Столичный размах Кличко: метро отменяется, трамвай под вопросом. Мэр ищет деньги

16 июля, 12:04

Чего киевлянам ждать от программы Виталия Кличко

Кличко
bnk.ua
Приход новой власти – это всегда ожидание перемен. После выборов мэра и депутатов горсовета киевляне ждут, что и их город станет лучше. Тем более что наводить порядок есть где: в полной мере не решена проблема дорожных развязок, есть вопросы к хаотичному размещению ларьков и киосков, не умолкают возмущения от нестабильной работы муниципального транспорта. Со всем этим обещает разобраться новый мэр - Виталий Кличко.

На прошлой неделе он представил киевлянам свою программу первоочередных шагов. Градоначальник обещает нанести удар по коррупции, обеспечить понятный для горожан бюджетный процесс, привлечь инвесторов в столицу. В общем, обещает все то, что принято обещать новым руководителям. Кроме достаточно общих формулировок и неконкретных задач, больше похожих на пункты предвыборной программы, мэр собирается уделять больше внимания вполне конкретной транспортной сфере. 

Мосты и дороги

Один из первых шагов – это завершение строительства магистрали с выходом на Дарницкий мост. Для того чтобы увеличить пропускную способность городских дорог Кличко также хочет строить паркинги, как в центре, так и в спальных районах. К тому же, если верить планам мэра, киевляне скоро будут ездить по новым велодорожкам. Учитывая, что мест для велосипедистов в городе не так уж и много. Перенимая опыт европейских городов, Кличко сказал, что в скором времени появится автоматизированная система управления дорожным движением. Правда, ее создание инициировали еще в августе прошлого года при тогдашнем главе КГГА Александре Попове. Для этих целей город даже вел переговоры о кредите с Европейским банком реконструкции и развития.

Еще одно обещание мэра – разобраться с головной болью киевских водителей и наконец-то сдать развязку на Почтовой площади возле Речного вокзала. Завершить работы здесь должны были еще в 2012 году, но до настоящее времени открыли объект лишь частично. "Все это городу нужно", - говорит заместитель главы фракции "Батьківщина" в Киевсовете Татьяна Мелихова. Депутат считает, что в целом мэр озвучил правильные задачи, однако не объяснил механизмов их достижения. Поэтому пока инициативы Кличко больше похоже на предвыборные обещания, чем на конкретный план действий.

Снова без метро

Каждый новый мэр Киева обещает провести метро на Троещину. Это же задание ставили себе едва ли не все кандидаты на пост столичного градоначальника. Как ни странно, Виталий Кличко пошел вразрез с традициями, предложив в своей программе заменить метро на скоростной трамвай. Причина такого поступка банальна – нет денег. Ведь прежде чем к жителям Троещины протянут ветку метро с правого берега, следует завершить строительство Подольско-Воскресенского моста. Работы здесь по сути не ведутся с прошлого года из-за отсутствия финансирования. На завершение строительства требуется 4,5 млрд грн, тогда как новая ветка метро обошлась бы еще в 18 млрд грн. Впрочем, трамвайная линия, как объяснил мэр, также должна пролегать по мосту. При достаточных объемах финансирования Подольский мост можно будет сдать в эксплуатацию через 1,5-2 года, убежден Кличко. В связи с этим город ищет кредиторов. И не исключено, что это могут быть инвесторы не из Украины. В прошлом году власти города уже вели переговоры о кредите в 700 млн долл. с российским Внешэкономбанком. В КГГА хотели привлечь кредит под государственные гарантии, но в итоге таковых от Кабинета министров не добились. А после того как российские банки прекратили кредитование крупных проектов в Украине, проект с метро был отложен и вовсе до лучших времен. Во сколько городу обойдется проект со скоростным трамваем, градоначальник не уточнил.

