Реформа оценивания ВУЗов: пути, шаги и риски

7 апреля, 12:20

Реформу образования ждут нелегкие годы признания обществом 

Университет им.Каразина Харьков
Фото из открытых источников
Повысить качество высшего образования, адаптировать его к требованиям времени и вписать в международный контекст – такие амбициозные цели ставил себе каждый новый глава Министерства образования и науки (МОН). Не стал исключением и новый министр Сергей Квит, сменивший амплуа ректора-бунтаря на амплуа перспективного министра, которому может оказаться под силу то, что не удалось воплотить в жизнь его предшественникам.

Вступив в должность, команда нового министра обозначила, какие именно шаги она предпримет в первые сто дней работы в Министерстве.

Суть дела

Среди них – реформирование системы лицензирования и аккредитации. Концепцию реформирования подготовил коллектив экспертов, а представил президент Международного фонда исследований образовательной политики, бывший замминистра образования, сооснователь университета "Крок" Тарас Фиников.

Было бы наивным полагать, что эта реформа касается только чиновников от образования и администрации вуза. В действительности, она касается самих широких кругов общества, так как она самым непосредственным образом влияет на качество обучения, определяя критерии его оценки. На сегодня в Украине это – прерогатива Министерства. На западе – аккредитация может быть как государственной (осуществляется институциями, подобными британскому агентству QAA), так и негосударственной (в США и Канаде – частные некоммерческие объединения). В соседней России с 2005 г. действует Росаккредагентство (входит в европейскую ассоциацию ENQA).

Авторы вышеупомянутой Концепции исходят из положений законопроекта "О высшем образовании" №1187-2, предполагающим появление в Украине Нацагентства по качеству высшего образования. Напомним, законопроект подготовил коллектив авторов под руководством ректора НТУУ "КПИ", экс-министра образования Михаила Згуровского, а в парламент его внес нардеп Виктор Балога. Постановление о принятии закона раздали еще в июне 2013 г., однако он не принят до сих пор, несмотря на поддержку экспертного и вузовского сообщества и наличие влиятельного лобби в лице новой министерской команды во главе с Квитом. Также напомним, что кроме этого законопроекта, на рассмотрение Верховной Рады выносились еще два проекта: подготовленный Сергеем Киваловым (ПР) и Игорем Калетником (КПУ) и проект коллектива авторов, "идейным вдохновителем" которого называли главу профильного парламентского комитета Лилию Гриневич.

Примечательно, что авторы Концепции предложили сократить число членов создаваемого Агентства с 15 до 9 и определить, что свои функции они будут выполнять на профессиональной основе, а не на общественных началах. Как это внедрить на практике, не совсем понятно, т.к. среди членов агентства представлены студенты и представители работодателей, и перевод их на профессиональную основу проблематичен. На что обратила внимание эксперт Жанна Таланова.

Среди других ключевых новаций, задекларированных в Концепции, отметим изменение подхода к стандарту высшего образования и лицензионно-аккредитационным требованиям. Предложено установить приоритет вторых над первым. По той причине, что стандарт - в отличие от требований - слишком инерционен и неповоротлив, чтобы оперативно отвечать на запросы времени. Уточним, что стандарт – это свод перечней квалификаций, специальностей, требований к образовательным уровням и пр. На практике такой "переворот" должен означать, что вузы смогут быстрее подстраиваться под требования времени и рынка, предлагая студентам актуальные и конкурентоспособные программы, а украинское образование, в целом, быстрее интегрируется в международный контекст.

"Перекрестное поступление" в магистратуру, дающее возможность, например, экономисту или инженеру поступать в магистратуру на журналиста или юриста. По словам первого замминистра образования Инны Совсун, данная норма - "политическая воля нового министра", поэтому ее обязательно внедрят. Напомним, что предыдущее руководство МОН соглашалось внедрить ее только в качестве эксперимента. А нынешний министр, будучи ректором "Киево-Могилянской академии", безуспешно судился с МОН по поводу "перекрестного поступления".

Важным шагом на пути к устранению дискриминации частных и государственных вузов, по мнению авторов Концепции, должно стать уравнивание срока действия сертификата об аккредитации для всех вузов – до 5 лет (сейчас срок действия сертификата для национальных вузов составляет 10 лет).

