В Wizz Air Ukraine называют несколько причин своего решения: длительную напряженность в Восточной Украине, девальвацию и неустойчивость украинской гривны, ограничения платежей поставщикам в связи с контролем за иностранной валютой, а также неопределенность с новыми правилами для авиации и ограничения, которые могут быть этим вызваны.
Бывший коммерческий директор Wizz Air Ukraine Вадим Третяк говорит, что, по всей видимости, причиной ухода авиакомпании стала боязнь, что после недавнего выхода перевозчика на IPO в глазах инвесторов высокорисковые инвестиции в Украину могли в случае дальнейшей эскалации событий в нашей стране подвергать риску снижения цен на акции фирмы. Таким образом, в Wizz Air Holdings ликвидируют высокорисковый актив, который сейчас не приносит прибыли и в ближайшем будущем вряд ли смог бы это делать, полагает он.
Последствия ухода
Сокращение работы Wizz Air Ukraine негативно скажется на потребителях, поскольку сократится выбор авиакомпаний и карта маршрутов, говорит Артур Винюков-Прощенко. По его словам, пассажирам придется больше платить за билеты, так как другие иностранные перевозчики предлагают, как правило, более высокие тарифы при полетах из Украины. Кроме того, МАУ сможет из-за снижения конкуренции повысить цены, считает Артур Винюков-Прощенко.
После 20 апреля от Wizz Air Ukraine к Wizz Air Hungary перейдут рейсы из Киева в немецкие Кельн, Дортмунд, Гамбург (Любек), Мюнхен (Мемминген), польский Катовице и кипрскую Ларнаку. Кроме того, как и ранее, Wizz Air Hungary продолжит выполнять полеты из Киева в Будапешт и Лондон (Лутон).
Вместе с тем будут отменены рейсы из Киева в испанские Жирону, Валенсию, итальянские Милан (Бергамо), Неаполь, Венецию (Тревиз), грузинский Кутаиси и в российскую Москву, а также из Львова в итальянские Милан (Бергамо), Неаполь и Венецию (Тревизо).
Испания
Наиболее существенно уход Wizz Air Ukraine отразится на регулярных полетах в Испанию. По данным авиационного сайта flightmapsanalytics.com, в апреле планировалось, что регулярно летать из Украины (и только из Киева) в эту страну будут две авиакомпании: Wizz Air Ukraine и МАУ. Но после ухода Wizz Air Ukraine, которая летала в испанские Жирону и Валенсию, полеты останутся только в Барселону с МАУ.
Правда, уже в мае МАУ возобновит полеты на Тенерифе, а в июне – в Мадрид. В июне начнет летать в Барселону и испанская авиакомпания Vueling Airlines.
Италия
Существенно сократится и предложение для полетов в Италию. В апреле запланировано, что полеты в Италию будут совершаться из двух украинских городов – Львова и Киева. В частности, из Львова должны были летать Wizz Air Ukraine и Meridiana fly. Теперь же львовянам будет доступна только Meridiana fly с полетами в Неаполь. И лишь в июне МАУ планирует начать летать из Львова в Болонью и Рим.
Из Киева в Италию в апреле планировали летать МАУ и Wizz Air Ukraine. После ухода последней останутся только рейсы с МАУ в Рим и Милан.
Грузия
Планируется, что в апреле из Украины будут выполнять полеты три авиакомпании: МАУ и Wizz Air Ukraine из Киева, а "Днеправиа" - из Днепропетровска. После ухода Wizz Air Ukraine останутся только МАУ и "Днеправиа", которые будут летать лишь в столицу Грузии Тбилиси. И только в июне МАУ планирует начать полеты из Харькова в другой грузинский город — Батуми.
Россия
Наиболее несущественным будет влияние ухода Wizz Air Ukraine на рейсы Киев - Москва. В апреле Wizz Air Ukraine планировал осуществить 13 рейсов по этому маршруту, что составляет всего лишь около 4% от всех рейсов между столицами Украины и России.
Уход продолжится
По всей видимости, это не последние печальные новости. В прошлом году авиационный рынок Украины просел на 25% и еще просядет на 50% в этом, считает директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. В 2013-м мирном году самолетами хоть раз в году летало 3,5 млн жителей Украины, а в этом их будет около 1 млн, отмечает он. "Кризис будет усиливаться. Авиакомпании это чувствуют первыми по снижающемуся спросу командировочных и туристов", - отмечает Александр Ланецкий. По его мнению, в ближайшие 2-3 месяца встанут еще минимум две средние авиакомпании.
Дмитрий Уляницкий для bnk.ua