Люстрация в проекте: что ждет силовиков и чиновников в ближайшее время

24 февраля, 08:30

Пока что наказание для силовиков, атаковавших мирных граждан, не вышло за пределы Верховной Рады

Тимошенко рада
bnk.ua
В Украине часто можно было и ранее услышать слово "люстрация". Произошедшее от латинского lustratio - "очищение", слово подразумевает свое первичное значение в устранении одной элитой другой, предыдущей от возможности возвращения к власти на основании недопустимого вреда, причиненного государству предыдущими правителями.

Люстрация стала популярной в Центрально-Восточной Европе, когда в Польше, Чехии, и других странах коммунистам и людям, связанным со спецслужбами коммунистического периода,  было запрещено занимать в новой Польше или Чехии, Венгрии и Прибалтике любые должности. Главный замысел - в недопустимости возвращения старых кадров к управлению государством.

Украина не совершила своей люстрации в 1991 году, хотя Компартия некоторое время была запрещена. Более того - Украина не прошла процесс люстрации в 2004 году, не наказав даже за призывы к сепаратизму участников Северодонецкого съезда. Как отметил сегодня в Верховной Раде нардеп Владимир Яворивский, "если бы тогда Кушнарев был посажен, он был бы от смерти спасен".

Тогда, в 2004 году, как и  в 1991-м, все кончилось несколькими точечными уголовными делами против некоторых лиц. На этом лозунг Виктора Ющенко "бандитам - тюрьмы" перестал работать, а фигуранты дел переждали за рубежом их закрытия и вернулись в Украину.

Можно полагать, что это, а именно - атмосфера безнаказанности, ощущение того, что ответственность за свои действия не наступит никогда, сделала украинских чиновников и политиков крайне неосторожными и безответственными в своих действиях. Не в этом ли следует искать причину трагедии, произошедшей в центре Киева 18-20 февраля? В ряде интервью представители силовых структур признавались, что не боятся ответственности, так как будут нужны новой власти - как они оказались ей нужны после победы Оранжевой революции. Надо отметить, что превышение полномочий сотрудниками "Беркута" фиксировались и ранее, например, в 2008 году (когда весь мир облетело видео с девушкой и  избивавшим ее дубинкой беркутовцем), или, например, видео того, как силовики разгоняли сторонников "Васильсковских террористов" под зданием Святошинского суда. По иронии судьбы, министром тогда был Юрий Луценко. И бывшие его подчиненные спустя пять лет избили бывшего министра на том же месте, в январе 2014 года, и тоже при рассмотрении дела тех же "Васильсковских террористов". Неудивительно, что силовики были уверены в том, что в случае победы Революции они продолжат спокойно работать. И это давало им, можно полагать, индульгенцию на исполнение самых страшных приказов.

 

Впрочем, на этот раз политики учли ошибки прошлого и с первого же дня заседания внеочередной сессии Рады 20 февраля инициировали ряд законодательных актов, которые, эволюционируя в своих требованиях с каждым днем, уже сейчас открыли возможность применения механизма люстрации. Портал bnk.ua предлагает читателям изучить историю этих инициатив, начиная с 20 февраля и заканчивая сегодняшним днем.

 

 

1.Проект Постанови про засудження застосування насильства, що призвело до загибелі мирних громадян України, № 4158 від 20.02.2014. Авторы - лидеры фракций власти (Яценюк, Кличко, Тягнибок).

Данный проект предусматривал крайне мало, и в то же он время заложил основы будущей в несколько следующих дней практики управления МВД не с улицы Богомольца или из Кабмина, а из-под купола парламента. По сути, положения документа небольшие - требование отставки министра Захарченко, вывод силовиков из Киева в места дислокации, немедленное расследование всех случаев применения силы. Кроме того, документ содержит пункт об осуждении применении насилия против протестующих, что противоречит некоторым положениям закона "О милиции" и открывает механизм осуждения действий МВД в системном, а не кадровом порядке.

