Перепечатка блога Леонида Бершидского на сайте Bloomberg:
Вот вам история, которая проливает некоторый свет на то, почему президент России Владимир Путин настолько прочно закрепился в статусе единоличного правителя, и самостоятельно принимает серьезные решения. Это связано с огромным богатством его союзников не самого близкого звена, не говоря уже о приближенном круге олигархов. Они все смогли накопить свои богатства, пока он был у власти.
Лондонский таблоид The Daily Mail писал о испанской вилле российского президента Владимира Путина, которой тот якобы владел с 2012 года. Издание ссылалось на британского подрядчика, который якобы строил шикарное имение Путину в районе Марбельи. Читатели The Daily Mail неделю назад услышали, что российский лидер уже даже заложил виноградник на своих землях. Испанская пресса также публиковала много веселых материалов про особняк Путина.
Теперь оказывается, что дом и виноградник не имеют ничего общего с Путиным: расследование группы российских активистов, борющихся с коррупцией, во главе с Алексеем Навальным показало, что вилла принадлежит Зое Пономаревой, дочери Валерия Пономарева, члена российского парламента от Камчатки. Он никогда не декларировал зарубежной недвижимости – это не принято в стране, которая требует от политиков иметь недвижимость только в России. Пономарев, однако, богатый человек: его компания делает автомобильные номерные знаки и всевозможные канцелярские товары, используемые официальными органами Российской Федерации.
Пономарев не является одним из богатейших людей России, и даже не входит в список главных подрядчиков госзаказов, если верить российскому изданию журнала Forbes. И это, пожалуй, хорошо для него: некоторые люди на вершине этого списка находятся под санкциями США и Европы. Основной бизнес Пономарева полностью зависит от государственных щедрот, он не требует монопольного доступа к Путину. Достаточно того, что Пономарев поддерживает пропутинскую партию "Единая Россия", а его рыбный бизнес на Камчатке является крупным донором партии в этом регионе. Место в парламенте - просто осязаемый знак его относительной значимости в российском истеблишменте.
И все же его дом на Коста-дель-Соль в глазах местных жителей и британских журналистов - "стройка для короля... или президента России," написала The Daily Mail.
Таких как Пономарев тысячи. Их имена вряд ли когда-нибудь появятся в газетах. Многие мужья "50 самых богатых жен российских чиновников" – это непонятные люди из среднего слоя российской правительственной иерархии, которые, согласно их деклараций о доходах, вовсе не богатые. Но это их "Бентли" и "Порше", которые на всех парах мчатся через московские заторы, и это их виллы, которые журналисты-расследователи находят в европейских курортных городах и в Подмосковье.
Они работают на скромных должностях, сидят в региональных законодательных собраниях, тратя на это ценное время, которое можно было бы потратить с большей пользой - зарабатывать деньги, потому, что деньги - составляющая часть их жизни - зависит от бюрократической или политической составляющей. В стране, где частная собственность защищена только в том случае, если ее владелец находится в хороших отношениях с нужными людьми, и где значение государства как регулятора и как собственника самых прибыльных активов продолжает расти, эти люди знают, что они должны быть частью системы, чтобы сохранить и приумножить свое богатство.
После 14 лет правления Путина такие бюрократы имеют сильное чувство зависти. Вчера Владимир Якунин, друг Путина, который работает главой в РЖД, сказал, что может бросить свою работу и перейти в частный бизнес, если правительство выполнит угрозу обязать все государственные компании публиковать доходы своих топ-менеджеров. "Это незаконное вмешательство в мою личную жизнь, в мою личную информацию", - рассказал Якунин государственному телевидению. Он добавил: "Мы являемся естественной монополией, мы живем в соответствии с решениями, принимаемыми государством, поэтому мы делаем все так, как государство позволяет нам сделать".
И это довольно много. По словам группы Навального, дети Якунина управляют сетью фирм, которые делают бизнес на сотрудничестве с железнодорожной монополией.
Заманчиво теоретизировать, что эти люди могут свергнуть Путина через дворцовый переворот уже сейчас, что Россия становится беднее, и западные санкции угрожают их богатству. Но ведь все, чем они владеют, является их собственностью только потому, что "государство" позволило им это иметь. Любые изменения, которые могут нарушить баланс "государства", будут означать заключение новых сделок, завязывание новых пристрастий и потенциальную потерю активов в пользу голодных новичков. Члены "Единой России" уже прибрали к рукам все, что было построено, изъято, похищено. Эти дворцы, в каком-то смысле, все принадлежат Путину, но он позволяет своим людям использовать их.
Поэтому не будет никакого дворцового переворота, даже если все "путинские особняки" конфискуют враждебно настроенные европейцы. Гусь по имени Путин заложит больше золотых яиц. А вот как будет без него, никто не знает.
Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@bnk.ua.