Создание Евразийского Союза с участием Украины и реализация геополитических и экономических интересов путем установления контроля над экономическими ресурсами и транспортной инфраструктурой юга и востока Украины являются важными предпосылками российской агрессии против Украины. Об этом говорится в первой части статьи. Однако демографические проблемы России и ее военные приоритеты имеют не меньшее значение в современных украинских-российских отношениях, которые сегодня трудно назвать добрососедскими.
Демографические факторы: исламизация и китайская экспансия
Реализация геополитических и геоэкономических проектов Кремля неразрывно связана с решением демографических проблем России. Во время демографического кризиса в России смертность превышала рождаемость с 1992 г. до 2013 г., затем был зафиксирован незначительный естественный прирост населения (24 тыс. человек). Основным источником увеличения населения России остается не рождаемость, а внешняя миграция - преимущественно из Китая и стран Средней Азии. И здесь появляется еще один фактор, который напрямую влияет не только на внутриполитические процессы, но и на внешнюю политику России - изменение этнического и религиозного состава населения. Сегодня наблюдается две основные тенденции: китаизация Сибири и Дальнего Востока, а также увеличение численности мусульман. Эти процессы могут как в корне изменить состав населения Российской Федерации, так и помешать реализации геополитических планов Кремля.
Китай является одним из важнейших экономических и политических партнеров Российской Федерации. Но демографическая ситуация в Поднебесной кардинально отличается от России. Население Китая составляет 1,36 млрд человек и увеличивается ежегодно на 7 млн. Ситуацию осложняет наступление пустынь и истощение почв. Несмотря на китайские программы рекультивации и восстановления лесов, по данным ООН площадь пустынь увеличивается на 2,5 тыс. гектар ежегодно. На сегодняшний день около 25-30% территории Китая - пустыня. Население увеличивается, а площадь сельскохозяйственных угодий уменьшается. Соответственно китайское правительство поощряет не только внутреннюю трудовую миграцию, но и переселение своих безработных за границу. Тем более, что только в сельской местности безработица оценивается в 200 млн человек. Очень привлекательной в этом контексте является слабозаселенная, но богатая ресурсами территория Сибири. В трех провинциях Юго-Восточного Китая проживает более 100 млн человек, а по другую сторону границы русское население на 6 млн кв. км Дальневосточного федерального округа (36% территории России) не превышает 6,28 млн человек. Еще с 1988 года китайцам был разрешен безвизовый въезд в Россию. В результате в пограничных областях российской Сибири и Дальнего Востока, по неофициальным данным, проживает около 2 млн китайцев (каждый 6 житель). Общая численность мигрантов из Китая на территории России достигает по разным оценкам 5-8 млн человек. Уже сегодня 40% плодородных земель в Еврейском автономном округе находятся под управлением китайцев. Китаю передано в аренду сотни тысяч гектаров российских земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с программой сотрудничества между пограничными районами двух стран на период с 2009 по 2018 гг., подписанной в свое время президентами Дмитрием Медведевым и Ху Цзиньтао.
Китай уже не одно десятилетие имеет ряд территориальных претензий к Российской Федерации. Достаточно вспомнить вооруженный конфликт, предметом которого стал остров Доманский. В 2005 г. Россия передала Китаю 337 кв. км территории, включая вышеупомянутый остров, а уже в 2012 г. Пекин вновь выдвинул территориальные претензии к России уже на Алтае. Осуществив аннексию Крыма, Россия получила 27 тыс. кв. км территорий. В то же время существует риск потери еще большей территории в Сибири и на Дальнем Востоке. В китайских учебниках, по которым учатся миллионы китайских детей, утверждается, что "Сибирь - временно утраченная территория Поднебесной, а Россия захватила у Китая 1 млн кв. км земли" и есть соответствующие карты китайской Сибири времен династии Цин (1644-1912 гг.). Россия проводит военные учения вблизи китайской границы, демонстрируя готовность к решительному отпору возможной китайской агрессии. В свою очередь Китай наращивает группировку войск в российском направлении. Однако зачем воевать, если можно постепенно колонизировать российские территории? И вскоре у Китая может возникнуть желание восстановления исторической справедливости путем присоединения "этнически" и "исторически" китайских территорий, которые составят жизненное пространство для народа Китая и ресурсную базу для китайской экономики. Передовой опыт аннексии Крыма вполне может быть использован уже против России.
