Пропаганда по своей сути является, прежде всего, распространением и внедрением в сознание определенных образов и стереотипов. Поэтому аудиторию (толпу или телезрителей) можно убедить не логическими аргументами, а сильными "картинками" и эмоциями. Когда-то классик американской пропаганды Л.Фрезер писал, что пропаганду можно определить как искусство заставлять людей делать то, чего они не делали, если бы имели всю информацию, касающуюся данной ситуации. И думали.
Никакая пропаганда не может влиять на людей, которые ей не верят. Она в основном оформляет уже существующие мнения, а не внедряет кардинально новые. Так, значительная часть населения Востока Украины желает возвращения СССР (патерналистской модели общества, образа жизни как в молодости) в образе России, потому и готова воспринимать "нужную" информацию про "киевскую хунту", "бандеровцев" и "заговор Западного мира" против "русского мира". В условиях, когда нет (или отсутствует стремление к) других развлечений, кроме просмотра телевизионных программ, большая часть аудитории Востока страны живет в таком себе "телеэмпиричном мире". Многие люди не готовы, как говорил герой фильма "Матрица", "попасть к реальности в гости", они отравлены и безнадежно зависимы от "системы", поэтому будут бороться за нее. И на все аргументы будут давать один ответ - про честные российские каналы и лживые украинские.
Действующие лица и события в различных российских сериалах и шоу, что в последние годы заполонили отечественный эфир, якобы не касались непосредственно Украины, однако, они вызвали интерес, а соответственно - идентификацию с определенными героями. Происходило моделирование "новых" жизненных процессов универсальным для постсоветского пространства языком. Поэтому критичность восприятия информации потребителями стала довольно низкой. При таких условиях, блокирование российских каналов только усилило убеждение пророссийски настроенного населения в их правдивости.
Что могло бы стать противовесом? Прежде всего, это предложение альтернативы, предоставление возможности выбора. Появление новых (неизвестных) для этой аудитории каналов - образовательных, развлекательных, интеллектуальных, которые вели вещание на русском языке (EuroNews, National Geographic и т.д.) кардинально не решило бы проблему, но порождало бы любопытство и давало возможность выбрать другую реальность.
Пропаганда эффективна в условиях отсутствия или недостатка информации. Поэтому, постоянное откровенное информирование жителей Востока о конкретных шагах государства и общества по урегулированию конфликта, о дальнейших намерениях власти могли бы в определенной мере стать альтернативой влиянию враждебной пропаганды и поспособствовать стабилизации ситуации. Собственно, как показали события последних нескольких месяцев украинско-российского противостояния, контроль над своим информационным пространством является не менее (а, возможно, и более) важным за наличие современного вооружения и подготовленного войска.
Существует закон, проверенный веками, - чем больше унижен человек, тем лучше он поддается пропаганде. Собственно, этот тезис стал первоосновой геббельсовской пропаганды, направленной на немецкое общество. Стремление сатисфакции (мести за унижение) и компенсации (унизить других) дает эффективный инструмент влияния на такую группу людей. Тогда возникает идея о "высшей арийской расе" или "особой миссии россиян".
Успех пропагандистского воздействия существенно зависит от его направленности на конкретные социальные группы. Не существует успешного влияния на "всех". Пропагандистские структуры всегда определяют целевые аудитории, их приоритеты, страхи, стремления или интересы. Восток Украины не однороден в своем видении перспектив страны. Кроме пророссийски (просоветски) настроенных жителей и люмпена, существует большая группа, которая не стремится к вхождению в Россию, а пытается определиться со своим статусом и перспективами. И вопрос не в том, что они "хотят быть услышаны", как об этом многие говорят/пишут политики и журналисты. Скорее, они сами "хотят услышать" новые смыслы и сообщения, которые позволят им сформировать понятную "картинку мира". К сожалению, на сегодня, только Россия навязывает им свое видение настоящего и будущего. Со своей стороны, украинское телевидение предлагает подобной аудитории очень мало необходимого ей телепродукта. Программы а-ля "Шустер-live" в значительной степени дискредитировали и исчерпали себя. Нужны другие, более интерактивные, интегрированные с социальными медиа форматы. В частности такие, которые бы предоставляли мгновенный доступ к информации "из первых рук" и стимулировали откровенный диалог между обычными людьми со всех уголков Украины, информационный обмен между украинцами и жителями других стран.
Пропаганда, как средство воздействия на человека, существует уже тысячелетия и является неотъемлемой частью нашей жизни. С ее помощью осуществлялись как достойные, так и бесчестные действия. Ее эффективность признавали полководцы, политики и философы.
Однако парадоксальная особенность пропаганды заключается в том, что чем больше люди знают о ней, тем лучше они могут ей противостоять.
Редакция может не соглашаться с автором