С тех пор прошло больше двух месяцев. АТО полным ходом идет уже и в Луганской области. По словам чиновников, государство заботится о мирных жителях на захваченных террористами территориях, но механизм определения кто из них "мирный местный житель", а кто "террорист-сепаратист" так и не разработан, нет и программы эвакуации.
"Беженцы", которые совсем не беженцы
Поскольку ни разъяснительная работа с населением, ни сама эвакуация так и не были проведены, массовое, в большинстве своем стихийное, переселение из областей проведения АТО началось только после выборов президента, с 26 мая.
По словам регионального представителя Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Беларуси, Молдове и Украине Олдриха Андрисека, существующий в Украине закон о беженцах и ратифицированная Конвенция о статусе беженцев от 1951 года предусматривают специальный статус только для тех, кто пересекает международную границу. "Беженец-иностранец имеет в Украине больше прав, чем переселенец с Донбасса", - поясняет Олдрих Андрисек.
В результате отсутствия государственного регулирования вынужденные переселенцы не получают ни специального статуса, ни соответствующей социальной помощи и защиты. Кроме того, поскольку переселенцы не пересекают границу, государство не может определить точное их количество. На сегодняшний день оценки очень разнятся. Правительство заявляет о 22 тыс. переселенцев, из которых 11,5 тыс. крымчане. Управление Верховного Комисара ООН по делам беженцев в Украине, Молдове и Беларуси заявляет о почти 60 тыс., волонтеры о 70 тыс. Все они сходятся только в одной цифре – количеству переехавших из Крыма.
Что делает для переселенцев государство?
Помощь государства "на бумаге" выглядит следующим образом: сначала переселенцев регистрируют и расселяют, занимаются этим штабы, организованные при обладминистрациях. Как правило, людей селят в санатории, пансионаты, общежития и жилье, которое предоставляют сами граждане, преимущественно частный сектор. В санаториях и пансионатах им так же предоставляют питание.
Пенсионный фонд и департаменты социальной защиты должны обеспечивать по новому месту пребывания выплаты соответствующей социальной помощи, которую граждане получали раньше по месту прописки. Никакой дополнительной материальной или любой другой помощи от государства на сегодняшний день не предусмотрено.
Детей устраивают в дошкольные учреждения и летние лагеря при школах. Всем, кому это необходимо, предоставляется медицинская помощь в медучреждениях без регистрации. Так же переселенцам рекомендуют обращаться в Миграционную службу для регистрации по новому месту пребывания как переселенцам и получать там соответствующую справку.
В реальности даже эта помощь практически не оказывается. Опросы волонтеров, представителей инициативных групп, вовлеченных в процесс помощи вынужденным переселенцам, показали, что единственная область, где власти полностью взяли на себя организацию процесса помощи – Днепропетровская область.
Участие волонтеров
На сегодняшний день база волонтеров насчитывает около 350 человек, которые в той или иной степени помогают и переселенцам, и военным украинской армии в зоне АТО – как правило, они собирают гуманитарную помощь, медицинские препараты и для тех, и для других, для солдат так же закупают обмундирование. Кроме того волонтеры занимаются эвакуацией, расселением, обеспечивают питанием и вещами первой необходимости, оказывают помощь в трудоустройстве, помогают с получением медицинских услуг, организовывают досуг детей.
Вот приблизительный перечень всех групп/инициатив/организаций в т.ч. международных, задействованных в процессе вынужденной внутренней миграции (ВВМ):
- УВКБ ООН
- Красный Крест
- Фонд Рината Ахметова "Развитие Украины"
- Восток СОС
- Дом друзей
- Центр Взаимопомощи "Спасем Украину"
- Крым СОС
- Центр занятости свободных людей
- Волонтерская сотня
- Евромайдан СОС
- Эскадроны добра
Выезд граждан Украины с временно оккупированной территории АР Крым и зоны проведения АТО
Выезд граждан государство практически не обеспечивает, лишь частично вывозят на оздоровление детей лишенных родительской опеки. Даже наиболее социально незащищенные категории граждан: пенсионеры, инвалиды, беременные и женщины с маленькими детьми вынуждены выезжать сами за свой счет или просить помощи у волонтеров и общественных организаций. Заявленная правительственная горячая телефонная линия перешла в формат работы – обратитесь письменно. Констатируются массовые жалобы обратившихся в данный колл-центр из-за того, что там их просят обратиться письменно или сообщают, что на их обращение будет направлен письменный ответ в течение установленных законом 10 дней. Волонтер Антон рассказывает пример подобной ситуации: "Жительница Луганска – мама маленького ребенка письменно обратилась в Министерство социальной политики с просьбой помочь им с переездом и переселением. Ее письмо "спустили" на уровень местного департамента социальной защиты, откуда пришел ответ, что подобными функциями данные учреждения не наделены, и помочь в этом вопросе не могут". То есть, по его словам, можно констатировать формальный подход государства к проблемам мирных граждан во время военных действий.