Денежный голод

Раньше остальных могут начаться работы на не менее важном для города объекте – Бортнической станции аэрации. Деньги на реконструкцию дает японское правительство. Виталий Кличко сказал, что город ожидает поступления средств 1,1 млрд долл. уже в начале 2015 г.  Японский кредит едва ли не последний, о котором удалось договориться ещё бывшим столичным властям в начале года. Новые крупные кредиторы пока в город не идут: нынешние позиции столицы для привлечения займов не слишком убедительные. Недавно рейтинговое агентство Standard & Poor's сохранило негативный прогноз для кредитного рейтинга Киева. Эксперты агентства пришли к выводу, что у города большие риски рефинансирования долгов, однако внутренние источники для наполнения городской казны сильно ограничены. Стоит отметить, что в этому году Киеву действительно предстоит выплатить около 2,6 млрд грн по облигациям. И еще при главе КГГА Владимире Бондаренко власти рассматривали возможность повторного выпуска облигаций, чтобы оплатить долг по текущим.

Бюджетный казус

В любом случае сегодня без новых заимствований Киеву не справиться, вне зависимости от градоначальника. Причем в нынешней ситуации бюджет города не в состоянии профинансировать даже строительство трамвайной линии, считают опрошенные эксперты. По словам директора аналитического центра "Институт города" Александра Сергиенко, любые крупные инфраструктурные проекты будет сложно реализовать, если власти столицы не добьются от правительства, чтобы 100% подоходного налога оставалось в столичной казне, а не как сейчас - 50% собранного НДФЛ Киев вынужден перечислять в государственный бюджет. Так, только в этом году в госбюджет поступит 9 млрд грн подоходного налога киевлян. "Эта норма является дискриминационной для Киева. Ее нужно отменять. Без финансовой самостоятельности городу будет тяжело договариваться о новых кредитах, в том числе и для инфраструктуры", - считает Сергиенко. Впрочем, пока вероятность того, что в Кабинете министров пойдут городу навстречу в вопросе с НДФЛ, крайне невелика. Тем более, как объяснил сам Кличко, сейчас "переговоры с Министерством финансов проходят напряженно". К тому же Минфин уже отказал Киеву в поддержке финансирования строительства Подольско-Воскресенского моста, заявил мэр.

Сейчас на повестке дня новых властей не столько инфраструктурные проблемы, сколько бюджетные. Причем справиться с ними без сторонней помощи городу также не под силу. Например, чтобы избежать просроченных выплат по зарплатам бюджетникам в июне-июле и процентов по долговым обязательствам, мэр направил письмо министру финансов Александру Шлапаку, попросив о займе в 435 млн грн. Хотя ранее, по словам Александра Попова, город старался избегать подобных методов – полученные средства вкладывали в программы развития столицы, в том числе и строительство транспортной инфраструктуры, тогда как заработные платы выплачивались исключительно из бюджета.

В целом, будущее программы первоочередных шагов мэра весьма туманное. При текущем положение дел самое лучшее, на что могут рассчитывать киевляне из программы – небольшие проекты при поддержке инвесторов. По словам самого Кличко, с привлечением частного капитала уже реализовываются проекты в сфере энергоэффективности и по очистке воды без использования хлора. В ближайшее время будут объявлены конкурсы среди инвесторов на строительство детских садов и ремонт остановок общественного транспорта. Другие, более масштабные проекты, в лучшем случае только на стадии переговоров. Однако времени на то, чтобы убедить киевлян в своей состоятельности у руководителя столицы Виталия Кличко не так уж много. Ведь уже через полтора года горожане снова пойдут на выборы мэра. Потому от эффективности выполнения обещаний зависит не только жизнь города, но и карьера Виталия Кличко в мэрском кресле.

Илья Плотников

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
  • Lex Lexy 16 июля, 17:25
    кличко в своем репертуаре, ищет что бы продать, какие деньги стырить и куда своих поставить
  • Михаил Михайлов 16 июля, 13:17
    "При текущем положение дел самое лучшее, на что могут рассчитывать киевляне" - это новые обещания.
Новости партнеров
Погода, Новости, загрузка...
traffim.com