Теоретически, президент, по Конституции 2004 года, зависим от доброй воли премьера и парламентской коалиции. Петр Порошенко явно не тот политик, который потерпит такую зависимость. Тем более, такую коалицию, где ведущую роль играет фракция имени Юлии Тимошенко. И дело не во взаимном антагонизме. В конце концов, изначально Арсений Яценюк и Юлия Тимошенко пылали друг к другу отнюдь не конструктивными чувствами. Петру Порошенко, который взваливает на себя чудовищную ответственность, просто необходима крепкая смычка "президент-премьер-парламент". Самый простой путь – распустить Верховную Раду, провести выборы и, на гребне успеха, войти в новую Верховную Раду, не исключено, с готовым однопартийным большинством.
Но между 25 мая и 7 июня произошло много событий, которые могли оказать существенное влияние на взгляды прагматика Петра Порошенко в этом деликатном вопросе. Во-первых, финансы. Кредиторам Украины вряд ли понравится раскошеливаться на очередную гонку. Наверняка не восторге и спонсоры некоторых политиков и политсил: они вложились в прошлую избирательную кампанию и пока что не получили ожидаемых дивидендов в полном объеме. Эти две силы (кредиторы и спонсоры) слишком влиятельны в данной ситуации, чтобы их недооценивать, а Петр Порошенко слишком бизнесмен, чтобы не понимать, что нового "кровопускания" из Госбюджета страна может и не потянуть. Во-вторых, на практике и при ближайшем рассмотрении, Верховная Рада текущего созыва выглядит более-менее договороспособной. Если только олигархи не начнут, как некогда в России тамошние олигархи, "войну групп и фракций", если сложится пропремьерско-пропрезидентское большинство, надобности в новом марафоне нет. Евромайдану в частности и гражданам вообще можно пояснить, что полным ходом идет подготовка к важным соглашениям с ЕС, менять парламент в такой ситуации пока что неразумно. Хотя, кто спорит, в принципе, перезагрузка необходима: уж слишком стремительно меняется общество в Украине, политики за ним не успевают. В-третьих, для Петра Порошенко немаловажными являются позиции "Батькивщины" и Юлии Тимошенко. Если кто-то и мог поверить ее заявлениям об уходе из большой политики, то только не он.
В сама парламенте особого пыла насчет выборов не выказывают даже ратовавшие прежде за срочный роспуск ВР "Батькивщина" и "Свобода". Результаты президентских выборов и особенно местных выборов отрезвили многих. Политические перспективы слишком зыбки и непредсказуемы, чтобы так, одним махом, отказываться от мандатов. Если суммировать заявления, комментарии, частные беседы, а также заметки и недомолвки, расклад получается такой:
"Батькивщина". Этой политсиле, теоретически, могли бы быть выгодны досрочные выборы, так как, дают возможность для "переваривания" итогов президентских выборов и, возможно, рестарта. Но есть и иные резоны. Выборы в Киеве "Батькивщина", которая ранее могла опираться на столицу, мягко говоря, не выиграла. Результат не убедительный и не блестящий. На парламентских выборах можно вообще пролететь мимо Верховной Рады. Во всяком случае, второй по численности фракции "Батькивщине" точно не видать. А сейчас для этой политсилы парламент – неплохая площадка для того же рестарта с прицелом на 2017 год. Назначение Сергея Соболева полновесным лидером фракции говорит само за себя. Далее по схеме: "Чистки – ужесточение риторики – оппозиция". Юлия Тимошенко надеется консолидировать вокруг себя бизнесменов, недовольных политикой президента или премьера, или обоих сразу. В Верховной Раде в вопросе выборов "Батькивщина" не маневрирует, а бьет без промаха: идея с согласованным законопроектом о выборах в духе любимой Леди Ю беспроигрышной лотереи. Если, например, голосов под проект не будет, выборов не видать, а если голоса будут, пропорциональная избирательная система гарантирует "Батькивщине" попадание в парламент. Но, скорее всего, никто под "Батькивщину" выстраивать избирательное законодательство не собирается.
Фракция Партии регионов. Там все непросто. Потеряв лидерство по количеству, фракция все же держится на плаву со своими 82 депутатами. Это ресурс, мягко говоря, солидный. "Регионалы" кровно заинтересованы в долгой жизни текущего созыва, потому что, на досрочных выборах, в условиях АТО на Востоке и при наличии отсутствия крымского электората, у них если и есть шансы, то, разве что, попасть в парламент. С минимальным числом штыков. Мандат многим из них важен как гарантия личной безопасности. Лишившись Виктора Януковича, фракция была в поисках покровителя, но негативный бренд ПР не позволил такового отыскать, поэтому, то, что не идет оптом, предлагается в розницу. Инициативные и деловые парламентарии-"регионалы" нашли точки соприкосновения с внешними влиятельными господами, и от фракции начали откалываться группы. Для "костяка" Партии регионов моментом истины станет сокращение фракции до минимального количества депутатов. Пока этого не произойдет, фракция продолжит рассыпаться, но депутаты будут не выпускать друг друга из вида, чтобы, в случае чего, заблокировать роспуск парламента. Именно это - "золотая фишка" Александра Ефремова, которую он может удачно разыграть. Но это в парламенте. В "поле", на досрочных выборах, перспективы партии крайне эфемерны, на грани попадания в Верховную Раду. Кстати, та же история и с КПУ.
"Свобода" и УДАР. Для "Свободы" успех Олега Ляшко на киевских выборах стал откровением, как и хорошие показатели УДАРа. Олег Тягнибок своими несколькими заявлениями дал понять, что партия намерена действовать решительно, но основные тезисы будущих политсражений слегка устарели. К примеру, Избирательный кодекс, сам по себе интересный как проект, по содержанию способен только ввергнуть парламент в недееспособное состояние. Свежих идей у "Свободы" пока что не наблюдается, а антироссийскую риторику позаимствовала и эксплуатирует "Батькивщина". Да, "Свобода" может блокировать парламент ради роспуска, но в одиночку ей вряд ли удастся осуществить задуманное. Да и к чему "Свободе" досрочные выборы? Скорее, ей необходимо обновление или, как минимум, поиск новых идей.
А вот УДАРу досрочные выборы в парламент симпатичны. Пока успехи Виталия Кличко и Петра Порошенко не потускнели, пока не всплыли и не обострились социально-экономические проблемы, УДАР и политсила Петра Порошенко могут, идя на выборы порознь, взять хороший результат. Может быть, и сформировать парламентское большинство. Идея соблазнительная, но – пока что роспуском парламента и досрочными выборами не удавалось сформировать даже бипартийное большинство. Даже без Донецкой и Луганской областей, без Крыма, все равно, симпатии людей могут рассеяться. А взлет Олега Ляшко доказывает, что можно и крепко просчитаться.
Таким образом, вопрос досрочных выборов в Верховную Раду завис до лучших времен. Не исключено, что сегодня, Петр Порошенко, придя в парламент присягать украинскому народу, найдет ответ и на этот вопрос. И огласит его. Тем более, что, вводя парламент в режим досрочных выборов, расширяет себе поле действий. Но в сентябре должен стартовать бюджетный процесс. Свежеизбранная Верховная Рада такого серьезного вопроса может и не "потянуть". Но новый президент должен еще сориентироваться в реальной, а не конституционной, расстановке сил на верхушках ветвей власти. Многое за то, чтобы отложить вопрос о досрочных выборах. Интересно, что перевесит?
Ждать осталось недолго.
редакция может не соглашаться с мнением автора