Виновны будут все: как Аваков решил бороться с подкупом на выборах

22 октября, 09:54
Валерий Литонинский журналист

Литонинский
Валерий Литонинский
Одним из главных нарушений на парламентских выборах 2012 года был массовый подкуп избирателей, в первую очередь в мажоритарных округах. Введение смешанной системы выборов с мажоритарной составляющей привели к тому, что целые округи просто покупались состоятельными людьми, без малейшего намека на политическую конкуренцию и соревнование каких-то идей.

Украинские власть имущие быстро освоили различные способы подкупа: от продуктовых наборов до простой раздачи денег. Некоторые придумывали целые финансовые пирамиды – 50 гривен на первой встрече, 50 на второй, 100 после выборов или предоставляли бесплатные услуги – консультация врача, ремонтные работы и так далее. В основном кандидаты в депутаты прикрывались при такой деятельности благотворительными фондами, которые носили их же имя, или массово нанимали людей, которым раздавали деньги, в агитаторы. Но многие даже не утруждали себя и такой формальностью, как создание видимости законности.

Новости по теме: В ООН надеются, что выборы поспособствуют национальному примирению в Украине

Активисты, наблюдатели фиксировали массу подобных нарушений, но правоохранители никак не привлекали виновных к ответственности. Максимальной санкцией уголовного кодекса за такие деяния был штраф, да и выписывание его было единичным случаем, если вообще имело место быть. Даже раскрытый подкуп никак не влиял на баллотирование кандидата и его перспективы стать депутатом. Максимум ЦИК мог вынести такому кандидату замечание.

При этом, что интересно, эксперты в вопросе избирательного законодательства, советовали избирателям в случаях подкупа, если и принимать подачки от депутатов, то в итоге голосовать на собственное усмотрение, принимая независимое решение.

Смешанную избирательную систему критиковали все, в том числе и за подкуп на мажоритарке, но изменить не удосужились. В итоге новые выборы вновь проходят по тем же правилам, и с тем же подкупом.

Милиция стала несколько активнее реагировать на факты подкупа, особенно если учесть, что в 2012-м вообще не реагировала. Даже открыла уголовное производство против депутата, экс-регионала Сергея Кивалова. Но официально никто в подкупе на выборах еще не уличен и не понес никакой ответственности.

Новости по теме: На выборы в Раду ЦИК зарегистрировала 2321 наблюдателя

Бороться с подкупом, было решено путем принятия законодательных изменений, по инициативе министерства внутренних дел. Новый закон, ужесточающий ответственность за подкуп избирателей Рада приняла 14 октября, за 12 дней до дня выборов. Стоит учесть, что после принятия закона, у профильного комитета и юридических служб парламента есть 10 дней на его передачу на подпись спикеру, у которого в свою очередь есть 5 дней на подпись, а у президента – 15 дней на подпись. То есть у этого закона есть все шансы не вступить в силу до дня выборов – 26 октября.

Несмотря на это, стоит остановиться на некоторых положениях проекта, разработанного ведомством Арсена Авакова. Закон вводит уголовную ответственность за предложение или обещание избирателю неправомерной выгоды – лишение свободы до 3 лет. Если выгода предлагается целым предприятиям и учреждениям, что часто бывает – до 4 лет. Также усилена ответственность за препятствование осуществлению избирательного права, вмешательство в работу избирательной комиссии, фальсифицирование избирательной документации и так далее.

На наиболее интересно то, что Рада ввела уголовную ответственность для людей, которые принимают предложение продать свой голос за материальные и нематериальные выгоды. Это абсолютная новация для украинского законодательства. Причем принятие человеком такого предложения, связанного с реализацией им своего избирательного права, наказывается вне зависимости от фактического волеизъявления избирателя и результатов голосования!

Санкция статьи уголовного кодекса за такое правонарушение – штраф от 1700 до 5400 гривен, или исправительные работы на срок до 2-х лет, или лишение свободы до 2-х лет. Взять деньги и проголосовать за кого хочешь, теперь не получится. Кандидат, который подкупал, проиграл - тоже не важно, человек уже несет ответственность.

Авторы закона ссылаются на то, что в европейских странах, таких как Германия, Австрия, Швейцария, есть такая же норма об ответственности, согласившихся на подкуп избирателей. Но это развитые, богатые страны, с гораздо более высоким, по сравнению с Украиной, уровнем доходов граждан, их материальным положением, политической культурой.

Новости по теме: Порошенко: Участники миланской встречи признают выборы на Донбассе только за украинским законодательством

Введение уголовной ответственности для собственно избирателей может быть эффективным механизмом против так называемых "каруселей", когда группу людей возят по различным участкам, где они голосуют. Уголовная ответственность вводится и за голосование больше одного раза, передачу бюллетеня. Но вот эффективность такой нормы против подкупа сомнительна.

В Украине подкуп избирателей на выборах стал для многих граждан и целых районов серьезной возможностью улучшить их материальное состояние. Благодаря выборам и ведению агитации украинскими политиками целые населенные пункты получают дороги, воду, газ, тепло в школы, спортивные площадки и так далее.

Сумма подкупа избирателя на выборах обычно не превышает 500 гривен. Если посмотреть, кого в первую очередь подкупают, то это те люди, для которых 500 гривен является серьезной надбавкой для их бюджета. В первую очередь это пенсионеры, студенты, безработные, люди рабочих специальностей, бюджетники.

Естественно, я далек от оправдания любой формы подкупа кандидатами, но для многих людей отказаться от этих средств, даже из-за какой-то уголовной ответственности, будет сложно.

В первую очередь такая норма несет в себе морально-психологическое значение и должна отбить желание брать деньги или продуктовые наборы от кандидатов в депутаты. Но все знают, как в Украине выполняются законы, многие о таких нововведениях даже ничего не слышали, да и доказать вину, что покупателя голоса, что продающего будет очень сложно.

Другое дело, что государство, пытаясь бороться за чистоту избирательного процесса, или делая вид таких попыток, начинает ни с той стороны. Даже введение уголовной ответственности за подкуп для кандидата, никак не влияет на его перспективы баллотирования. Кандидат с открытым против него уголовным производством может спокойно избраться в парламент. Если его признают виновным уже потом, то еще надо будет доказать, что подкуп повлиял на результаты голосования и забрать у него мандат, что является очень долгой процедурой, с кучей белых пятен в законодательстве. Конечно, если только вы не собираетесь использовать эти нормы для политического давления и штампования приговоров.  

Почему тогда не ввести прямую норму в законе о том, что в связи с нарушениями избирательного законодательства, такими как подкуп и прочее, кандидат может быть снят с избирательной гонки и лишен возможности баллотироваться?

Принимая решения незадолго до выборов, еще и спорные и не совершенные, власть показывает, что реально не заинтересована в борьбе с нарушением избирательного законодательства. А попытка решить проблему путем запугивания рядовых избирателей в стране, где за чертой бедности живет как минимум каждый десятый человек, цинична и малоэффективна.

Как говорится "рыба гниет с головы",  а лечить ее собрались с хвоста.

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@bnk.ua

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Читать далее
Осталось 1000 символов
    Новости партнеров
    Загрузка...
    Загрузка...
    Погода, Новости, загрузка...
    Loading...