 2008 года ОККО и WOG запускали 40-45 комплексов в год, то в 2013 году это уже вдвое меньше, а в 2014-ом вероятно не будет и этого, так как планы были преимущественно на восточные области. Пожалуй, еще можно выделить БРСМ, которая скупала уже действующие или закрытые за нарушения заправки, быстро наводила марафет и запускала. Но чем такой темп закончился, мы все увидели 22 апреля, когда комплекс БРСМ взорвался в Переяслав-Хмельницком, унеся с собой жизни пяти человек.

- 5 августа Антимонопольный комитет сделал заявление, что  несколько сетей АЗК вступили в сговор и "держат" завышенную цену на топливо. Какие меры может принять Антимон? Насколько они могут быть действенны?

Я давно слежу за работой этого ведомства, но иногда логика в его работе прослеживается слабо. Рынок топлива очень прозрачен, в том числе и по причине нашей импортозависмости. Все четко видят закупочные цены, знают налоговую составляющую и могут вычислить, какая наценка и есть ли злоупотребления. Как я говорил выше, наценка составляет 1,5 на литре. АМКУ же заявляет, что в цене целая гривна лишняя! Если следовать рекомендациям АМКУ, то владельцам АЗК надо завязывать шланги. К проблеме высоких цен мы тогда получим еще и дефицит топлива. У меня ощущение, что своими бесконечными заявлениями чиновники АМКУ приглашают участников рынка на разговор для решения созданной ими проблемы на взаимовыгодных условиях. К сожалению, подобные прецеденты уже были.

 

вторую часть интервью ожидайте в ближайшее время

Справка. Сергей Куюн (род. 1976) - эксперт в вопросах топлива и энергетики, рынка топливных ресурсов, глава консалтинговой группы "А-95".

 

Беседовал Сергей Костеж

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Уважаемые читатели!

Возможность комментирования временно отключена из-за возросшего количества агрессивных и оскорбляющих комментариев, призывающих к незаконным действиям и насилию.

Новости партнеров
Погода, Новости, загрузка...
traffim.com