Верховная Рада и Яценюк: перемирие или мир

31 июля, 18:45

Лилия Брудницкая для bnk.ua

Яценюк
bnk.ua
Четверг 31 июля в парламенте напоминал четверг 24 июля, но с точностью до наоборот: вотум доверия Арсению Яценюку вместо отставки, голосование конституционным большинством вместо мучительного собирания 226 "за". Кто на сей раз выиграл?

Пока что никто, но это лишь на первый взгляд. Стороны дали "задний ход" и зафиксировали свои позиции. Они состоят в том, что правительство получило "добро" на секвестирование бюджета и необходимые поправки в Налоговый кодекс. Арсений Яценюк как премьер приписал себе победу в некоем "бою", но с кем был этот бой, уточнять не стал. Со своей стороны, Верховная Рада, по неизвестным причинам закрыв не только информацию министра обороны, но и экономические законопроекты, в целом поимела мало выгод. Скорее наоборот: теперь об этот созыв разве что только ноги будут вытирать, что, кстати, и делали немногочисленные пикетчики под парламентом, в буквальном смысле растаптывая по асфальту фотки и фамилии депутатов. Следовательно, в прибылях - некоторые внутрипарламентские силы.

Итак, утро трудового дня парламента 31 июля началось странным заявлением лидера фракции "Свобода" Олега Тягнибока о том, что, дескать, они многие вопросы согласовали, но не все, и вообще, у "Cвободы" свое представление о военном налоге, который должен был стать "налогом на олигархов". Затем голосование по постановлению о закрытом заседании – 230 "за". После чего более трехсот человек голосуют за допуск экспертов к месту крушения Боинга. И это же конституционное большинство поддерживает две из трех важнейших инициатив правительства. Результаты волеизъявления по отставке Арсения Яценюка можно было просчитать с точностью до нескольких человек. "Свободовцы" вообще вели себя нервно: представители фракции первыми вышли к журналистам в кулуары третьего этажа (где те томились в ожидании хоть каких-то вестей) и выразили свое неодобрение тем, что секвестр бюджета рассматривается в закрытом режиме. "Мы голосовали за закрытое заседание, только чтобы заслушать министра обороны, - обижался Юрий Сиротюк, - а бюджет надо рассматривать в открытом режиме". "Если бы мы рассматривали секвестр бюджета в открытом режиме, были бы выступления "на камеру", популисты захватили бы трибуну, были бы провокационные заявления, - делился впечатлениями ударовец Павел Розенко, - а так, у нас состоялся серьезный разговор в зале". Зачем в Верховную Раду приходил мэр Киева Виталий Кличко, впрочем, представители УДАРа объяснять не стали, точнее, объяснили прозаическими причинами: Киеврада приняла важное решение (об усилении финансовой дисциплины), надо заявить об этом, в Киевраде по бытовым причинам не слишком удобно. Запомним эту деталь. Пригодится. 

Вроде бы все замечательно, есть не просто большинство, а конституционное, хотя и ситуативное. Впрочем, сразу же возникают смутные сомнения: если постановление о проведении закрытого заседания поддержали 230 депутатов, то откуда взялись 300 с лишком за проекты Яценюка? Какая, к примеру, радость голосовать за эти документы "регионалам" или экс-коммунистам? Им выгоднее уйти в отказ и начать предвыборную кампанию с уничтожающей критики нынешней власти. Военный налог – неплохой объект для старта, о чем недвусмысленно дала понять "Свобода", проявив на сей раз особую прыть. Так все-таки откуда 300 голосов?

Безусловно, наличие в сессионном зале президента Украины, традиционно выразившего надежду на конструктивную работу, а после голосований отечески похвалившего Верховную Раду, - это фактор для умножения сторонников внесенных документов. Но, опять же, кому депутаты выразили свое "да"?

Кажется, Арсению Яценюку. И он дал брифинг триумфатора, где расхвалил собственные инициативы. Более того, премьер заявил, что не видит оснований для переформатирования Кабмина. Это важный момент, и его тоже стоит запомнить.

Что в сухом остатке? После завершения закрытого заседания, когда журналисты и депутаты наконец-то воссоединились в кулуарах второго этажа парламента, комментарии были примерно в одной и ой же тональности: голосования конструктивны, Верховная Рада показала, что может работать и.т.п. Иными словами, цитаты из речи Петра Порошенко. Примечательный момент: о коалиции депутаты предпочитали не говорить.

Почему? Ведь если есть 300 голосов "за", должна быть хотя бы ситуативная коалиция. Но вместо этого в кулуарах в основном озвучивались тезисы недельной давности "все на выборы".

"Парламент может и готов работать даже без наличия коалиции, - победно заявил в комментарии журналистам лидер фракции УДАР Виталий Ковальчук, - но перезагрузка власти должна состояться, и неделю назад мы просто запустили этот процесс, не больше и не меньше". При этом "Кабинет Министров наконец-то понял, что нужно вести диалог с Верховной Радой, именно диалог, а не монолог, и хватило одной недели, чтобы в диалоге уладить спорные моменты...Господин Яценюк продемонстрировал, что он готов выполнять свои обязанности, что мы не станем свидетелями эмоциональных заявлений о нежелании работать, что правительство будет работать до формирования нового парламента и нового правительства. А мы сделали сегодня главное – обеспечили украинскую армию всем необходимым". Также по словам Ковальчука, вопрос о переформатировании правительства до перезагрузки власти не стоит. "Никакого политического кризиса, о котором на прошлой неделе начали говорить некоторые наши коллеги, нет", - подытожил он. 