Более-менее организованная эвакуация населения из горячих точек происходит исключительно силами волонтерских и общественных организаций, а поскольку их возможности ограничены, то вывоз из зоны проведения АТО не синхронизирован с процессом расселения. Волонтеры обеспечивают вывоз людей до ближайшего безопасного места, ни системы последующей их транспортировки, ни помощи государства на данном этапе нет. Так же волонтеры заявляют о недостаточном количестве поездов из Донецка и Луганска следующих по территории Украины, и требуют предусмотреть возможность бесплатного предоставления билетов наиболее социально незащищенным слоям населения, которые зачастую не имеют финансовой возможности выехать. Не проводится так же "фильтрация" выезжающих, вследствие чего во многих местах массового поселения происходят дебоши, в том числе, и по политическим мотивам.
Регистрация и расселение
На сегодняшний день места для расселения в Киеве, Львовской и Одесской областях закончились. Приехавшим сюда людям чаще всего сообщают, что им необходимо переезжать в другие области и селиться там, при этом транспортные затраты они обязаны брать на себя. Во многих областных центрах администрации открыто начали заявлять, что отказывают в поселении дееспособным мужчинам призывного возраста с Донбасса. При неофициальном общении руководители области говорят, что ситуация может выйти из-под контроля – многие переселившиеся мужчины открыто поддерживают террористов и сепаратистов на Донбассе, поэтому агрессивно реагируют на патриотические проявления местного населения. Так правозащитники отмечают случаи провокационного поведения во время похорон погибших солдат в военных действиях на Востоке. В свою очередь местные жители открыто выступают против того, чтобы в область съезжались переселенцы с подобными политическими взглядами. Например, и. о. мэра Дрогобыча Роман Курчик официально заявил, что город готов принимать только женщин, детей, стариков и больных людей. "Здоровые мужчины с востока, будьте добры, защищайте границы нашего государства, - обратился Роман Курчик к переселенцам. - Наши ребята едут туда, отдают свое здоровье и жизнь. Этого мы ждем и от вас".
Без компенсаций
Директора санаториев и пансионатов заявляют, что государство не компенсирует затраты на коммунальные услуги и продукты питания, а значит дальнейшее пребывание переселенцев в их учреждениях невозможно. В отдельных случаях период "временного поселения" граждан Украины из АР Крым в санаториях и пансионатах длится уже три месяца. Финансирование данных статей расходов могут осуществляться только за счет резервного фонда и только после принятого Министерством финансов соответствующего распоряжения. 25 июня Кабмин принял постановление об обеспечении временного проживания лиц, переселяющихся из Крыма и Севастополя. На оплату их жилья из государственного бюджета сегодня выделено более 25 млн гривен, но механизма распределения и зачисления денег пока нет. "Механизм, который предполагается - это целевая помощь каждому лицу, она не превышает 200 гривен в день. Для оплаты проживания средства будут направляться по заявке лица в тот санаторий или дом отдыха, или место, где человек временно проживает", - сообщил министр Кабинета министров Остап Семерак. Данное постановление не распространяется на переселенцев из зоны АТО.
В свою очередь волонтеры заявляют о частых случаях отказа переселенцев регистрироваться в госорганах, а так же о физической невозможности регистрации в местах массового расселения на значительных расстояниях от областных центров. У переселенцев нет финансовой возможности ездить в штабы, а пенсионеры, беременные женщины и мамы с детьми физически не могут выезжать. Их просьбы обеспечить регистрацию людей на месте пребывания результатов пока не принесли.
Соцвыплаты и трудоустройство
Если крымчане уже получают назначенные им соцвыплаты, то из официально выехавших из зоны проведения АТО, обещанные по новому месту пребывания социальные выплаты (разного рода пенсии, помощь по рождению ребенка, соцвыплаты малообеспеченным семьям, детям-инвалидам, инвалидам с детства) получают всего 7 человек.
Граждане, которые переезжают из Крыма, Донецкой и Луганской областей в другие регионы Украины на временное проживание, могут стать на учет в Государственную службу занятости, предъявив только одно удостоверение личности. Сегодня переселенцам могут предложить 50,4 тысяч вакансий, о чем заявила министр социальной политики Людмила Денисова. "Наибольшее их количество сконцентрировано в Киеве - 7,3 тыс. вакансий, из числа переселенцев за трудоустройством обратилось 314 граждан, Днепропетровской области - 7,5 тыс. вакансий - обратилось 117 переселенцев, Харьковской области 2,7 тыс. вакансий - обратилось 74 переселенца и Киевской области 2,4 тыс. вакансий - обратилось 77 переселенцев" - проинформировала Денисова.
