Информационная война - один из важнейших элементов противостояния на Донбассе и причина легкой аннексии Крыма Россией. Сознательное нагнетание антиукраинской истерии во время Евромайдана привело к тому, что в Крыму не нашлось критической массы тех, кто смог бы сопротивляться "вежливой оккупации", зато выросло количество тех, кто радовался аннексии.
Расстановка сил на данный момент
Россия заранее создала централизованную систему пропаганды своих идей и ценностей, а также (это, возможно, даже эффективнее) - дискредитации идей и взглядов, которые распространены в Европе. Также дискредитируется сама идея независимости бывших советских республик, в том числе - и Украины. В последнее время внутри России активнее внедряется идея российского мессианизма и концепция "осажденной крепости", которая была эффективной в позднем СССР. Толерантность подается как попустительство разврату, стремление изменить власть - как проявление фашизма или влияния США и т . д., деятельность общественных организаций, которые не являются ширмой власти - как подрывная деятельность. Зато искусственно создается культ силы, авторитарной власти с отсылкой на то, что надо вернуть порядки СССР времен Сталина и т.д. Эта пропаганда осуществляется через центральное и региональное телевидение (не случайно сепаратисты захватывают телебашни для того, чтобы ретранслировать там российские каналы), прессу и Интернет. Что касается последнего, то на зарплате у российских властей или провластных партий сидят целые группы хакеров и "тролль-бригады", которые либо удаляют нежелательную информацию, или превращают интересующую публики тему в своеобразную "помойку".
Можно дискутировать о допустимости/недопустимости таких методов в информационной политике, о моральной и прочих составляющих, но надо признать - такая тактика оказалась эффективной по отношению к внутреннему, т.е. российскому потребителю. Как минимум.
Что имеем в Украине? В отличие от РФ, "пропагандистская машина" в Украине слишком медленная и неорганизованная. Телевидение - в большинстве случаев еще имеет доверие, но все зависит от отношений собственника канала с действующей властью. Кроме того, уровень ТВ-пропаганды в России настолько выше, что после смены власти в Украине значительная часть зрителей, которые смотрели украинские каналы провластного направлении параллельно с российскими каналами, теперь предпочитают российские. Более-менее объективная картинка, которую теперь стали давать украинские каналы, теперь выглядит менее убедительной, чем российская пропаганда.
В Интернете дела обстоят намного лучше, однако здесь и до сих пор нет профессионального подхода к делу. В частности, именно тут не хватает системных действий власти - все завязано на инициативах общественности, которые выглядят вполне натурально, но в отличие от профессиональных пропагандистских акций, они не имеют той силы воздействия, которую имеют централизованные российские меседжи. Так, эти инициативы выглядят убедительнее, но их совокупная мощность не пробивает психологический барьер самозащиты, созданный под влиянием российской пропаганды. Следовательно, нужно действовать более организованно, привлекая профессиональных пропагандистов.
Что необходимо делать уже сейчас?
Во-первых, создать координационный медиацентр при СНБО, который бы состоял из главных редакторов ведущих изданий (или их заместителей), политтехнологов и специалистов по информационной политике (в частности из силовых структур и МИД). Этот центр должен оперативно реагировать на вбрасывание информации из России и разрабатывать протоколы противодействия этому вбрасыванию. Также этот центр должен планировать специальные информационные операции - непосредственно в России через оппозиционные СМИ.
Во-вторых, вышеуказанный центр должен взаимодействовать с разрозненными пока интернет-сообществами проукраинского направлении. Однако направления давать команды, установки по публикациям будет вредно для общего дела. Представители центра могут или сами быть лидерами общественного мнения, или иметь дружеские отношения с такими лидерами - журналистами, блоггерами и т.д. Дальше уже можно будет расставлять акценты в сетях и т.д., создавать на базе сообществ "тролль-бригады". Этот подход является гибридным - не столь централизованным, как в России, но и не настолько любительским, гражданским, который преобладает сейчас в Украине.
В-третьих, следует использовать нетрадиционные средства воздействия на территориях, где наши медиа недостаточно присутствуют - а именно в оккупированном Крыму и захваченных пророссийскими сепаратистами районах Донбасса. Например, это распространение слухов среди населения, или же личное общение с жителями тех районов. Также необходимую информацию можно запускать через радиосети типа zello и т.д.
В-четвертых, Украина должна противодействовать пропаганде, в том числе, в иностранных СМИ. Нужно постоянно подчеркивать опасности превращения России в неофашистское государство, на том, что она не остановится на агрессии против Украины, а пойдет дальше на Запад. Для "старой Европы" весомым аргументом будет то, что убытки от санкций являются временными, а опасность создания очагов нестабильности с потоками беженцев, наркотрафиком, расширением деятельности международных преступных группировок - будет постоянной, если не остановить Россию на нынешних границах и не заставить ее покинуть Крым.
Однако пока что Украина топчется на месте - и даже во многих странах Европы все чаще задают вопросы о "Правом секторе", действия Нацгвардии и успехах АТО. Свято место, как известно, пусто не бывает - если Украина не создаст свою машину пропаганды, это создадут ее соседи. И такой вариант нас в итоге вряд ли устроит.
редакция может не соглашаться с мнением автора