За время президентства это будет уже третья встреча Петра Порошенко с американским президентом. США, продемонстрировав солидарность с Украиной в сентябре во время Уэльского саммита НАТО, теперь встречают украинского президента в Белом доме и стенах парламента. Возможность выступления президента Украины перед американскими законодателями означает глубокую заинтересованность США в изменении расстановки сил в зонах замороженных конфликтов вокруг Российской Федерации (Приднестровье, Северная Осетия, Абхазия и восток Украины).
Сам формат прямого общения позволит Петру Порошенко представить свое видение развития ситуации и донести информацию о реальном положении дел в стране, а парламентариям США – задать конкретные вопросы главе украинского государства относительно дальнейших шагов в урегулировании конфликта и проведения реформ. Приглашение Петра Порошенко на объединенное заседание Конгресса (Сената и Палаты представителей) также означает наличие сомнений у некоторых конгрессменов относительно целесообразности предоставления помощи Украине и возможной неуверенности относительно готовности украинской власти к реформам. В частности, представитель Государственного департамента США Томас Мелиа заявлял, что политика в Украине фактически не изменилась, и работа над реформами, связанными с борьбой с коррупцией и экономическим упадком, так и не началась. Поэтому если не исправить работу внутриполитических институтов уже сейчас, то и консенсуса по защите Украины от российской агрессии уже не будет, а помощь прекратится. Поэтому личный визит Петра Порошенко в этом отношении может стать эффективным способом убеждения конгрессменов в важности поддержки США.
После выступления Петра Порошенко на голосование в Конгрессе будет вынесен Акт "В поддержку свободы Украины". В тексте речь идет о внедрении санкций против "Рособоронэкспорта" и других российских оборонных предприятий, которые "способствовали нестабильности в Украине, Молдавии, Грузии и Сирии", ряда энергетических санкций (против "Газпрома" и компаний, осуществляющих инвестиции в энергетические проекты, а также ограничение для финансовых учреждений банковской системы США, связанных с оборонной промышленностью и энергетикой России). От других резолюций и решений, которые с момента вооруженного конфликта на востоке Украины были приняты и отражали, скорее, формальную, чем реальную поддержку со стороны мирового сообщества, этот документ отличают несколько существенных моментов. Во-первых, наличие положения о предоставлении Украине военной помощи: противотанкового оружия, оружия и амуниции для личного состава, радаров, оборудования для наведения, беспилотников, коммуникационного оборудования, на что США планируют потратить 350 млн. долл. Во-вторых, в тексте документа речь идет о предоставлении финансовой помощи Украине в размере по 100 млн. долл., которые будут выплачены в течение трех лет для решения проблемы дефицита топлива и электроэнергии. В-третьих, самое важное: о предоставлении Украине, Молдавии и Грузии статуса главных неприсоединившихся союзников НАТО и выделение этим странам 10 млн. долл. для борьбы с российской пропагандой.
Насколько консолидированными в принятии этого Акта будут палаты Конгресса США, зависит от того, насколько убедительным будет Петр Порошенко во время своего выступления. Принятие акта будет означать переход США в активную фазу действий, направленных на сдерживание российской агрессии в Восточной Европе. Изменение политики экономических санкций на военную поддержку со стороны США может вызвать противоположную реакцию со стороны России, которая в любой момент может увеличить присутствие своих регулярных войск на украинских территориях. Учитывая, что 18 сентября Европейским парламентом была принята резолюция об очередной волне санкции против России (об отмене запланированных соглашений с Россией в энергетическом секторе, строительстве газопровода "Южный поток", а также соблюдение политики ограниченного экспорта вооружения и товаров двойного назначения), сдерживания, налагаемые сейчас со стороны мирового сообщества на Россию, будут иметь эффект и, скорее всего, будут содействовать восстановлению переговорного процесса между Украиной и Россией при посредничестве третьей стороны.