Вы не уехали? Не боитесь преследований?
Прежде всего, я хочу выразить те чувства, которые у меня на сердце. О том, сколько было погибших наших людей с обеих сторон. Мне очень жаль, и я сожалею со всеми людьми нашего государства.
Что касается вашего вопроса, хочу подчеркнуть, что я прежде всего государственный служащий и мне не безразлично, как будут в этой стране жить. Поскольку я возглавляю очень серьезное звено в исполнительной службе, а именно это Министерство энергетики и угольной промышленности, я не мог себе позволить, во-первых, такое бездействие, которое позволили себе мои коллеги. По вопросам энергообеспечения, энергоснабжения, добычи угля, работы энергетических блоков, работы атомных блоков... Все происходит в штатном режиме.
Даже в том, как вы отметили, хаосе политическом мы работаем и будем дальше работать. Будет новый министр и новое правительство, я передам все полномочия, как это требуется по закону. Более того, если будет на это согласие нового министра, я передам все те наработки, которые мы сделали за этот год и два месяца, что я руковожу этим министерством. Для того, чтобы жизнь в нашей стране продолжилась, а государство становилось крепче.
Насколько я понимаю, на объектах, за которые вы отвечаете, сейчас все спокойно и стабильно?
Безусловно.
В любом случае, от этого никуда не денешься, на ваше место придет кто-то другой. Собственно, власть, которая пришла сейчас к управлению страной, они как-то общались уже с вами?
Прежде всего, я на посту министра общался со всеми депутатами народными, которые сейчас в парламенте. Для меня никогда не была преимуществом та или иная политическая сторона. Для меня было преимуществом то, что люди делают для нашего государства.
То есть в ваших взаимоотношениях с момента смены власти ничего не изменилось?
Вы знаете, мне неоднократно в настоящее время задают такие вопросы: боитесь вы или не боитесь? Я не боюсь абсолютно. У меня чистое сердце, чистая душа и чистые руки. То есть я ответственный человек и отношусь к своей работе ответственно.
Сейчас наблюдается нехватка информации из Кабмина. Все же есть исполняющие обязанности, есть исполняющий обязанности премьера... Кабмин вообще собирается? Работа какая-то происходит? Я понимаю, что вы отвечаете за свое министерство. Но координируются ли действия тех, кто остался, или нет?
Я могу ответить только за наш сектор. Есть вице-премьер Юрий Бойко на месте, мы проводим совещания, приглашаем наших коллег, мой коллега Проскуряков Олег Альбертович также на месте. Это с нашего блока он. Минпромполитики также - Короленко. То есть по нашей части реального сектора экономики все в порядке. На наших совещаниях присутствовал Николай Присяжнюк, министр АПК. Это люди, которые понимают, что мы не можем дать сбой, чтобы страна пошла в хаос, они на месте и относятся к своей работе ответственно для того, чтобы наши люди как можно быстрее и с меньшими потерями, я имею в виду прежде всего финансово-экономические потери. То, что мы сейчас видим, это и курс валют, цены на энергоносители и на другие составляющие растут. Мы должны это сдержать.
И я хочу подчеркнуть, уважаемые граждане Украины, не надо делать поспешных выводов. Все стабилизируется, будет новое правительство, будут новые министры и мы вместе все должны работать ради того, чтобы наша страна расцвела после того беспорядка, который произошел за неделю.
Господин Эдуард, я понимаю, что сейчас не до введения новых технологий, инноваций, когда со дня на день придет какой-то ваш сменщик, но, очевидно, что были запущены в действие какие-то моменты. И в последние месяцы была активно запущена тема сланцевого газа. И говорилось, что мы можем благодаря этому как-то уменьшить зависимость газовую от России. В этой сфере вы тоже контролируете какие-то инновационные проекты или сейчас не до этого?
Хочу заметить, что да, это входит в мои функции. И то, что мы сейчас наработали, мы и сейчас продолжаем работать. Одно бы высказал пожелание, это то, чтобы на должность министра энергетики и угольной промышленности пришел человек профессиональный. Потому что очень трудно непрофессиональному человеку войти в тот темп, который мы набрали.
