Правосудие в зоне АТО по-президентски

19 августа, 14:45
Сергей Шульгин

18 августа 2014 г. Президент Украины Петр Порошенко подписал принятый Верховной Радой Украины 12 августа текущего года Закон Украины "Об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции". Следует отметить, что этот закон крайне необходим для гарантирования реальной возможности защиты прав и законных интересов граждан проживающих в зоне проведения АТО.

Новости по теме: Карта АТО по состоянию на 19 августа

Кратко о истории принятия Закона. Проект Закона об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции зарегистрирован в парламенте 8 августа 2014 года народным депутатом Русланом Князевичем под регистрационным номером 4447а, но в день голосования в повестку дня парламента законопроект включили с третьего раза. С первого раза в 12:27 за его включение а повестку дня проголосовали 192 народных депутата, со второго в 16:48 "ЗА" проголосовали 195 народных избранника, и лишь в 17:11 законопроект был включен в повестку дня 229 голосами, а в 17:13 проект за основу и целом поддержали 227 парламентариев. Вступает Закон в силу на следующий день после его опубликования.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, необходимость принятия специального закона об определении территориальной подсудности по рассмотрению дел в судах и подследственности уголовных производств, подсудных судам в районе проведения антитеррористической операции, обусловлено невозможностью осуществления правосудия и предварительного расследования уголовных правонарушений за повреждения помещений, в которых расположены судебные органы, органы досудебного расследования, осуществления давления на судей и следователей со стороны представителей незаконных вооруженных формирований, существование реальной угрозы жизни как работников судебных органов и органов досудебного следствия, так и граждан, которые нуждаются в судебной защиты или являются участниками досудебных расследований уголовных преступлений.

Новости по теме: Спецбатальон "Киевщина" с начала АТО задержал более 50 человек за антиукраинскую деятельность, - комбат

Безусловно, необходимо согласиться с такой необходимостью принятия указанного законопроекта, поскольку гарантии судебной защиты прав и законных интересов, в соответствии со ст. 64 Конституции Украины, не могут быть ограничены даже в условиях военного или чрезвычайного положения.

Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона в связи с невозможностью осуществлять правосудие отдельными судами в районе проведения АТО, изменить территориальную подсудность судебных дел, подсудных расположенным в районе проведения антитеррористической операции таким судам, и обеспечить рассмотрение: гражданских дел, дел об административных правонарушениях, подсудимых местным общим судам, расположенным в районе проведения антитеррористической операции, административных дел, подсудных местным общим судам как административным судам, апелляционным судам, расположенным в районе проведения антитеррористической операции, - местными общими судами, апелляционными судами, определяются председателем Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел; административных дел, подлежащих рассмотрению административными судами, расположенным в районе проведения антитеррористической операции, - административными судами, определяются председателем Высшего административного суда Украины; хозяйственных дел, подлежащих рассмотрению хозяйственными судами, расположенными в районе проведения антитеррористической операции, - хозяйственными судами, определяются председателем Высшего хозяйственного суда Украины; уголовных производств, подсудимых местным (районным, городским, районным в городах, городским) судам, апелляционным судам, расположенным в районе проведения антитеррористической операции, - местными общими судами, апелляционными судами, определяются председателем Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел.

Новости по теме: Порошенко подписал закон об осуществлении правосудия в связи с проведением АТО

То есть законодатель обязал председателей Высших специализированных судов сменить подсудность в делах всех юрисдикций. Но следует обратить внимание, что о апелляционных инстанциях хозяйственных дел, которые подлежат рассмотрению хозяйственными судами, и административных дел, которые подлежат рассмотрению административными судами, речь в законе не идет, в то время как в Донецке расположены апелляционные хозяйственный и административный суды.

Кроме того, согласно информации, расположенной на сайте Донецкого апелляционного хозяйственного суда, 7 июля 2014 года собранием судей Донецкого апелляционного хозяйственного суда с целью обеспечения безопасности работников суда и участников судебных процессов, принято решение приостановить с 8 июля 2014 года работу Донецкого апелляционного хозяйственного суда до завершения активной фазы антитеррористической операции на территории Донецкой области и создание условий для функционирования судебных органов. По моему мнению, этот правовой пробел необходимо устранить соответствующими дополнениями, поскольку указанные апелляционные суды пересматривают решения административных и хозяйственных судов практически всех восточных регионов государства.

Процедура изменения подсудности предусмотрена ч. 4 ст. 1 указанного Закона, в соответствии с которой Государственная судебная администрация Украины составляет перечень местных и апелляционных судов, которые находятся в районе проведения антитеррористической операции, и в которых невозможно осуществлять правосудие, и направляет соответствующие представления в председателей высших специализированных судов для принятия решений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 1 настоящего Закона. Но урегулированием решился вопрос порядка изменения подследственности

Как указанно в ч. 1 ст. 2 Закона подследственность уголовных правонарушений, совершенных в районе проведения АТО, в случаях невозможности осуществлять досудебное расследование, определяется Генеральным прокурором Украины. А вот кто должен вносить соответствующее предложение Генпрокурору, в законе не указано. Считаю, что закон необходимо дополнить положением, что обязанность инициировать изменение подследственности следует возложить на прокуроров областей.

В общем, не обращая внимания на тернистый путь принятия Закона, он заслуживает внимания, поскольку государство обратило внимание на проблемы правосудия в зоне АТО, а указанные мною недостатки должны быть устранены либо путем внесения соответствующих дополнений, либо правоприменительной практикой. 

Редакция может не соглашаться с мнением автора.

Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@bnk.ua

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Уважаемые читатели!

Возможность комментирования временно отключена из-за возросшего количества агрессивных и оскорбляющих комментариев, призывающих к незаконным действиям и насилию.

Новости партнеров
Погода, Новости, загрузка...
traffim.com