Более 50% из предложенных государством вакансий – это вакансии слесарей, токарей, электрогазосварщиков, водителей, рабочих по ремонту электрического оборудования и других представителей рабочих профессий.
Обращение трудоустроиться по месту временного проживания должно предусматривать некий механизм временного устройства на работу, но информации о подобных инициативах пока нет. Отсутствие продуманной системной работы и информирования – одна из причин, по которой переселенцы не спешат обращаться за помощью в поиске работы.
Да и волонтеры все чаще открыто заявляют о том, что переселенцы не спешат искать работу или воспользоваться предложенными им вакансиями. Причины, по которым люди не соглашаются на работу, по мнению волонтеров следующие:
- Среди переселенцев много женщин с детьми и пенсионеров, которые не могут ездить на большие расстояния от мест поселения или вообще не могут работать из-за физического состояния или необходимости сидеть с детьми.
- Люди рассчитывают, что ситуация стабилизируется и они вернуться на свои постоянные места работы.
- Переселенцы морально не готовы к таким изменениям в своей жизни, нуждаются в помощи психологов и системной разъяснительной работе с ними.
- Рассчитывают на помощь государства, а не на самих себя.
Медицинская помощь
Первоочередная медицинская помощь, которая необходима переселенцам – услуги психологов. Многие из переселившихся женщин, стариков и детей находятся в состоянии шока, психологи-волонтеры констатируют у них сильный посттравматический синдром и другие психологические проблемы. Никакой программы оказания подобной помощи на уровне государства на данный момент не разработано, так что и эта забота легла на плечи волонтеров. Они договариваются с психологами, которые в свободное от работы время консультируют переселенцев на личных приемах или по телефону.
Так же соответствующее медицинское сопровождение необходимо беременным и только что родившим женщинам, но не всегда есть возможность обеспечить его в удаленных от населенных пунктов местах расселения. В отдельной медицинской помощи нуждаются и инвалиды.
Сколько же переселенцев на самом деле?
Проанализировав ситуацию, видим, что самоустранение государства от решения проблем, связанных с вынужденной внутренней миграцией, грозит не только гуманитарной катастрофой, но и возникновением новых серьезных конфликтов граждан с органами власти. По состоянию на 1 мая 2014 года в городе Донецк проживало около 1 млн человек, в Луганске около 400 тысяч. Сейчас большинство людей выехало, но где они?
Соответственно заявленному количеству переселенцев государственные органы, преимущественно областного и местного уровня, занимаются расселением и обеспечением только 22 тыс. людей. Но даже более-менее приблизительные подсчеты возможного количества переселенцев на этапе их транспортировки по железной дороге позволяет говорить о совсем других цифрах. Согласно расписанию движения железнодорожных поездов, из Луганска и Донецка ежедневно уходят в среднем 10 составов, в каждом из которых в среднем по 15 вагонов - 8 плацкартных (по 52 пассажирских места), 7 купейных (по 36 пассажирских мест), если предположить, что каждый поезд везет в среднем по 500 пассажиров, соответственно это около 5 тысяч в день. Учитывая, что массовая миграция происходит уже больше месяца, то на сегодняшний день территорию проведения АТО могли покинуть около 150 тысяч жителей. Даже если половина из них выезжают не на переселение, получается внушительная цифра. Добавим сюда тех, кого вывозят волонтеры и тех, кто уезжает автобусами и на личных автомобилях.
Государство и переселенцы: кто кого найдет первым?
Возникает закономерный вопрос – где эти люди? Почему государство о них ничего не знает? Если эти люди в силу каких-то обстоятельств не заявляют о себе, это не снимает с государственной системы обязательств заботиться о своих гражданах. Рано или поздно волонтеры просто физически не смогут заниматься обеспечением и, по сути, содержанием этих людей и все это "внезапно" упадет на плечи государства и органов самоуправления. Органам власти необходимо было бы подготовиться к данной задаче, и начать с того, чтобы осознать размер проблемы и ее последствий. Отсутствие межведомственного штаба и его слаженной работы, отсутствие обеспечения переселенцев необходимой социальной помощью, нежелание взять ситуацию под свой контроль рано или поздно приведет к очень серьезным последствиям для всего государства.
Кроме того, в случае скорого завершения АТО переселенцам нужно будет обеспечить возможность возвращения домой. Соответственно необходимо разработать систему мер по восстановлению инфраструктуры городов, разрушенных вследствие проведения военных действий; обеспечить местное население работой и материальной поддержкой. Чиновники должны уяснить, что с окончанием боевых действий, проблемы на Донбассе не закончатся, и к этому нужно было начать готовиться еще позавчера.
Ирина Москаленко