Команде мэра Киева Виталия Кличко удалось то, что не удавалось многим их предшественникам, а именно – повысить стоимость проезда в общественном транспорте. В этом вопросе при любой власти было принято руководствоваться не экономическими принципами, а скорее политическими.
С воскресенья, 8 февраля, в городе действуют новые тарифы на перевозку пассажиров во всех видах коммунального транспорта. Проезд в метро и городской электричке подняли до 4 грн. В автобусе, троллейбусе, трамвае и фуникулере - до 3 грн. Незамедлительно на рост цен отреагировали перевозчики, предоставляющие услуги маршрутного такси. Причем реакция была настолько молниеносной, что несколько предприятий буквально через два-три дня согласовали с городскими властями повышение тарифов на 40-50%.
Сойти с маршрута
Попытки поднять цены в маршрутках перевозчики предпринимали еще в прошлом году. Однако разгуляться им не позволил Антимонопольный комитет, порекомендовав транспортникам не злоупотреблять своим положением. Правда, в итоге проезд незначительно, но все же повысили на некоторых маршрутах в Киеве и ряде других городов. На днях стало известно, что в Киевской городской государственной администрации (КГГА) разрешили поднять стоимость проезда на ряде маршрутов до 5-6 грн. В том числе, такое право получили в коммунальном "Киевпасстрансе". Компания, обслуживающая 36 маршрутов города, повысила тарифы пока на восьми.
Аргументация перевозчиков при повышении своих расценок, как правило, одна и та же - дорожает топливо и запчасти, потому работать невыгодно. По закону, транспортные компании сами принимают решение о размере тарифов. Ни государственные инспекции, ни городские чиновники в формирование стоимости проезда не вмешиваются. Однако в муниципалитетах должны согласовать тариф исходя из утвержденной Министерством инфраструктуры методики.
Пересмотр стоимости проезда может проводиться только в случае изменения не зависящих от самого перевозчика условий работы. Например, если стоимость горюче-смазочных материалов подорожает не менее, чем на 10%. Сегодня же из-за стремительной девальвации гривны топливо дорожает ни то что по дням, а по часам. К тому же из-за обесценивания национальной валюты перевозчикам дороже обходятся импортные запчасти на авто. Потому вероятней всего повышением тарифов на нескольких маршрутах дело не закончится. При этом говорить об улучшении качества предоставляемых киевлянам услуг в маршрутных такси сегодня речь не идет. Пока что стоит вопрос сохранения рентабельности перевозчиков, чтобы они как минимум смогли остаться в этом бизнесе.
Хорошо, но мало
В общественном коммунальном транспорте после повышения цены проезда ситуация не легче. По словам генерального директора "Киевпасстранса" Сергея Майзеля, этого подорожания будет недостаточно, чтобы предприятие перестало работать в минус. "Когда мы давали экономические обоснования цены, стоимость проезда в электротранспорте была 3,66 копеек, а в автотранспорте 3,72 копейки, мы просчитывали стоимость на дизтопливо по 14 гривен 20 копеек. А на сегодняшний день дизтопливо стоит 18 гривен 27 копеек", - заявил Майзель.
В метрополитене также дают понять, что текущее повышение тарифов пока еще недостаточное для того, чтобы выйти в прибыль. Согласно расчетам экспертов киевской подземки, на 2015 год экономически обоснованная стоимость перевозки одного пассажира составляет 4,48 грн. Следовательно, при текущем тарифе 4 грн каждую поездку все равно придется дотировать из городского и государственного бюджета. В противном случае, предприятие ожидают убытки. Причем из года в год финансовая ситуация в метро только усугублялась.
Так, в 2013 году был зафиксирован убыток в размере 362,1 млн грн, что на 4,8% больше по сравнению с 2012 годом. А по итогам января-сентября 2014 года предприятие получило 435,9 млн грн убытка, что на 63,4% больше, чем за такой период 2013 года. В мэрии давали понять, что без повышения тарифов метро и вовсе могло бы остановиться. Так как ни город, ни правительство не в состоянии выделять дополнительные средства на поддержку столичного метрополитена в тех же размерах, как и ранее. При этом удорожание электроэнергии делает работу предприятия все более и более убыточной.
Повод поговорить
Тема повышения проезда в очередной раз обратила внимание политиков и общественных организаций, не упустивших возможность публично отчитать городские власти за это решение. Во вторник, 10 февраля, Окружной административный суд Киева открыл дело по иску о признании противоправным и отмене распоряжения КГГА о повышении тарифов на проезд. Правда, речь идет только о коммунальном транспорте без маршруток.