Среди инициатив, касающихся, прежде всего, чиновников и администрации вузов, отметим "радикальное сокращение" перечня документов для аккредитационного / лицензионного дела (по словам Финикова, сократят до 60% подаваемой документации); размещение материалов дела на сайте вуза и на сайте Нацагентства; сокращение перечня лицензированных образовательных услуг за счет исключения из него переподготовки, довузовской подготовки, повышения квалификации и специализации, в т.ч. для иностранцев.

 Оценка

 Изложенные в Концепции инициативы и задекларированные принципы открытости, объективности, логичности и верификации заслуживают всяческой поддержки, - признавали представители вузов, работодателей и экспертного сообщества в ходе публичного представления документа. Но обращали внимание и на недоработки.

Прежде всего, это фрагментарность и непоследовательность подходов к процессу реформирования. С одной стороны в документе декларируются концептуальные вопросы, определяющие принципы дальнейшего развития отрасли на годы вперед, как, например, принципы лицензирования и аккредитации или внедрение Нацагентства по качеству образования. С другой - рассматриваются сугубо тактические шаги: например, перечень документов для лицензионного дела. При этом нет ответа на животрепещущий вопрос, что делать вузам, чьи документы,  поданные на лицензирование/аккредитацию, "застопорились" на уровне Министерства еще с 2013 года. Если не решить проблему в самое ближайшее время, то эти вузы не смогут выдавать дипломы в этом году, - обратила внимание эксперт Жанна Таланова.

В Концепции нет ответа на вопрос, как будут проходить аккредитационные процессы в самое ближайшее время. Вузы просят пролонгировать действие лицензий и сертификатов сроком на 2 года – пока не завершится активная фаза реформирования, и пока не будут выписаны четкие и понятные правила, а старые не отменят. Замминистра Совсун заверила 21 марта, что вопрос решат в самое ближайшее время и публично объявят о решении к концу марта (но по состоянию на 3 апреля информации о решении не было на официальном сайте МОН). "А пока нет юридических изменений, остаемся в действующих рамках – процесс проходит в привычном режиме", - заявила Совсун. Признав, однако, что режим все-таки не совсем "привычный". По ее словам, заседания Государственной аккредитационной комиссии (ГАК) не будут проводиться, пока не сменится ее состав. По состоянию на 3 апреля, по данным официального сайта МОН, состав ГАК не менялся. Всё это может значить, что вопрос с получением дипломов выпускников тех вузов, которым "не повезло" проходить аккредитацию в этом году, до сих пор остается открытым, и риск не получить диплом остается реальным.

"В Концепции не нашла отражения заочная форма обучения, а это очень важно", - отметила первый проректор Европейского университета Зоя Тимошенко. Согласно нынешним нормам, ее не нужно отдельно лицензировать, и Тарас Фиников заверил, что "всё, что было раньше и облегчало процесс лицензирования, останется". В то же время представители образовательного сообщества обращают внимание на то, что заочная форма в ее нынешнем виде требует изменений и включения в международный контекст. "Заочное обучение надо упразднить в том виде, в каком оно есть. Оно должно быть part time c качественной онлайн-поддержкой", - пояснила в комментарии "bnk.ua" вице-ректор "Висконсинского международного университета (США) в Украине" (ВМУУ) Юлия Романовская.

Для устранения дискриминации между государственными и частными вузами недостаточно только уравнивания срока действия аккредитации. Например, чтобы успешно пройти аккредитацию или получить лицензию, у вуза должно быть определенное количество преподавателей с кандидатской и докторской степенью, причем состоять они должны обязательно в штате. Проблема в том, что преподаватель получает право на "научную" (более высокую) пенсию и ряд других льгот, только если работал и числился в госвузе, поэтому он предпочитает держать "трудовую" именно там. Юлия Романовская считает, что "учет трудовых книжек - это пережиток совка. Студенту неважно – профессор с трудовой книжкой или нет", - сказала она в комментарии "bnk.ua".

Критика коснулась и механизмов внесения изменений в саму Концепцию. На том, что их нужно четко выписать, а процесс сделать максимально прозрачным, настаивали представители работодателей. В противном случае процесс рискует превратиться в профанацию, когда инициативы чиновников вносятся под видом "инициативы снизу".

