Коалиция и оппозиция: жизнь по фэншую

24 апреля, 17:48

Лилия Брудницкая, парламентский обозреватель

Рада
Фото из открытых источников
Есть такая примета: как только в стране намечаются эпохальные события, в нашем парламенте заговаривают о широкой коалиции. Вот, опять заговорили. К чему бы это? Конечно, на фоне драматических событий на Юго-Востоке Украины, рассуждения о широкой коалиции кажутся отвлеченными, да и парламент в условиях войны де факто мало что решает. Но с одной оговоркой, - расколотый парламент. Если бы Верховная Рада принимала согласованные решения, необходимость в Антитеррористической операции (АТО), возможно, отпала бы сама собой. Сейчас высший законодательный орган страны в состоянии условной дееспособности, и это, кстати, не меньшая угроза государственности, чем сепаратисты в южных и восточных регионах страны.

Итак, широкая коалиция. По большому счету, призрак широкой коалиции витал в Верховной Раде в судьбоносные 20-е числа февраля, когда некоторые "регионалы" поддержали и изменение Конституции Украины, и новые кадровые решения. Однако вскоре бывшая объединенная оппозиция презентовала свою коалицию, куда вошли, как и ожидалось, "Батькивщина", "Удар" и "Свобода", а также некоторые "бывшие" депутаты, покинувшие свои фракции на фоне революционных событий. Тем не менее, именно эта коалиция, которая, как было объявлено, насчитывает далеко за 226 голосов, остается одной из основных интриг Верховной Рады. Во-первых, потому, что  до сих пор не опубликованы ее персональный состав и численность. Все прекрасно понимают, почему, но "регионалы" и коммунисты с явным удовольствием "шпыняют" за это вчерашнюю оппозицию, а спикер Александр Турчинов предпочитает отмалчиваться.  Таковы правила игры. Во-вторых, коалиция с нечеткими контурами расширяет пространство для маневра, причем, для всех фракций и групп, она в этом смысле очень удобна: лидерам парламентского большинства не надо дрожать над каждым "штыком", ведь можно навербовать недостающее количество на стороне, а нынешней парламентской оппозиции такой расклад гарантирует некий "стабилизационный пакет".  Именно поэтому в парламенте так шустренько были сформированы группы и группки. Однако этот механизм в последнее время все чаще дает осечку, чему причиной не столько Крым и Юго-Восток (смогли же депутаты консолидироваться в феврале!), сколько президентские и киевские выборы.

С одной стороны, новая парламентская оппозиция претендует на статус выразителей интересов жителей Юго-Востока, о чем недвусмысленно свидетельствует усиление пророссийской риторики в высказываниях Михаила Добкина. Любые соглашения с коалицией, одобрившей АТО, будут восприняты (скорее, даже преподнесены) на Юго-Востоке как предательство. С другой, сейчас ситуация на руку "регионалам", так как, под нажимом резких заявлений РФ и подключившихся к протестам шахтеров, коалиция может стать куда более уступчивой. Но – такие удобные предпосылки для охоты за "золотой акцией" исключительно до 25 мая, пока в стране вместо полновесно избранного президента  - и. о., зависимый от Верховной Рады. Как только новый президент будет избран и Запад его признает, парламентской оппозиции останется лишь выговаривать комфортные условия сдачи или уходить в "глухой отказ", что, мягко говоря, неперспективно.

Так что, идея широкой коалиции витает в воздухе. Если "ширка" выгодна "регионалам", то не меньше, а то и больше полезностей она принесет и нынешнему парламентскому большинству. Точнее, премьеру Арсению Яценюку, которому надо хлопотать по поводу будущей парламентской коалиции под себя, держа в уме опыт "оранжевых" лет, когда от контроля за коалицией зависело, кто реально главнее: президент или премьер. И нынешнее парламентское большинство вряд ли можно считать в этом плане надежным.  Кстати сказать, именно премьер демонстрирует открытость и готовность к диалогу, а также, в своих публичных выступлениях, готов гарантировать Юго-Востоку выполнение ряда требований. Несколько иные позиции у Александра Турчинова. Сейчас, когда основные финансовые документы приняты, Арсений Яценюк может чувствовать себя относительно независимо. Чего не скажешь об и. о. президента Украины. Да, Александр Турчинов – спикер, но новая коалиция может переизбрать президиум. Благодаря "регионалам", это теперь сделать легко. Радикализация заявлений Александра Турчинова, пусть и в ответ на ситуацию, все же могут свидетельствовать о контурах новых альянсов в парламенте. И если эта версия верна, то умеренно-центристской пропремьерской коалиции будут оппонировать сразу с двух флангов: ПР+КПУ, а также радикальная часть "Батькивщины"+"Свобода" и, не исключено, частично "Удар" (который, впрочем, может уйти в и автономное плавание, и ситуативно примыкать то к ПР, то к  "Батькивщине"+"Свободе").

Все эти комбинации реальны, правда, при одном условии: если новый президент не назначит досрочные парламентские выборы. Широкая коалиция могла бы подстраховать депутатов, которые вряд ли в сложившихся обстоятельствах готовы запросто расстаться с иммунитетом.

"Ширка" вполне могла сложиться еще в начале апреля, если бы коалиция, в обмен на киевские выборы в два тура, проголосовала в целом законопроект об оппозиции. Но предварительные договоренности были сорваны, "регионалы" отказались голосовать за "киевский" закон, пока не будет принят закон об оппозиции. В свою очередь, "Удар" разобиделся на партизанскую попытку "Батькивщины" протолкнуть киевские выборы в два тура, что автоматом повышает стоимость прихода Виталия Кличко на киевский "престол". Выкрутить ситуацию с помощью Меморандума согласия тоже не получается, так как "Свобода" категорически отклоняет любые компромиссные инициативы (еще бы! в разгар предвыборной гонки), да и "регионалы" не хватаются ни за Меморандум, ни даже за законопроект об амнистии участников акций протеста на Юго-Востоке страны.

Последний эпизод в сериале "широкая коалиция", это разоблачения Инны Богословской о переговорах ПР и "Батькивщины" за спиной коалиции. Якобы, по ее версии, трещинка в парламентском большинстве зазмеилась после возвращения в активную политику Юлии Тимошенко и назначений, проведенных ею. Судя по тому, что прозвучало заявление Сергея Тигипко о необходимости широкой коалиции сразу после президентских выборов, версия Богословской очень даже реальна. Юлии Тимошенко необходимы 300 "твердых" голосов в парламенте, чтобы переиграть Яценюка и, возможно, нового президента (к примеру, Петра Порошенко), в том числе, путем конституционной реформы, особенно делегируя больше полномочий регионам. При наличии конституционного большинства, ПР  и КПУ получают гарантии, что досрочных выборов не будет, а для самой Тимошенко уже не суть важно, кто победит на президентских выборах, потому что, "накачав" парламент правильными стратегиями, можно сделать его главным субъектом политпроцесса.

Так что, коалиции и оппозиции суждены постоянные перемены, единство противоположностей и поиск некоей ситуативной гармонии. Не политика, а  сплошной фэншуй. Которым электорат, по старинке, временами верящий в лидеров, пока что, увы, не овладел, занимаясь куда более приземленными вещами: постройкой баррикад, свержением "режимов" и прочими протестами. 

Редакция может не соглашаться с мнением автора

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Осталось 1000 символов
    Новости партнеров
    Погода, Новости, загрузка...

    Загрузка...