Парламентское движение навстречу компромиссу опаздывает за революционными событиями

29 января, 14:09

Вчера, 28 января, Верховная Рада Украины собиралась на внеочередное заседание с большой тревогой - в повестке дня был лишь один пункт, и тот "об обеспечении стабильности в государстве". За таким названием могло скрываться, что угодно, а учитывая то, как ретиво в центре Киева улицы перегораживались бетонными блоками и в каком количестве молодые люди спортивной внешности высаживались из утренних поездов, сомневаться в исходе заседания не приходилось. Нардеп от ВО "Батькивщина" Леся Оробец даже заявила, что не пойдет на заседание, так как велика вероятность после введения ЧП ареста оппозиционных депутатов прямо в зале заседаний

Рада руками
Униан
Вчера, 28 января, Верховная Рада Украины собиралась на внеочередное заседание с большой тревогой - в повестке дня был лишь один пункт, и тот "об обеспечении стабильности в государстве". За таким названием могло скрываться, что угодно, а учитывая то, как ретиво в центре Киева улицы перегораживались бетонными блоками и в каком количестве молодые люди спортивной внешности высаживались из утренних поездов, сомневаться в исходе заседания не приходилось. Нардеп от ВО "Батькивщина" Леся Оробец даже заявила, что не пойдет на заседание, так как велика вероятность после введения ЧП ареста оппозиционных депутатов прямо в зале заседаний.

На этот раз - пронесло

Тем не менее, в Раду смогли пройти и СМИ, и нардепы. Как оказалось, в Партии регионов, судя по всему, наступил серьезный  поворот относительно восприятия событий, происходящих в стране - на отмену законов 16 января провластные силы пошли так же легко, как и их принимали. За отмену нелегитимно принятых законов проголосовал даже один из соавторов закона № 3879  - Владимир Олийнык. Всего пакетом были приняты четыре закона, главный итог - отмена 9 из 12 законов, принятых 16 января. Госбюджет остался без правок и изменений.

Далее депутаты должны были принять закон об амнистии для участников акций, экстремистов, захватчиков ОГА - словом, всех, кто творил историю страны последнюю неделю. Впрочем, обсуждение проекта затянулось и рассмотрение закона было перенесено на сегодня.

"Представители власти желают, чтобы закон об амнистии был применен только в случае освобождения ОГА, а реально - и Майдана. Мы на это не согласны", - заявил лидер "Удара" Виталий Кличко.

Как отметил нардеп от ВО "Батькивщина" Юрий Одарченко, переговоры по поводу закона об амнистии будут продолжены и ночью.

Ряд проектов так и не был реализован - например, должны были пройти первые консультации о конституционной реформе, но и они - перенесены. Хотя от этой идеи не отказываются обе стороны. Можно констатировать, что пока что стороны только присматриваются друг к другу и не рискуют сразу идти на компромисс. Каждая из сторон, судя по всему, опасается обмана и мухлежа из противоположного лагеря, и держит ухо востро.

Итоги дня Верховной Рады сравнительно невелики: проголосовано пакетом четыре закона, которые отменяют большинство законов 16 января, вводят ответственность за разрушение памятников борцам с фашизмом, вносят ответственность за неофашизм. Отдельно принят закон об отмене НДС на импорт газа. Таким образом, можно и далее митинговать несанкционированно, в маске-каске и даже ездить колоннами по более чем пять авто. А также получать гранты из-за рубежа и даже писать журналистские расследования, не боясь быть осужденным за клевету и экстремизм. Впрочем, анализ "коммунистического" законопроекта об антифашистах показывает, что практически любого человека в маске, да еще и с символикой УПА, можно обвинить в неофашизме и привлекать к ответственности. Одним словом, досадить участникам митингов можно и по новым законам. Хорошо хоть длительные сроки за это не светят.

Отдельно необходимо сказать об отставке Николая Азарова. Целью статьи не является анализ того, кто будет премьером после и какие политики могут занять места в Кабмине. Это будет предметом нашего внимания в следующих материалах. Однако следует указать на то, что правительство ушло в отставку относительно легко - президент подписал заявление об отставке в тот же день, когда премьер ее подал.

Что это было?

На самом деле, "компромисс" между властью и  оппозицией выглядит довольно странным. Во-первых, законы 16 января были отменены не все. Не был, и это стоит признать, пересмотрен бюджет страны, который принимался без обсуждения с оппозицией.