Тем не менее, идея подготовить свод новшеств на будущее нашла одобрение в образовательном сообществе. Так как реформы назрели давно, а внедряются они хаотично, вступая в противоречия друг с другом. 

 А как у них?

 При проведении образовательных реформ особенно полезен и интересен зарубежный, прежде всего, европейский опыт, ведь Украина присоединилась к Болонскому процессу (в 2005 г.). А это предполагает наличие единых Европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования (Стандарты ESG).

Отметим, что критика этих стандартов звучит и в европейских странах в том числе и в Европе – время от времени и там "прокатывается" волна студенческих протестов, одна из самых известных - акция Die Uni brennt! - "Университет горит!" в 2009 г. Однако это не должно вводить в заблуждение, будто их стандарты пагубно скажутся на Украине. Зачастую то, чем "пресытились" и против чего уже протестуют там, тут еще предстоит внедрить. Например, европейские студенты выказывают недовольство усилением роли бизнеса в обучении и в формировании учебных программ, опасаясь, что их превращают в "послушных роботов для корпораций". В Украине бизнес отстраненно наблюдает за тем, что происходит в образовательной сфере, не оказывая значительного влияния на подготовку специалистов.

Пока трудно представить, чтобы в Украине успешно работало признанное и авторитетное агентство по аккредитации, созданное самими работодателями. Такое, как FIBAA (Фонд международной аккредитации программ в области бизнес-администрирования), учрежденный работодателями Германии, Австрии и Швейцарии. Примечательно, что украинские вузы уже входят в международный образовательный контекст – "по одиночке", самостоятельно налаживая контакты с западными аккредитационными агентствами (так, украинско-американский университет "ВМУУ" аккредитует свою программу бакалавра бизнес-администрирования в FIBAA).

Также Украине еще только предстоит внедрить государственно-общественное управление образованием. В британских вузах экспертные комиссии, проверяющие вузы, претендующие на аккредитацию, встречаются не только с руководством вуза, как это происходит в Украине на практике. "В Британии на проверку приходят чиновники QAA (Агентство по обеспечению качества в образовательной сфере) и представители других вузов – менеджеры, отвечающие за качество в своих вузах. Проверяющие встречаются с менеджерами и смотрят документы. Также они встречаются со студентами и преподавателями. Они пытаются проверить информацию с трех сторон", - пояснила в комментарии "bnk.ua" руководитель программ Лондонского колледжа современных искусств Яра Чопей. По ее словам, агентство QAA проверяет академическое качество вузов и колледжей. "Обычно проверка осуществляется раз в год, но многие вузы проверяются раз в два года. Список учебных заведений, а также отчеты о проверке доступны на сайте", - уточнила Чопей.

В США и Канаде государство не занимается аккредитацией и лицензированием – эти функции выполняют частные некоммерческие объединения. Можно также отметить профильные объединения, в которые входят независимые аккредитационные агентства, специализирующиеся, например, на инженерных специальностях - как Washington Accord (WA), более известное как "вашингтонское соглашение".

Как показывает мировая практика, форма собственности и подчиненность не оказывают решающего влияния на эффективность работы по аккредитацию. Даже стандарты ESG – далеко не единственный рецепт. В США, где система образования признана одной из самых успешных в мире, этих стандартов нет. А один из их разработчиков, экс-президент Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования (ENQA) Питер Уильямс пояснял, что стандарты разрабатывались как общие принципы-ориентиры, а не перечень детально прописанных процедур.

Примечательно, что даже в России, где была развернута масштабная "анти-болонская" кампания, и на опыт которой ориентировалось предыдущее руководство МОН Украины, внедряются стандарты ESG. А Росаккредагентство является членом ENQA с 2009 г.

 В Украине сегодня декларируется единение позиций руководства Минобразования и образовательного сообщества по поводу необходимости комплексного реформирования системы высшего образования и даже по поводу шагов, которые следует предпринять. Будут ли они предприняты, проголосует ли Рада за новый закон о высшем образовании, станет известно в самое ближайшее время. Минобразования декларировало реализацию этих инициативы в течение первых 100 дней своей работы – т.е. до 7 июня.

 Екатерина Гичан

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Читать далее
Осталось 1000 символов
    Новости партнеров
    Загрузка...
    Загрузка...
    Погода, Новости, загрузка...
    Loading...