Понятно, что развитие паритетных отношений с Китаем в рамках ШОС и БРИКС предусматривает увеличение русского населения на проблемных территориях в противовес китайской миграции. Ведь в противном случае Китай может получить российские ресурсы вместе с российскими же территориями. Превращение Украины в государство-сателлит означает получение сорокамиллионного демографического ресурса для России. Даже реализация проекта "Новороссия", предусматривающего установление российского контроля над наиболее заселенными южными и восточными регионами Украины, предоставила бы возможность Кремлю через различные социальные программы содействовать переселению нескольких миллионов украинцев на малозаселенные территории Сибири и Дальнего Востока. И это были бы преимущественно русскоязычные переселенцы, исповедующие православие и близкие этнически и культурно России. Не зря в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации №926 от 12.09.2014 г. беженцев из Донбасса переселяют не в европейскую часть России, а в Сибирь, Дальний Восток и Крайний Север. Не исключено, что шахтеры и члены их семей вследствие закрытия по российскому примеру шахт Донбасса, также могли оказаться на территории Сибири в противовес китайской демографической экспансии.
Наряду с китаизацией Сибири происходит изменение религиозного состава населения России. Имеется в виду увеличение количества мусульман и уменьшение числа россиян, которые исповедуют православие. На территории России сегодня проживает около 20 млн мусульман (14% населения). Существуют прогнозы, согласно которым при сохранении современной демографической динамики и миграционных процессов в 2050 г. 40% населения России могут составить мусульмане. Естественный прирост населения происходит фактически за счет положительной демографической динамики в ряде регионов, население которых исповедует ислам. Однако гораздо большее значение имеет миграция из Средней Азии. Так, по неофициальным данным только в Москве проживает около 2-2,5 млн мусульман, многие из которых являются нелегальными мигрантами. Российская столица - город с самым мусульманским населением в Европе. К тому же проблема сепаратизма на Северном Кавказе окончательно не решена и существует угроза подрывной деятельности "Исламского государства". Наряду с этим 38 млн жителей Украины исповедуют христианство (преимущественно православие), а ислам - около 600 тыс. человек. В этих обстоятельствах превращение Украины в сателлит Российской Федерации, члена Евразийского экономического союза или хотя бы реализация проекта "Новороссия" с последующим переселением части населения на территорию России, могло замедлить процесс не совсем выгодного для Кремля изменения религиозного состава населения России.
Военные факторы: военно-техническая зависимость и продвижение НАТО на Восток
Среди военных причин агрессии России важное значение имеет недопущение вхождения Украины в НАТО. В новой редакции Военной доктрины Российской Федерации, которую 26 декабря 2014 утвердил Владимир Путин, на первое место в списке внешних военных опасностей вынесено наращивание силового потенциала НАТО и приближение военной инфраструктуры государств-членов к границам России, в том числе путем дальнейшего расширения Североатлантического блока. Таким образом, вхождение Украины в НАТО расценивается Кремлем в качестве одной из самых больших угроз национальной безопасности Российской Федерации. На сегодня по военному потенциалу государства НАТО значительно превосходят Россию. Например, по количеству стратегических бомбардировщиков Россия уступает государствам альянса в 40 раз, по количеству авианосцев - в 19 раз, военных самолетов - в 10 раз, численности войск - в 3 раза. И это без учета технологического превосходства НАТО... Фактически Российская Федерация может рассчитывать на ядерные силы, где она уступает государствам Североатлантического альянса только в 1,3 раза. В этом контексте вполне понятно стремление США разместить элементы системы противоракетной обороны (ПРО) с ракетами-перехватчиками нового поколения Standard Missile (SM-3, SM-6) наземного и морского базирования в Южной и Восточной Европе. Этим значительно ограничиваются возможности России в применении ядерного рычага воздействия.