Бурю возмущения вызвал и тот факт, что вожди оппозиции так и не подняли перед парламентом ключевой вопрос - о расследовании фактов убийств людей, поиске пропавших без вести, выкраденных спецназом автомайдановцев, и, конечно же, расследования зверских атак "Беркута" на журналистов. Пришлось сотрудникам медиа напрямую обращаться к членам Партии регионов. Те, например, глава фракции Александр Ефремов, заявили, что необходимо провести расследование и установить виновных. И на этом все. Некоторые "регионалы", например, Елена Бондаренко, не постеснялись заявить избитым журналистам, мол, не волнуйтесь, боевая обстановка, всякое бывает... Много вопросов осталось без ответа.

Не секрет, что сама процедура отмена законов 16 января, которые и так были нелегитимно приняты, вызывает большие вопросы. По мнению самих протестующих на Майдане, это равносильно понижению только что поднятых цен - все вернулось в прежнее положение, только вот оппозиционными политиками подается это как победа. Даже Юлия Тимошенко это одобрила. Тот же вопрос с законом об амнистии - он, фактически, делает участников акций виноватыми в том, что они хотят сделать жизнь в стране лучше и ведут борьбу с правящим режимом. Тут необходимо или с режимом бороться, или же законы принимать вместе с ним же. Кстати, тем, кто считает, что можно уже спокойно ходить в каске и быть резким в общении с представителями правопорядка, следует быть осторожными: проголосованные законы еще не подписал президент. А значит, в силу они не вступили и продолжают действовать. И потом - все ведь прекрасно помнят прошлый опыт закона "Об амнистии", когда судьи и прокуроры отказались его выполнять даже после его юридического вступления в силу - он, мол, неправильный и противоречит Конституции. Никто не дает гарантии, что "законы компромисса" постигнет та же судьба.

Кроме того, вместе с отменой "диктаторских законов" в силу вступили другие, не менее неприятные положения. Например, как раз вчера, 28 января 2014 года, вступил в силу приказ МВД от 24 октября 2013 года  № 1011 "Об утверждении Положения о специальном подразделении милиции общественной безопасности "Беркут". Суть в том, что полномочия силовиков согласно постановлению значительно расширяются - в частности, они могут использовать более широкий арсенал средств, приемы рукопашного боя, служебных собак. Кроме того, расширяются функции спецподразделения - вплоть до антитеррористических. Что делать с резким ростом полномочий силовиков "на поле боя" ни один нардеп так и не пояснил.

На Майдане такое положение дел вызвало критику.

"Мне все равно, чего хотят политики... Я хочу освобождения арестованных и выдачи всех захваченных, которые находятся неизвестно где! Я не говорю о расследовании убийств и наказания для силовых структур, а кроме того - люстрации подразделений, сотрудники которых были уличены в превышении полномочий", - говорит протестующий Владимир из Киева, для которого стал шоком тот факт, что представители оппозиционных фракций не вспомнили о наказании для силовиков за погибших и пропавших без вести.

 

"Майдан собрался изначально для того, чтобы установить новый тип отношений в обществе. Он собрался в качестве протеста коррупции, бесчинству, злоупотреблениям на службе. А не для торговли министерскими портфелями. Сегодняшним заседанием Рады я разочарован", - отмечает один из митингующих, Сергей, для которого пассивность оппозиции в Раде стала неожиданностью.

Исходя из случившегося, опрошенные нами участники Евромайдана решительны - будут стоять до конца. Даже если политики от оппозиции возглавят правительство.

И наконец. В регионах Украины в эти же дни продолжаются аресты протестующих, радикалов-штурмовиков, а то и просто случайных прохожих, притом даже в больницах, как, например, в Запорожье и Днепропетровске. Сложно назвать такое положение дел компромиссом, ведь первое условие любых переговоров - прекращение огня.

Что дальше?

По мнению экспертов, даже реальный, а не бутафорский, компромисс между властью и оппозицией не сможет погасить протестных  настроений - ибо причина их далеко не политическая. А потому вздыхать и говорить "ну все, кончилось" - еще рано. По мнению доктора политических наук, социального психолога Лидии Леонтьевой, во властных кабинетах и парламенте ситуацию решить не получится.

"Суть в том, что в обществе разрушено доверие к институтам власти. Волну протестов нельзя остановить, потому что радикализация только возрастает и никто с двух противодействующих  сторон не предлагает путей выхода из тупика", - сообщила нам эксперт.

По мнению Леонтьевой, сессия Верховной Рады "может лишь приостановить процесс и дать временное затишье. Точка бифуркации пройдена - вернуться на исходные позиции невозможно".

"Очевидно, что нынешняя политическая система, которая кровь от крови - советская, отжила свои 23 года и сейчас разрушается. Остановить этот процесс нельзя", -  уверена эксперт.

