На прошлой неделе "региональная" политическая элита понесла очередную утрату. От пулевого ранения в шею погиб депутат IV, V и VI созывов Верховной Рады и экс-губернатор Запорожской области Александр Пеклушенко. Трагедия произошла в его доме в поселке Солнечный под Запорожьем. По данным источников bnk.ua в Запорожье, тело Пеклушенко обнаружил его друг, ректор "Классического приватного университета" г. Запорожья Виктор Огаренко. Бывший губернатор, руководивший регионом в период протестов на Майдане, стал еще одной жертвой эпидемии странных смертей крупных и малых политиков, прокатившейся по Украине.
Некрологи на фоне передела
После сообщения о смерти Пеклушенко в СМИ появилась информация о тяжелой болезни, которая могла стать причиной ухода из жизни. Однако, если рассматривать трагедию с Пеклушенко в контексте списка политиков, погибших в Украине за последние полгода… А тем более, если рассматривать его смерть в контексте бурных событий в Запорожье и Мелитополе, возникают закономерные вопросы.
После победы Революции достоинства в Украине стартовали сразу несколько процессов передела – передела сфер влияния в политике, передела территории регионального влияния и, как традиционно водится после смены власти, попыток передела "фабрик, газет, пароходов". И в этом ключе смерть Александра Пеклушенко ложится в общую канву, когда за последние несколько месяцев при подозрительных обстоятельствах ушли из жизни сразу двое долгосрочных руководителей Фонда государственного имущества в лице Валентины Семенюк (якобы самоубийство из охотничьего ружья) и Михаила Чечетова ("директор" фракции ПР в прошлых созывах якобы выбросился из окна). С другой стороны, кроме Семенюк, список неожиданно погибших – это либо прямые представители Партии регионов, потерявшей власть после изгнания Виктора Януковича (Михаил Чечетов, Александр Пеклушенко), либо бизнесмены и менеджеры, связанные с группами влияния в ПР (к примеру, Станислав Мельник, бывший народный депутат и экс-директор СП "Донецкий пивоваренный завод").
Вопрос передела собственности снова актуализировался. Олигарх и губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский прямо призвал пересмотреть итоги приватизации 1990-2000-х годов. Бизнесмены по всей Украине жалуются на силовой захват предприятий (к примеру, на днях в Житомирской области даже произошла перестрелка между охранными фирмами и местным батальоном территориальной обороны)… И даже в один день с новостью о гибели Пеклушенко появилась новость на тему приватизации. Верховный суд Украины после многолетнего рассмотрения дела вынес решение, возвращающее в собственность государства 68,01 % акций ОАО "Запорожский производственный алюминиевый комбинат" (или ЗАлК). Напомним, ЗАлК долгие годы контролировала крупнейшая российская алюминиевая компания "РусАл" (генеральный директор – крупный бизнесмен Олег Дерипаска).
Стратегический регион
Если же присмотреться к событиям в Запорожской области, то здесь за последнее время тоже случилась череда странных трагических событий. 25 февраля этого года в собственном доме якобы повесился мэр Мелитополя Сергей Вальтер. Еще 8 февраля 2013 года Орджоникидзевский суд Запорожья по представлению прокуратуры Запорожской области отстранил Сергея Вальтера от занимаемой должности и постановил взять его под стражу. Затем мэра выпустили под подписку о невыезде, последние два года он находился под следствием, а самоубийством якобы покончил накануне очередного заседания суда, назначенного на 25 февраля 2015 года. И вот теперь ушел из жизни Александр Пеклушенко. Ест ли взаимосвязь?
В свое время Сергей Вальтер считался человеком Евгения Анисимова, авторитетного бизнесмена, считавшегося неформальным куратором Запорожья и области от имени окружения Виктора Януковича. Но ближе к 2013 году Вальтер и Анисимов разошлись в интересах и не поделили сферы влияния, вследствие чего и последовало уголовное дело против бывшего мэра Мелитополя и ряда его сослуживцев из мэрии по обвинению в систематическом вымогательстве с февраля 2011 по ноябрь 2012 гг. взяток на общую сумму в полтора миллиона гривен у местных автоперевозчиков за разрешение обслуживать городские маршруты, отмывании коррупционных денег и использовании поддельного диплома о высшем образовании. Опять-таки, существует официально неподтвержденная информация, что за плечами у Вальтера были две судимости якобы за хищение социалистической собственности еще в 70-е годы. С трудом верится, что человек, прошедший такие "суровые университеты", мог покончить с собой из-за какого-то судебного заседания, пусть даже по итогам которого грозили обвинительный приговор и возможно тюрьма.
Интересно, что и Александр Пеклушенко появился на посту губернатора Запорожской области после того, как Анисимов & Co добились, чтобы президент Виктор Янукович уволил предыдущего руководителя региона Бориса Петрова, с которым "анисимовцы" находились в конфликте. Поэтому экс-губернатор считался в регионе человеком, близким к Анисимову. Есть и еще одна черта, объединяющая покойных – и уже без должностей они продолжали оставаться значимыми фигурами для родного региона. Но не стоит сразу же впадать в конспирологию и списывать все на Анисимова. Скорее, какая-то из крупных финансово-промышленных групп Украины пытается взять под контроль наиболее привлекательные активы Запорожской области. И хотя Анисимов свое влияние потерял еще при Януковиче, когда его задержали и попытались судить, Вальтер и Пеклушенко оставались влиятельными фигурами на уровне Мелитополя и Запорожья. Поэтому логично, что первые удары в рамках передела сфер влияния пришлись по авторитетным лицам запорожского региона.
Страховка от "суицида"
Череда трагических смертей представителей прошлой власти напомнила события десятилетней давности. Тогда сразу после Майдана 2004 года насильственным путем ушли из жизни председатель правления "Украинский кредитный банк" Юрий Лях (якобы перерезал артерии на шее канцелярским ножом для бумаг), бывший министр внутренних дел Юрий Кравченко (якобы застрелился двумя выстрелами в голову), министр транспорта и связи и генеральный директор Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины "Укрзализныця" Георгий Кирпа (якобы застрелился, выстрелив себе в рот). Несмотря на то, что официальная позиция власти называет все три трагедии самоубийствами, чиновникам так и не удалось толком развеять подозрения в насильственном устранении.
Если первые лица Генеральной прокуратуры, как и в предыдущие годы, выберут "наименее беспокойный вариант расследования", то высока вероятность, что всех погибших так и признают суицидниками. А новый руководитель ГПУ Виктор Шокин войдет в историю наравне со Святославом Пискуном, как генеральный прокурор, при котором случилось жесткое обострение суицидальных наклонностей у представителей бывшей "партии власти". Череда смертельных трагедий в связке с переделом собственности – это сигнал для региональных баронов и прочих випов (особенно с Партией регионов в биографии), что необходимо принимать меры. Как минимум, усиливать охрану, а как максимум – создавать собственные вооруженные отряды, чтобы защитить не только жизнь, но и "нажитые" активы от захвата.
Собственно, самые дальновидные уже сделали шаги в этом направлении. К примеру, 7 марта в Житомирской области вооруженные отряды "Первого украинского международного банка" (владелец – Ринат Ахметов) и фирмы "Диаз Трейд" устроили перестрелку, не поделив запасы зерна, в результате которой один человек погиб.
Сергей Слободчук, специально для 112.ua