К тому же евроатлантическая интеграция Украины с ее мобилизационными ресурсами и достаточно мощным военно-промышленным комплексом, выходом к Черному и Азовскому морям значительно усилит позиции НАТО в Черноморско-Каспийском регионе, в котором проходят важные транспортные и энергетические коммуникации. Учитывая это, целесообразно вспомнить военно-стратегическое значение оккупированного Россией Крыма. На самом деле его достаточно часто переоценивают. Современные баллистические ракеты, авианосцы, стратегические бомбардировщики и военно-морские базы в Турции, Болгарии и Румынии предоставляют НАТО достаточно возможностей как в контроле акватории Черного моря, так и в нанесении ударов по территории потенциального противника. Однако для России стратегически важным является сохранение обжитой базы военно-морского флота в Севастополе с развитой крымской инфраструктурой. Других равнозначных альтернатив в Российской Федерации на Черном море пока не существует. Для России это действительно вопрос военного присутствия на Черном и Азовском морях, и она активно наращивает там группировки войск, в том числе военной авиации.
Также не следует забывать, что планы Кремля не ограничивались Крымом, а предусматривали установление контроля над всем черноморским и азовским побережьем Украины. Это дало бы России возможность значительно усилить свои позиции в регионе в противовес НАТО. Приобретение же Украиной статуса ассоциированного члена ЕС с возможностью дальнейшей европейской интеграции на самом деле довольно важно в военно-политическом контексте, поскольку ЕС в соответствии с нормами Лиссабонского договора в 2009 г. получил функции структуры коллективной безопасности. Таким образом, в скором времени, со сменой власти в Киеве и с учетом усиления позиций Украины как ассоциированного члена ЕС и перспективного члена НАТО, вполне вероятной была денонсация харьковских соглашений Януковича и требование вывода Черноморского флота РФ из Крыма. Создав территориальный конфликт по поводу аннексированного Крыма и поддерживая вооруженный конфликт на Донбассе, Кремль пытается помешать европейской и евроатлантической интеграции Украины. Более того, в случае реализации проекта "Новороссия" по расколу Украины или ее федерализации, о вступлении в НАТО и ЕС можно было бы успешно забыть. Ведь Российская сторона непременно использовала бы собственные экономические и информационные ресурсы с целью соответствующей настройки общественного мнения в выгодном для себя свете.
К тому же Вооруженные силы Украины разваливались 23 года независимости, а во времена Януковича этот процесс приобрел целенаправленный характер. Даже министр обороны Дмитрий Соломатин незадолго до своего назначения был гражданином России и соответственно Россия имела полную информацию об уровне боеготовности украинских Вооруженных сил. Кремль не ожидал организованного вооруженного сопротивления от Украины. Создание "Новороссии" должно было пройти по крымскому сценарию.
Важны и военно-технические причины российской агрессии. Военно-промышленные комплексы России и Украины органически взаимосвязаны с советских времен. Почти 400 российских оборонных предприятий на момент начала агрессии зависели от поставок комплектующих из Украины. В южных и восточных областях Украины, которые должны были войти в "Новороссию", расположен ряд стратегических оборонных предприятий, прекращение кооперации с которыми приведет к существенному уменьшению уровня обороноспособности России. Среди них можно назвать днепропетровские Южмаш и КБ "Южное", которые обслуживают российские Стратегические ядерные силы. Основу этих сил составляют межконтинентальные баллистические ракеты Р-36М и Р-36М2 "Воевода" (переносят 83% российских ядерных боеголовок), разработанные и изготовленные в Украине. На харьковском предприятии "Хартрон" создали систему наведения, которая способна работать даже в условиях ядерных взрывов, она также стоит на вооружении в России. Специалисты КБ "Южное" осуществляли обслуживание ракет, обеспечивая продление срока их эксплуатации. В этих обстоятельствах вхождения Украины в НАТО означает, что российские Стратегическое ядерные силы будут зависеть от обслуживания специалистами одной из стран НАТО, против которого эти силы и направлены. Соответственно специалисты Украины, как государства НАТО, будут иметь полную техническую документацию на российские ракеты, которые должны преодолевать противоракетную оборону того же НАТО... В России разработали межконтинентальную баллистическую ракету РС-24 "Ярс", однако замена ею Р-36М2 "Воевода" - вопрос не одного года и не одного миллиарда долларов.Запорожское предприятие "Мотор Сич" производило практически все двигатели для российских вертолетов "Ми". Николаевское предприятие "Заря-Машпроект" до недавнего времени поставляло газовые турбины для российских боевых кораблей и осуществляло техническое обслуживание их энергетических установок. И это далеко не окончательный перечень зависимости российского ВПК от кооперации с Украиной, как и украинского ВПК - от российских контрактов. Таким образом воплощение в жизнь проекта "Новороссия" могло обеспечить российские Вооруженные силы не только базами для контроля юга и востока Украины, акватории Черного и Азовского морей, но и объектами военно-промышленного комплекса для поддержания их боеспособности. Но этого не произошло...
