Перепечатка колонки Леонида Бершидского на сайте Bloomberg.
Российская государственная пропагандистская машина ехидно злорадствует по поводу событий в Фергюсоне. Ведь это классическая постсоветская история: коп убивает обездоленных мирных жителей, люди бунтуют. Но могут ли США, которые с такой помпезностью позиционируют себя как защитников общественной справедливости, отличаться в подавлении протестов от Владимира Путина или Виктора Януковича?
В Украине свой Фергюсон состоялся в июне 2013 г. в южном городе Врадиевке. Двое полицейских изнасиловали и чуть не убили местную женщину. Хотя граждане были убеждены в их виновности, полиция и прокуратура пытались скрыть факты вины, инсценировав медицинские доказательства и пытаясь добиться молчания свидетелей. Только после того, как местные жители штурмовали здание местной милиции, главный подозреваемый был арестован, а нескольких начальников уволили. В конце ноября 2013 г. капитан Евгений Дрыжак был приговорен к 15 годам лишения свободы. Но было уже слишком поздно. Украинцы считали, что вся правоохранительная система виновна в случившемся. Их гнев отразился в протестах против режима коррумпированного президента Януковича. Люди сражались с полицией, как будто последние были оккупационными силами.
Россия имела свой Фергюсон примерно в то же время, в июле 2013 г. В городе Пугачев, возле Саратова, что на Волге, представитель чеченской национальности из-за девушки зарезал местного жителя в драке. На следующий день местные жители, недовольные бездействием полиции, вышли на улицы. Жители заняли центральную площадь и перекрыли основные автомагистрали возле Пугачева, требуя, чтобы все чеченцы быть высланы из города. Это встряхнуло чиновников в Саратове и заставило действовать даже московских руководителей. Они предоставили местным хулиганам бесплатный автобус, который отвез их обратно в город, был уволен начальник местной полиции, приостановлена продажа алкоголя. В 40-тысячный город направили около 2000 силовиков, они изолировали местных националистических лидеров и выдворили из города иногородних подстрекателей протестов. Ряд высших должностных лиц посетили Пугачев и призывали к спокойствию. Полиция арестовала двух предполагаемых сообщников убийц. Девять дней спустя все протесты в городе затихли.
Многие, и не только националисты, написали в социальных сетях, что Пугачев – это "только начало" и "урок властям". "Но неясно, что это за урок может быть: власти, как мы видим, делают все очень хорошо. Несколько арестов, десяток поездок должностных лиц и несколько сотен полицейских всего за несколько дней легко свели локальный бунт на нет", - написал Евгений Ершов.
Российские власти использовали присутствие полиции и запрет на продажу алкоголя. Снятие начальника полиции было только первым шагом. Офицеры контрразведки разговаривали с чеченской диаспорой, убеждая старейшин выслать самых дерзких юношей из города на некоторое время. Они работали с местными ветеранами, что позволяло им чувствовать себя включенным в разрешение конфликта. Репрессивный режим Путина сделал все, чтобы ситуация в Пугачеве не превратилась в "мы против них".
Как во Врадиевке, так и в Пугачеве было много смутных и противоречивых доказательств, которые получили местные жители. Точно так и ситуация с убийством Майкла Брауна в Фергюсоне. Но власти в Украине и России поняли, что принятие срочных мер в некотором смысле было важнее, чем установление истины. Но этого не произошло в Фергюсоне. Мэр Джеймс Ноулз и начальник полиции Томас Джексон по-прежнему занимают свои кресла, а офицеру Даррену Уилсону, который застрелил темнокожего, так и не было предъявлено обвинение. Это в некоторой степени объясняется тем, что в США система построена на основании четких правил, создан некий буфер против популистских решений. Отсутствие компромисса заставило жителей Фергюсона занять враждебную правительству позицию. По их мнению, оно не хочет признавать, что темнокожие сталкиваются с непропорционально высоким риском жестокости полиции.
Неудивительно, что пропагандистская машина Путина отмечает контраст между США и российским подходом. "Почти четыре месяца назад были погромы в Фергюсоне, первая волна народного возмущения после убийства Майкла Брауна. Затем властям с трудом удалось взять ситуацию под контроль. Резиновые пули, дубинки и слезоточивый газ помогли. Однако сейчас все выглядит так, что США не могут усмирить беспорядки", - было сказано в эфире одного из российских каналов.
Рецепты Путина не сработали в Украине. Когда-нибудь они подведут его и в России. Российский режим не будет таким стабильным и популярным всегда, если прекратит сочетать грубую силу с успешной попыткой сотрудничества с обществом. Это та сторона вещей, которой власти Фергюсона пренебрегают в ущерб всей нации.
Справка:
Леонид Бершидский — журналист, политический аналитик, редакционный директор издательства "Эксмо", обозреватель агентства Bloomberg. В прошлом — главный редактор интернет-сайта Slon.ru (2009—2011).
Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@bnk.ua.