Первое, что нужно учитывать – это то, что гибридная война невозможна там, где не создана для нее почва. Главный фактор – это пропаганда противника, которую у нас годами вела Россия и которую сознательно поддерживала часть нашей политической элиты исключительно для того, чтоб выигрывать выборы. Речь идет о Партии регионов и ее идеологических сателлитах типа КПУ, а также многих ультраправых силах, которые выступают с поляризующими Украину заявлениями и инициативами. Одни повторяют регулярно мантру о "мирных жителях" Донбасса, купивших в магазинах тяжелое оружие и об украинской армии, осуществляющей "геноцид русских". Другие называют русский язык "собачьим", устраивают факельные шествия с нацистскими приветствиями - все, чтоб соответствовать пропагандистской картине на российском ТВ. Так вот, чтоб противодействовать этой пропаганде и ее последствиям в виде сепаратизма и терроризма, не обязательно создавать "министерство правды" и т.д., но нужно координировать деятельность государства в информационной сфере с более-менее лояльными масс-медиа.
То есть создавать просветительские программы, проводить совместную разъяснительную и контрпропагандистскую работу, информационные спецоперации и т.д. Цель - приучить граждан к тому, что при появлении вооруженных "вежливых людей" их нужно не встречать цветами и не быть для них живым щитом, а как минимум сообщать в Антитеррористический центр СБУ и в региональные силовые структуры. И, конечно же, добиваться максимального разглашения в СМИ, параллельно сообщая, кто из местных властей допустил такую ситуацию. Но для этого требуется восстановить авторитет силовых ведомств, в частности – СБУ и МВД, чтоб люди знали, что они находятся под защитой.
Второе – это принятие решений. Увы, госслужба у нас является одним из самых уязвимых мест при гибридной войне. Дело в ее неповоротливости и излишнем количестве всяческих разрешений, справок и т.д., которые необходимы для реализации окончательных решений. Например, для решения по отправке с "минздравовского" склада медикаментов для военных, которое должно быть принято и реализовано за день-два, может реально затянуться на неделю. И это без сознательного саботажа, коррупции и "накладок". Нужно лично звонить, договариваться в обход формальностей и т.д. И так даже в силовых ведомствах, где по идее "реакция" должна быть быстрее, чем в "гражданских". Поэтому необходимо выработать алгоритмы принятия решений и их реализации для чрезвычайного режима. Как только есть сигнал опасности – включается этот чрезвычайный режим, сужаются временные рамки, уменьшается количество необходимых документов, возрастает ответственность за невыполнение приказов (если таковые не являются незаконными или явно вредными – тогда нужно иметь возможность пресечь это, обратившись в СБУ, например) и т.д. Тогда эффективность действий органов власти и, в частности, силовых ведомств, возрастет в несколько раз во время гибридной войны.
Третье - необходимо создать общие силы специальных операций – высокомобильные и хорошо вооруженные подразделения спецназа, которые могут бороться с противником как в городах, так и в неурбанизированных ландшафтах. Их задачи – от освобождения заложников до удержания позиций и диверсионной работы на территориях противника до прихода тяжеловооруженных армейских частей. При этом различные ведомства должны выделить лучших солдат и офицеров для формирования этих сил и сформировать общую штабную и организационную структуру (поскольку быстро увеличить, скажем, 3-й полк спецназа МО до размера отдельной армейской бригады невозможно). Образно говоря, нужно слить в одну структуру "Альфу" СБУ, 3-й и 8-й полки спецназа МО, "Омегу" и "Ягуар" Нацгвардии, "Сокол" МВД, а также "Булат" УГО и т.д. В мирное время эти подразделения могут работать в рамках своих родных ведомств. Но при малейших признаках гибридной войны их части, которые не нужно держать на местах (например, локальные подразделения "Альфы" или "Сокола"), объединяются в одно подразделение уровня бригады-дивизии и идут выполнять свои задачи вместе. При этом проводятся регулярные совместные учения на различных уровнях – от взаимодействия небольших групп до организации работы "общего" подразделения и координации с остальными армейскими (в частности, авиацией, артиллерией, радиолокационной разведкой и т.д.) или милицейскими частями, оперативными и разведывательными группами СБУ, добровольческими подразделениями и гражданскими лицами.
Отдельно – о санкциях за сотрудничество с террористами в будущем. Касается это местных властей, особенно силовых структур. Если местная милиция активно сотрудничает с террористами, нужно образцово-показательно зачистить управления МВД, перешедшие на сторону противника, вместе с сотрудниками. Там должен работать армейский спецназ или "Альфа" СБУ. Выживших после зачистки сотрудников милиции арестовывать и привлекать к ответственности по таким пунктам обвинения, как государственная измена, терроризм и нарушение присяги. После пары-тройки таких случаев милиция начнет понимать, стоило ли встречать террористов с открытыми дверями РОВД и ключами от оружейных комнат.