Приведет к миру провал проекта "Новороссия"?
На сегодня очевиден факт провала российской стратегии относительно Украины. Вместо раскола Украины, выхода из-под контроля Киева всех южных и восточных областей Украины, Россия получила дотационный Крым (75% поступлений крымского бюджета-2015 - дотации России), а пророссийские "сепаратисты" контролируют лишь часть Донецкой и Луганской областей. Как Крым, так и Луганская и Донецкая области органически связаны с экономикой Украины. Донецкая область в мирный 2013 г. обеспечивала себя на 39,8%, а Луганская - на 44,1%. На сегодняшний день многие шахты затоплены, а промышленные предприятия прекращают свою работу в зоне, подконтрольной пророссийским силам. Там происходит стремительное обострение криминогенной ситуации. Содержание Крыма и поддержка анклава сепаратизма на Донбассе, где разрушена экономика и социальная инфраструктура, но проживает несколько миллионов населения, являются чрезвычайным бременем для экономики России в условиях финансово-экономического кризиса. Сами же незаконные военные формирования и главари казачьих группировок в большинстве своем не имеют ресурсов, профессиональных знаний и умений по организации жизнедеятельности крупных населенных пунктов. Это способствует нарастанию протестных настроений на подконтрольных "сепаратистам" территориях.
Вооруженные силы Украины продемонстрировали способность достаточно быстрого восстановления и наращивания боеспособности, успешно вести боевые действия даже в условиях недостаточного ресурсного обеспечения. В боях на востоке Украины Россия теряет много молодых людей репродуктивного возраста, что негативно отражается на крайне зыбкой демографической ситуации.
Наряду с этим Кремль столкнулся с внешнеполитическими проблемами. Западу не выгодно усиление России путем вхождения Украины в Евразийский экономический союз или ее раскола. В результате из экономики России выведено около 120 млрд долл. западных капиталов, действуют экономические санкции, что в совокупности с падением цен на нефть привело к обвалу рубля. Не зря Россия не только не признает независимость "ДНР" и "ЛНР", но и не вводит их в рублевую зону. К тому же Западная Европа сокращает потребление российских энергоносителей. Не сработала ставка и на переориентацию рынка российских ресурсов на Восток. Пекин отказался осуществить предоплату строительства российского газопровода "Сила Сибири", по которому должен поставляться российский газ в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и увеличил финансирование собственной добычи сланцевого газа. Падение цен на энергоносители ставит под сомнение рентабельность российского проекта. Западная изоляция делает Россию более зависимой от сотрудничества с Китаем. В этой связи можно ожидать больших уступок Поднебесной, в частности в вопросах аренды российских территорий и их заселения китайскими мигрантами, а также снижения цен на российские энергоносители.В этих обстоятельствах Россия может пойти на замораживание конфликта и попытаться передать территории, подконтрольные "ДНР" и "ЛНР", Украине на собственных условиях.
Программа максимум - федерализация Украины. Однако и приобретение Донецкой и Луганской областями "особого статуса" вполне устроит Кремль. В этом случае Киев возьмет на себя бремя по восстановлению Донбасса, а Россия сохранит политические рычаги влияния на регион. В случае реальных шагов по вхождению в НАТО пророссийский анклав снова сможет взорваться новым вооруженным конфликтом. Ситуацию осложняет то, что в разных форматах переговоров достигнуты договоренности по разграничению сторон, а не по согласованию их интересов. Следовательно, решение проблемы Донбасса достаточно длительный процесс, а сам конфликт будет иметь тлеющий характер с постоянной угрозой перерасти в масштабную войну. Возвращение Крыма - еще более сложная политическая проблема и отдаленная перспектива. Для Украины же важным является недопущение федерализации по российскому сценарию - ни прямой, ни завуалированной, - поскольку это будет означать реанимацию кремлевского проекта "Новороссия".
Андрей Дацюк, специально для 112.ua