Но не так важно, что происходит с татарами в Крыму на данный момент, как то, что делать потом.
Очевидно, что татары недовольны решениями парламента Крыма в том числе и потому, что тот принял их, не советуясь с Меджлисом. В то же время нигде в законодательных актах Украины и Крыма не прописано, каким же должно быть такое взаимодействие двух парламентов. Теперь, если Крым останется в составе Украины, перед руководством страны встанет весьма тяжелая дилемма: как удовлетворить амбиции татар на участие в управлении жизнью автономии, при этом не "вспугнув" традиционные группировки в крымском парламенте? Очевидно, что потребуется или орган коллегиального типа, консолидирующий решения двух представительных органов, или же постоянное представительство депутатов одного органа в другом с правом Вето (как, например, это имели послы вольного города Данцига в польском Сейме). Однако такая форма взаимодействия тут же породит столкновения, не говоря уже о том, что с точки зрения парламента Крыма любое усиление Меджлиса рассматривается как шаг против традиционных элит полуострова.
Еще более важный вопрос, который встает перед всеми сторонами конфликта - а что будет с татарами, если Крым все же станет частью России? Что делать крупному государству с народом, который довольно хорошо организован, компактен и агрессивно настроен по отношению к пророссийскому течению политических процессов? Не стоит все сводить в таком случае к тезису о повторной депортации татар, или чему-то куда более худшему. Все-таки, на дворе не ХХ век, и такие вопросы решаются более дипломатично. Тем более, что Россия вряд ли заинтересована в появлении новой Чечни. И у нее есть два пути.
Первый заключается в богатом опыте России еще имперского периода в привлечении местных элит на свою сторону. Он заключается в возвышении религиозной элиты, одновременно с перебиранием экономических и военных рычагов управления регионом на себя. Как, например, обошлось в Астрахани, Казани, Сибири и в том же Крыму двумя с половиной столетиями ранее. В случае крымских татар в нынешних условиях это может быть выражено в введении представителей татар непосредственно в высшие управленческие структуры РФ, что позволит татарам решать свои вопросы через голову Аксенова. И татарам удобно, и Москве спокойно - так как Аксенова можно таким образом контролировать еще одной, запасной шпорой - войска ведь рано или поздно придется убрать из Крыма, а татары там останутся.
Второй путь - это реализация в Крыму чеченского сценария. Плюсы - полная поддержка России татарской элиты в итоге. Минусы - большие денежные траты. В Чечне России удалось расколоть движение нохчей, переманив на свою сторону Ахмада Кадырова, победив его руками другое крыло ЧРИ - клан Ямадаевых. Дальше все просто - дотации, денежные вливания, отсутствие контроля за "освоением" средств, полная свобода действий в пределах Чечни - в обмен на лояльность. Среди крымских татар такой сценарий, несмотря на его сюрреализм, тоже возможен - в конце концов, даже в Меджлисе есть свое (которое нельзя назвать пророссийским) "прагматичное" крыло, с которым можно найти точки соприкосновения. А денежные вливания и гарантии самоуправления быстро сделают свое дело. Только тут остается один лишь вопрос - будут ли чувствовать себя при таком сценарии в безопасности (по примеру Чечни) русские и другие не-татарские народы Крыма?
Акаш Бхат, историк, путешественник
точка зрения автора может не совпадать с точкой зрения редакции