Но даже имеющиеся деньги идут не столько на ремонт, сколько на обслуживание долгов "Укравтодора", в которые правительство разрешило ему залезть, чтобы оплачивать дорожные работы в предыдущие годы. Благодаря остаткам этих займов в 2014 году дорожники проводят "ямочный" ремонт. О капитальном ремонте и строительстве новых трасс речь пока не идет. А в следующем году средств может не хватить даже на латание дыр.
Пошло по швам
О реформе дорог говорили как в старом, так и новом правительстве. Риторика чиновников в этом плане очень похожа – дороги плохие, но чтобы их заменить, нужны десятки миллиардов гривен, которых у страны нет. Об этом недавно заявил и новый глава "Укравтодора" Сергей Подгайный. По его словам, дорожную сеть страны можно привести в порядок в течение 15 лет при ежегодном финансировании в размере 30-40 млрд грн. Причем менять нужно уже около 90% всего покрытия.
"Это связано с тем, что большая часть украинской дорожной сети была построена около 30-40 лет назад по техническим требованиям того времени и из расчета тогдашних нагрузок", – объяснил Подгайный. Но бюджет с такими запросами вряд ли справится. Ранее и пятой доли того, о чем просит Подгайный, на дороги не выделяли. Как сообщили в Министерстве инфраструктуры, уровень финансирования дорожных работ последние десять лет составлял 14-34% от научно обоснованной минимальной потребности. Не удивительно, что финансирование 1 км дорог в Украине в несколько раз меньше, чем в Европе.
Из-за этого около половины дорог государственного значения по показателям прочности не соответствуют техническим требованиям. "За последние 7 лет финансирование таких работ составляло около 2-4 млрд грн при нормативных 11 млрд грн", – уточняют в министерстве.
С кого спросить?
Столкнувшись с катастрофической нехваткой средств и разрушением дорожного хозяйства, Министерство инфраструктуры решило искать деньги на дорожные работы среди владельцев крупногабаритного транспорта. Эту идею вынашивали еще в правительстве Николая Азарова, но приступить к ее реализации решились только сейчас. Накануне Мининфраструктуры обнародовало законопроект, согласно которому предложено брать плату с транспорта массой 12 тонн и более.
Логика этого решения в том, что крупный транспорт больше остальных разрушает дорожное полотно. Следовательно, именно владельцы грузовиков должны компенсировать государству средства за разбитые дороги. Хотя до сегодняшнего дня основными источниками дохода Государственного дорожного фонда остаются поступления от акцизного сбора и импортной пошлины на нефтепродукты, авто и шины.
В случае принятия закона владельцы фур станут главными поставщиками средств в "дорожную казну". По данным министерства, при внедрении сбора оплаты на дорогах общей протяженностью 21 тыс. км ежегодные поступления составят от 4 млрд до 8 млрд грн. Расчеты делались исходя из предварительной стоимости 1 км проезда от 0,5 грн до 1 грн. Окончательно с ценой определиться Кабмин уже после принятия закона Верховной Радой.
По мнению директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, при определении стоимости проезда следует понимать, что она не может быть выше, чем, например, в Белоруссии. Ведь в данной ситуации речь может идти о конкуренции страны за транзитный груз. В России, где подобная система должна заработать уже в конце года, километровый тариф предлагают на уровне 3,5 руб. Это в пределах 1 грн. Тогда как в Германии за проезд с фур собирают в среднем 0,17 евро за км (около 3 грн). Немецкой казне это приносит ежегодно около 4 млрд евро.
По мнению собственника транспортной компании Константина Ковтуненко, он, как и многие его коллеги, готов будет платить за проезд по дорогам, но при условии, что правительство взамен обеспечит надлежащее состояние дорожного покрытия. "Мы возим грузы в Европу, потому давно привыкли к плате за дороги. Поверьте, ремонт транспорта после поездок по бездорожью обходится намного дороже. Потому за хорошие дороги будут платить", – уверен предприниматель.
Лазейка для коррупции
Интересно, что против инициативы Мининфраструктуры выступил глава Госслужбы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства Михаил Бродский. "Госпредпринимательство сейчас против такого введения, ведь сначала надо сделать качественные дороги, а потом брать деньги за их использование", – говорят в пресс-службе ведомства.
Кроме того, по мнению экспертов Госпредпринимательства, в случае прохождения министерских инициатив, могут возникнуть законодательные несогласования. В ведомстве обратили внимание, что, согласно постановлению Кабмина (от 27.06.2007 №879), уже утверждены ставки платы за пользование дорогами для грузовых авто массой 12 и больше тонн.
"Это может привести к ситуации, когда на различных основаниях будет взиматься двойная плата за проезд автомобильными дорогами общего пользования", – отмечают в ведомстве. В Госпредпринимательства также опасаются возможного злоупотребления со стороны тех органов, которые будут отвечать за контроль по сбору платы. Ведь в случае неуплаты водителем за проезд законопроект Мининфраструктуры предусматривает штраф в 190 необлагаемых минимумов доходов граждан – 3 230 грн. Такую сумму водитель должен будет оплатить на месте фиксации нарушения. При условии повторных нарушений устанавливается штраф в размере 380 минимальных доходов – 6 460 грн. При этом в первоначальной версии законопроекта было предложено наказывать за повторное нарушение в 5 тыс. минимальных доходов – 85 тыс. грн.
Обещанного три года ждут
Несмотря на то, что деньги на ремонт дорог нужны уже сегодня, заработать система по сбору платы за проезд по дорогам сможет не ранее 2016 года. С этой даты в законопроекте предусмотрено ее внедрение. Но времени не так уж и много, как может показаться. Ведь сперва правительству предстоит создать необходимую инфраструктуру – оборудовать дороги специальными приборами учета информации и пунктами обслуживания. Причем маловероятно, что правительство самостоятельно осилит такой проект.
Для сравнения в Белоруссии, где аналогичная система работает с прошлого года, инвестиции составили порядка 267 млн евро (4,2 млрд грн). Эту сумму вложила австрийская компания, которая и будет оператором системы последующие 20 лет. В России в такую же систему вложат около 26 млрд руб. (порядка 8 млрд грн). Впрочем, даже найдя инвестора, Кабмин все же может не успеть к 2016 году. Прежде закон должен утвердить парламент. Лишь после этого Мининфраструктуры сможет приступить к практической реализации своей инициативы.