"Суд должен дать правовую оценку действиям Киевской горгосадминистрации, поскольку мы считаем, что КГГА нарушила законодательство", - заявил глава общественной организации "Объединение "Самопомич" в Киеве Юрий Вахель. Эта же организация и подала иск. В "Самопомочи" считают, что в мэрии приняли решение без публичного аудита коммунальных предприятий "Киевпасстранс" и "Киевский метрополитен". К тому же вопрос о повышении тарифов не выносился на сессию Киевского горсовета. Потому истец попросил суд до проведения аудита приостановить решение КГГА. Хотя коммунальщиков такое предложение не напугало.
В "Киевпасстрансе" накануне объявили о проведении публичного аудита. Компания разместила объявление о привлечении аудиторских компаний для оценки финансового состояния предприятия. Хотя шансов на то, что аудиторы смогут найти у предприятия неучтенные доходы, крайне невелики. Дела там явно плохи. По ранее обнародованным подсчетам заммэра Игоря Никонова, ежемесячные убытки "Киевпасстранса" составляют порядка 50 млн грн. Главным образом компания работает в минус из-за большого количества льготных пассажиров.
Илья Плотников, специально для 112.ua







![[фото] Проезд в метро [фото] Проезд в метро](https://image.bnk.ua/218x130/Feb2015/128312.jpg)
![[фото] Дебальцево пожар [фото] Дебальцево пожар](https://image.bnk.ua/218x130/Feb2015/127742.jpg)
![[фото] запрет интернет [фото] запрет интернет](https://image.bnk.ua/218x130/Nov2014/96058.jpeg)
![[фото] спецназ [фото] спецназ](https://image.bnk.ua/218x130/Feb2015/128320.jpg)
![[фото] Савченко [фото] Савченко](https://image.bnk.ua/218x130/Feb2015/125782.jpg)
![[фото] ленин мавзолей [фото] ленин мавзолей](https://image.bnk.ua/218x130/Feb2015/128443.jpg)
![[фото] Обстрел [фото] Обстрел](https://image.bnk.ua/218x130/Feb2015/126944.jpg)
![[фото] Стрелков Гиркин [фото] Стрелков Гиркин](https://image.bnk.ua/218x130/Nov2014/92716.jpg)
![[фото] Шокин [фото] Шокин](https://image.bnk.ua/218x130/Feb2015/128465.png)
![[фото] Кривбасс [фото] Кривбасс](https://image.bnk.ua/218x130/Feb2015/128451.jpg)
![[фото] гончаров [фото] гончаров](https://image.bnk.ua/218x130/Oct2014/87389.jpg)
![[фото] Шустер [фото] Шустер](https://image.bnk.ua/218x130/Feb2015/128279.jpg)
![[фото] Пивнюк [фото] Пивнюк](https://image.bnk.ua/218x130/Feb2015/123185.jpg)
![[фото] Кобзон [фото] Кобзон](https://image.bnk.ua/218x130/Nov2014/95982.jpg)
![[фото] нормандский формат Порошенко Путин [фото] нормандский формат Порошенко Путин](https://image.bnk.ua/218x130/Feb2015/124641.jpg)







![[фото] Чуркин: А мы не притворяемся. мы предлагаем определенный курс действий](https://image.bnk.ua/315x210/Feb2015/129267.jpg)
![[фото] Виталий Чуркин про соблюдения минских договоренностей](https://image.bnk.ua/315x210/Feb2015/129264.jpg)
![[фото] Выступление Юрия Сергеева, представителя Украины на заседании Совета Безопасности ООН 17 февраля](https://image.bnk.ua/315x210/Feb2015/129261.jpg)
![[фото] Выступление представителя Китая, на заседание Совета Безопасности ООН 17 февраля](https://image.bnk.ua/315x210/Feb2015/129258.jpg)
![[фото] Выступление Саманты Пауэр, представителя США на заседании Совета Безопасности ООН 17 февраля](https://image.bnk.ua/315x210/Feb2015/129253.jpg)
![[фото] Последствия обстрелов: Разрушения в Донецке](https://image.bnk.ua/315x210/Feb2015/128561.jpg)
![[фото] ВСУ удержали рубежи Дебальцевского плацдарма, котла нет, - Порошенко](https://image.bnk.ua/315x210/Feb2015/127977.jpg)
![[фото] В Одессу прибыла первая партия британских бронемашин Saxon](https://image.bnk.ua/315x210/Feb2015/127144.png)
![[фото] В Раде подрались депутаты Егор Соболев и Вадим Ивченко - видео](https://image.bnk.ua/315x210/Feb2015/126793.jpg)
![[фото] В Херсоне медики пикетировали горсовет, требуя погасить долги по зарплате](https://image.bnk.ua/315x210/Feb2015/127141.jpg)