За последний год мы сделали очень много. Это подписание трех СРП (соглашение о разделе продукции) с ведущими компаниями мировыми. То есть это компания Шеврон, это Олесская площадь (Львов, Ивано-Франковская область). Проходя там этот путь, с депутатами местных советов я общался и с той же "Свободой", с "Фронтом перемен", с "Батькивщиной", другими оппозиционными депутатами, сейчас провластными. Время от времени это должно меняться: кто-то в оппозиции, кто-то во власти. Мы вместе решали насущные вопросы, за что я им благодарен. Мы общались, и путем общения мы делали лучше для нашего государства.
Это и соглашение о разделе продукции на Юзовском участке - это Харьковская, Донецкая области. Это и соглашение на мелководном шельфе Черноморском с компанией Еni, EDF. Также у нас парафировано соглашение с ExxonMobil по Скифскому участку. И я считаю, что мой преемник не остановит этот процесс, потому что, действительно, как вы заметили, это, прежде всего, энергетическая безопасность. И я не хотел бы подчеркивать сегодня вопросы зависимости от России или любой другой страны. Это наши партнеры и они являются нашими стратегическими партнерами.
По моему мнению, те специалисты, которые приходят к высшей ветви исполнительной власти, они должны понимать, что для того, чтобы стало развиваться наше государство, надо со всеми нашими соседями, стратегическими партнерами, вести себя вежливо. Я считаю, что здравый смысл он побеждал, и на этот раз также победит. Победа будет за нашим государством.
Господин Эдуард, я по этим проектам хотела спросить. Вы считаете, насколько я поняла, что это проекты названы важные, и новая власть будет их продолжать?
Более того, государством взяты определенные обязательства и инвесторами также со своей стороны. И все эти обязательства выполняются. Например, компания Royal Dutch Shell произвела инвестиционную программу на этот год. Это 178 млн долл. США. Будет проведена геосейсмика, геофизика, пробурены три скважины. И уже осенью 2015 году мы сможем, надеюсь на это очень, выйти на результативную часть.
Буквально год назад фракция "Удар" обещала инициировать расследование всех деталей подписания между компанией Shell и "Надра Юзовська" по распределению продукции. Эти проекты могут заморозиться?
Это вы говорите, что были какие-то моменты в Интернете какое-то определенное время. Я вам скажу, что после моего общения с депутатами от "Удара", а именно с главой СБУ Наливайченко, кстати, он помнит и выражал поддержку по этому поводу. И были голосования в ВР, когда мы изменяли законы, и все голосовались более чем в триста голосов.
Да, я вообще убежден в том, что пусть даже пройдет проверка. И в таком виде, как пожелает новое правительство. Я еще раз хочу подчеркнуть, что те действия, которые я совершал и совершало правительство нашего государства - все согласно действующему законодательству. Более того, в каждой сделке, когда она подписывалась, был отдельный пункт о применении антикоррупционного законодательства международного. То есть не законодательство Украины, а еще более усиленное - Английское и Международное право.
То есть те подписи… они также проверялись. И эта сделка прошла антикоррупционную составляющую у инвестора. И я убежден, что эти проекты будут двигаться, и те чиновники, которые придут на места в правительстве, проверят все. И я им желаю вдохновения и плодотворного сотрудничества с такими мощными инвесторами.
То есть, если будет приостановлена работа этих проектов - это будут только политические мотивы, но в любом случае не документальные?
Давайте мы даже не будем думать, что они будут приостановлены. Я убежден, что это для нашего государства выход из той сложной ситуации с поставками энергоресурсов. Не хочу даже волновать инвестора. Успокойтесь, все будет хорошо, все будут работать. Потому что никакой, ни в коем случае, нет никакой коррупционной составляющей.
Господин Эдуард, а вы думали, чем будете заниматься после министерской должности?
Хочу немного отдохнуть, потому что за последние четыре года я очень много работал. И работал, по моему мнению, эффективно. О чем свидетельствуют и эти соглашения, которые мы подписали, потому что это был очень серьезный и тяжелый труд. Если будет желание у преемников общаться, привлекать меня к определенным действиям ради развития нашего государства - то я дам свое согласие. Здесь безусловно. У меня нет, еще раз подчеркиваю, никаких составляющих в политических вопросах. Моя политика одна - это развитие нашего государства.