Однако лидер фракции "Батькивщина" Сергей Соболев нервно отреагировал на вопрос о коалиции, заявив, что парламент идет на выборы, и весь вопрос о поправках в избирательное законодательство. Именно об этом шла речь на консультациях у спикера в тот же день 31 июля, после закрытого пленарного заседания. Представитель фракции Партии регионов Анна Герман по поводу коалиции выразилась определеннее, заметив, дескать, "мы не ведем никаких переговоров", но "вопрос о роспуске этого парламента давно решен". Как отметила "регионалка", "формально коалиции нет,  но даже если бы она была, надо распустить парламент – он будет распущен. Но! Инициаторы роспуска парламента не понимают, что июль и октябрь – это две большие разницы. И тот, кто думает, что его позиции в октябре будут такие же, как в конце июля, он очень-очень-очень ошибается, и разочарование может быть очень глубоким".

Вы верите, что Верховная Рада прожила эту неделю без попыток породить новую коалицию и отложить свой роспуск? Конечно, верится слабо. Народный депутат от УДАРа Павел Розенко в комментарии журналистам, вслед за Виталием Ковальчуком, заявил, что коалиции в парламенте нет. Но намекнул, что, по крайней мере, проект парламентского большинства существует. "Насколько мне известно, какой-то вариант подписей за новую коалицию уже собран, но тут просчитывают все "за", все "против" и все риски, и сегодня факт в том, что новая коалиция не была объявлена. Что будет через неделю, мне сложно сказать", - заметил он. На уточняющий вопрос, какие фракции могли бы подписать документ о новой коалиции, Павел Розенко ответил: "Арифметически, сами подумайте, кто, кроме УДАРа, "Свободы" и части внефракционных, может создать коалицию?"

Следовательно, некие проекты коалиции в парламенте есть. И, по большому счету, депутаты могли бы отправить Арсения Яценюка в отставку, ничем не рискуя, ведь все равно идти на выборы, а начинать избирательную кампанию легче с критики власти, в данном случае, премьера. Вместо этого парламент дает Арсению Петровичу небывалый вотум доверия. Только 16 человек "за" – хороший результат. Зачем?

Скорее всего, сыгран лишь очередной акт пьесы. Во-первых, депутаты оставили "на потом" проект о реформировании ГТС. Под него не нашлось даже 226 голосов "за". Этот документ стал камнем преткновения для новой коалиции, по нему УДАР высказывал основные претензии. Так что голосование по двум остальным проектам является не более чем перемирием с премьером. Во-вторых, с какой радости надо было давать аж 300 голосов "за"? Видимо с той, что этим Верховная Рада демонстрировала президенту, а не премьеру, что он может рассчитывать на конституционное большинство. Это серьезное преимущество, будь оно у Петра Порошенко, и оно особо привлекательно в связи с туманными видами на состав парламентского большинства в новой Верховной Раде. Кроме того, секвестр Госбюджета проведен во многом в связи с необходимостью увеличить расходы на армию. Эта тема, по умолчанию, закреплена за президентом Украины. Верховная Рада потеряла бы лицо, отказавшись их принимать, после того, как убеждать депутатов пришел сам Петр Порошенко. Но демонстрировать конституционное большинство из иных соображений, кроме как продлить жизнь текущему созыву, тоже не было резона. Хотя, безусловно, если оторваться от коалиционных дрязг, проекты нужные в условиях войны.

Предположим, Петр Порошенко правильно интерпретировал то, что ему хотели донести депутаты на невербальном уровне. Именно по этой причине Виталий Кличко, который, не исключено, прицеливается на руководство парламентским большинством в новой Раде, примчался на Грушевского, 5. Ему нужно было увидеться с президентом или, по крайней мере, лично, на месте, разобраться с внутрипарламентскими настроениями насчет выборов. Какую-то информацию он, безусловно, получил. Насколько она оптимистична или пессимистична для мэра Киева, сказать сложно. Вполне вероятно, Виталий Кличко также преследовал целью поговорить с Арсением Яценюком насчет киевского бюджета. Как бы там ни было, многозадачность марш-броска мэра говорит о крайней заинтересованности в парламентском житье-бытье. В частности, сколько оно продлится.

А что же президент? У Петра Порошенко появились варианты. Арсений Яценюк сейчас растерял все преимущества, которые получил сразу после своего эмоционального и эффектного заявления в четверг, 24 июля. Он полагает, что в войне в парламентом победил и депутатов себе подчинил. Во всяком случае, такой вывод можно сделать по итогам брифинга, но, подозреваю, он прекрасно отдает себе отчет, что попал, фактически, в кабалу. Парламентского большинства нет, ему не к кому апеллировать и некого обвинять и, кстати, не с кого собирать голоса (процесс сбора голосов явно осложнится). В сентябре придется стартовать с бюджетом на 2015 год. И Арсению Яценюку наверняка отольются все депутатские неудобства. Да, отказом от переформатирования правительства он выбил почву у вероятных участников переговоров по новой коалиции. Но в то же время, и лишил себя рычага влияния на депутатский корпус. Слаженнное голосование у премьера получается только тогда, когда зал посещает президент Украины. Но не звать же Петра Порошенко всякий раз, когда у правительства трудности в парламенте!

Очень может быть, что стороны процесса постараются основательно подготовиться к 12 августа, поскольку ожидается битва за "трубу". И тогда, возможно, определится промежуточный победитель войны полномочий. Почему промежуточный? Потому что пока не начала воплощаться в жизнь конституционная реформа, эта война вечна.  

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Уважаемые читатели!

Возможность комментирования временно отключена из-за возросшего количества агрессивных и оскорбляющих комментариев, призывающих к незаконным действиям и насилию.

Новости партнеров
Погода, Новости, загрузка...
traffim.com