По мнению же социального психолога Олега Покальчука, то, что происходит - всего лишь временное перемирие.

"Это временное прекращение огня. Ни одна сторона не желает уступать. Ресурсы власти истощились быстрее, так как она их активнее использовала. Но и ресурсы оппозиции нуждаются в дополнительной мобилизации. Поэтому то, что происходит сейчас - это передышка для мобилизации сил", - отметил эксперт.

Покальчук полагает, что решения Рады просто не успеют за революционной активностью украинцев.

"Я считаю, что принятые в Раде решения, если будут реализовываться в том же временном формате, в котором они у нас в стране обычно реализовываются, никак не повлияют на уровень протестных настроений. Если люди прямо в эти же дни не почувствуют практических изменений, эти все решения будут бессмысленны", - полагает эксперт.

Конституция - можно быстро, можно растянуть

Необходимо сказать несколько слов и о проекте внесения изменений в Конституцию 2010 года, что позволит вернуться к парламентско-президентской формы правления государством. Многие усматривают  в возвращении к Конституции образца 2004 года панацею от многих проблем, а оппозиция - едва ли не путь к победе - ведь в таком случае Виктор Янукович потеряет значительную часть власти, и она перейдет к парламенту и правительству.

Впрочем, вернуть положение дел назад, в 2004 год, не так просто. Во-первых, на последнем раунде переговоров с представителями оппозиции Виктор Янукович заявил, что в законопроекте № 2222 (проект внесения изменений в Конституцию декабря 2004 года) есть много погрешностей, а это говорит о том, что президент вряд ли поддержит такой вариант конституционной реформы.

Нардепы от оппозиции предлагают решить вопрос простым голосованием большинства или же решением Конституционного суда. В частности, например, такой рецепт скорейшего возвращения к парламентской модели предложил Сергей Пашинский. Тем не менее, учитывая специфику работы отечественного КС, на его решение можно не полагаться. Что же до постановления Верховной Рады, то оно приведет к тем же последствиям, что и в 2004 году.

"Такое решение будет не правовым, оно будет политическим, - рассказал bnk.ua заслуженный юрист Украины, судья Конституционного суда в отставке Николай Козюбра. - Поэтому я категорически не приветствую такое решение через постановление парламента".

По мнению юриста, проблема в том, что принимать "поправки назад" придется в пределах Конституции 2010 года.

"Возвращение возможно... Но придется делать его в пределах нынешней конституции. Должно быть два голосования - сначала в 226 голосов, конституционным большинством. Текст поправок 2004 года тоже, как показала дальнейшая практика, не самый лучший, и его надо совершенствовать", - отметил Козюбра.

По мнению доктора наук в области государственного управления Александра Сушинского, проблема в том, что нельзя провести оба голосования в пределах одной сессии.

"Даже если успеть проработать все поправки, нельзя проводить два голосования по их внесению в пределах одной сессии. Необходимо как минимум две сессии парламента для их принятия. Это растягивает внесения изменений в Конституцию во времени", - поясняет эксперт.

Таким образом, работа над поправками в Основной закон также может растянуться более чем на полгода. И в эти полгода правительство, согласно Конституции образца 2010 года, будет полностью в руках Виктора Януковича. Вплоть до того, что президент сможет менять министров без согласия премьера. Нужно ли оппозиции такое правительство?

Прогнозы

Можно отметить пока что лишь одну позитивную тенденцию - Украина избежала сирийского сценария с возможным введением ЧП и кровопролитием. Но очевидно, что то, что происходит в парламенте - лишь проба сил и передышка перед очередным раундом  противостояния.

А оно не закончится. Пока в Раде говорят о компромиссе, МВД продолжает охоту на сторонников Майдана в регионах, в областных центрах запада, севера и центра страны продолжают успешно функционировать народные рады, перебирая на себя полномочия местных облсоветов и создавая свои исполкомы. И с Майдана митингующие уходить тоже не собираются. Как и с Грушевского.

Но самое главное в том, что власть не желает идти на коренные реформы общественных отношений. А общество требует именно этого - вне зависимости, хочет таких перемен власть или оппозиция. Этот цивилизационный конфликт не погас и говорит о том, что Украину в 2014 году ожидают, скорее всего, новые потрясения...

Сергей Костеж

Теги:
Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
  • krim 29 января, 14:40
    Мне интересно узнать зачем митингующий Сергей таскает биту и одевает маску ?Если он не бандит, его и трогать не будут, а разговоры про "очнулся-гипс" уже не актуальны
Новости партнеров
Погода, Новости, загрузка...
traffim.com