О "Донецкой народной республике", оказывается, уже есть обширный материал в Википедии, в котором местная пророссийская структура предстает как "территориальное образование, появившееся на территории Украины и оформившееся в апреле 2014 года в ходе Русской весны как самопровозглашенное государство". В данном материале бросаются в глаза, как минимум, еще две небезынтересные фразы: "о создании Донецкой республики объявили сторонники федерализации Украины, находящиеся в конфликте с киевскими властями" и "де-юре Донбасс остается в составе Украины"…
Говоря же в целом, википедийная страница "ДНР", очевидно, призвана придать самопровозглашенному "территориальному образованию" особый исторический пафос. Чтобы, возможно, будущими поколениями "Донецкая народная республика" воспринималась не менее значимо, нежели "Донецко-Криворожская советская республика", которая существовала в 1918-1919 годах. К слову, в указанном материале Википедии утверждается, что два года назад в московской штаб-квартире Евразийского союза молодежи "ДНР" была объявлена правопреемницей "ДКСР".
А вот на донецко-революционных аналогиях "десятых" годов XX и XXI веков стоит остановиться подробней. Знаете ли вы, что до 1917-го в пролетарской Юзовке большевиков не особенно-то и ждали? Донецкий писатель, журналист и краевед Евгений Ясенов на своем авторском сайте выдвигает версию о том, что тогдашнее население города на серьезный процент состояло из совсем еще недавних крестьян, которым трудно было воспринять идеи о полной ликвидации частной собственности и прочие столь же радикальные марксистско-ленинские идеи…
По-видимому, радикализм является той ключевой причиной, по которой привычно твердый, спокойный и уравновешенный Донецк в большинстве своем не приветствует сегодняшние сепаратистско-ирредентистские выпады здешних активистов "ДНР". Но ведут себя эти активисты порой так, словно они отражают настроения, по меньшей мере, половины населения шахтерской столицы и всего региона. Хотя в действительности "Донецкая республика" едва ли может рассчитывать на поддержку больше, чем трети местных жителей. Впрочем, в революционные периоды, следует признать, решающую роль играет все-таки не репрезентативность общественных взглядов, а готовность взять власть силой.
Побеждает более мотивированный. Ведь изначально прохладное отношение юзовских рабочих к большевикам также не помешало последним в конечном итоге превратить Юзовку в Сталино во всех смыслах. Правда, в 1917-м особую роль сыграл лидерский фактор Якова Залмаева, революционера, помощника Артема (тот, который Федор Сергеев, основавший "Донецко-Криворожская советскую республику"). Упомянутый выше писатель Ясенов характеризует Залмаева как человека с фанатичным блеском в глазах и с тонким чувством политической конъюнктуры…
Можно ли сказать нечто подобное о лидерах нынешних донецких протестующих Павле Губареве и Денисе Пушилине? Наверное, отчасти. Губарев состоял и в российской праворадикальной организации "Русское национальное единство", и в общественном объединении "Европейский выбор", и в "Народной оппозиции" Натальи Витренко, имея при этом предпринимательский опыт в сфере рекламного бизнеса, что обладает характерной профессионально-психологической важностью. А Пушилин засветился как активный функционер финансовой пирамиды "МММ-2011".
Как бы там ни было, внушает оптимизм то, что среди лидеров и активистов "Донецкой народной республики" наблюдается мирное или даже почтительное отношение к православию. Следовательно, храмы и их имущество должны остаться на своих местах. И в этом, скажем прямо, заключается эволюционная прогрессивность представителей "ДНР" по сравнению с их советско-революционными предшественниками.
редакция может не соглашаться с мнением автора