Передвижные электростанции используются в качестве источников резервной мощности и для оперативного реагирования на перебои в энергоснабжении. У входящей в "Россети" Федеральной сетевой компании (ФСК) есть специализированная дочерняя структура — ОАО "Мобильные ГТЭС", эксплуатирующее 17 ГТЭС производства Pratt & Whitney мощностью 22,5 МВт каждая. Их используют в энергодефицитных точках. В декабре 2013 года девять ГТЭС общей мощностью 202,5 МВт поставили в Сочи для покрытия возможных скачков нагрузок во время Олимпиады. Но, отмечают в "Россетях", нужда в них так и не возникла, нагрузку станции набирали только для проверки готовности.
Именно эти ГТЭС и будут перемещены в Крым. По информации одного из них, станции должны отключить после окончания Паралимпийских игр 16 марта, другой говорит, что воскресенья дожидаться не будут, дабы успеть к референдуму в Крыму. В "Россетях", ФСК, "Мобильных ГТЭС" и Минэнерго от комментариев отказались. В сочинской администрации и "Олимпстрое" о планах перемещения не знают.
Мобильные ГТЭС весят 150 тонн каждая и перевозятся самолетами Ан-124 "Руслан" или морем. На доставку и установку уходит два-три месяца, на полностью подготовленной площадке такая станция может быть развернута за 48 часов на минимальных параметрах. На номинальную нагрузку станции выходят за шесть минут. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что сейчас рассматривается возможность участия грузовой авиакомпании "Волга-Днепр" в перевозке станций на Ан-124. Представитель "Волга-Днепр" сообщил, что пока официальной заявки на перевозки не поступало. "Руслан" может сесть в Симферополе. Исходно рассматривался вариант доставки в Севастополь, но неясно, сможет ли местный аэродром принять такие самолеты.
10 марта председатель Совета министров Крыма Сергей Аксенов заявлял "РИА Новости", что, хотя у Украины нет оснований отключать поставку ресурсов на полуостров, он не исключает этого. Есть варианты, говорил он, в том числе с учетом помощи российских коллег, как добиться, чтобы крымчане не испытывали недостатка в электроэнергии, воде и тепле. Но сочинских ГТЭС недостаточно для того, чтобы покрыть потенциальный дефицит мощности на полуострове. При потреблении 1,2 ГВт Крым с помощью четырех ТЭЦ обеспечивает себя только на одну десятую. Также регион располагает солнечными станциями мощностью около 200 МВт, но их выработка нестабильна. Основной объем электроэнергии Крым получает с материковой Украины.
Глава департамента исследований ТЭКа Института проблем естественных монополий Александр Григорьев полагает, что Украина вряд ли будет всерьез и надолго отключать Крым, поскольку от этого технологически и экономически пострадает энергосистема Украины. Крым получает электроэнергию по четырем ЛЭП общей пропускной способностью 1,25 ГВт от таких крупных энергообъектов, как Запорожские ТЭС и АЭС, Херсонская ТЭЦ, Каховская ГЭС, возможно, Криворожская ТЭЦ. Но "рубильником могут поиграть", признает эксперт. Тогда, по его словам, мобильные ГТЭС прежде всего обеспечат энергией инфраструктуру Черноморского флота, водоканалы, больницы, аэропорты.
Для достижения реальной энергонезависимости Крыма от Украины нужен кабель через Керченский пролив. Но, отмечает господин Григорьев, кроме прокладки кабеля придется также расширить пропускную способность ЛЭП и подстанций как на российской стороне, так и от Керченского пролива до Ялты, за которой расположены крупнейшие энергопотребители Крыма. Источник "Ъ" на энергорынке добавляет, что мобильные ГТЭС не приспособлены к работе в базовом режиме, только в пиковом, обычно их загрузка не превышает 1 тыс. часов в год. Так что станции не могут быть окончательным решением проблемы. Он предполагает, что их перебазирование - скорее демонстрационный, нежели практический шаг.