 

2. Проект Закону про ратифікацію Римського статуту міжнародного кримінального суду, № 0072 від 22.02.2014, автор - нардеп Москаль (ВО "Батькивщина")

Римский статут позволяет имплементировать в Украине работу Международного уголовного суда (Гаага), который  более известен как "Гаагский трибунал". Ратификация этого положения Украиной откроет прямой путь к осуждению виновных в применении насилия по отношению к протестующим в Украине по международному законодательству. Пока этого нет - украинских правоохранителей могут судить лишь по национальному законодательство, или через ЕСПЧ, где процессы - долгие, а решения как правило, хоть и в пользу пострадавшей стороны - но очень мягкие. Фактически, ратификация Римского статута принесет Гаагский суд прямо в Украину. Доказательная же база против действий силовиков огромна - события в центре Киева, несмотря на все сложности, освещались сотнями СМИ практически беспрепятственно.

 

3. Проект Постанови про заборону виїзду за кордон, № 4190 від 22.02.2014. Автор -

нардеп Олег Ляшко (ВО "Батькивщина")

Несмотря на то, что многие инициативы авторства Олега Ляшко являются трудновыполнимыми ввиду их крайности или же расплывчатости, в данном случае - представлен очень важный документ. Он "через голову" Уголовно-процессуального кодекса регулирует право выезда обвиненных или подозреваемых в преступлениях выезду за границу. Как правило, такие документы в странах Центрально-восточной Европы предвещали серьезные люстрационные процессы, так как регулировали перемещение лиц ДО их официального обвинения. В случае принятия такого постановления, очень многие люди, которые могут быть хоть каким-то образом причастны к силовым структурам и хоть как-то могут быть теоретически обвинены в преступлениях против народа Украины, не могут покинуть территорию страны, а следовательно, будут неизбежно обвинены и не будут иметь шанс бежать. С этого момента люстрация становится массовой.

Однако надо сказать, что Олег Ляшко ничего нового тут не придумал - подобные законы появлялись (причем, независимо друг от друга) - в Польше, Венгрии, Румынии в 1989 году. Кроме того, подобие этого закона издал Революционный Конвент Французской республики в 1792 году, запрещавший деятелям "королевского режима" покидать территорию Республики. Большинство из тех, кто не покинули страну - не пережили следующие два года. 

 

 

4. Проект Постанови про ліквідацію спеціального підрозділу міліції громадської безпеки "Беркут", № 4206 від 23.02.2014. Авторы - шестеро нардепов от ВО "Свобода" во главе со Швайкой.

А это уже - прямое следствие эволюции процесса люстрации. Текст постановления невелик, и предполагает всего лишь ликвидацию спецподразделения. Здесь еще нет никакого упоминания об ответственности его членов. Но следует отметить, что для многих молодых людей из райцентров без перспективы хорошей работы служба в таких подразделениях - единственная возможность заработать. Ничего, кроме этой работы, они делать не умеют, и теперь остаются без средств к существованию. Так что это уже можно рассматривать как форму люстрации, тем более, что тут также присутствует такая обязательная характеристика люстрации, как массовость - работу потеряют все "беркутовцы", независимо от того, находились они во время указанных событий в Киеве или нет, применяли силу против протестующих или нет. Действует старый римский принцип: "ты там присутствовал - ты виновен".

 

5.  Проект Постанови про утворення Тимчасової слідчої комісії Верховної Ради України по розслідуванню протиправних дій окремих посадових осіб Державної митної служби (з 2013 року Міністерства доходів і зборів за напрямком) за період -2010-2014 років, № 4208 від 23.02.2014. Автор - нардеп Сергей Мищенко (внефракционный)

Этот законопроект, несмотря на его "кадровую" составляющую, является показателем того, как люстрация становится системным явлениям - переходя от объекта общественного недовольства (МВД) в другие сферы, проблемы в которых не так очевидны (ибо налоговики не стреляли в людей на улицах Киева), но которые нуждаются в реформах не меньше, чем силовые структуры. Можно ожидать, что за этим документом последуют и другие, касающиеся "чистки" рядов налоговиков.

 

6. Проект Постанови про особливості звільнення з органів прокуратури прокурорів та слідчих, які брали участь у здійсненні кримінального провадження щодо учасників акцій протесту та інших масових заходів, а також прокурорів, які здійснювали нагляд за додержанням законів органами, що проводять оперативно-розшукову діяльність, дізнання, досудове слідство у період, починаючи з 21 листопада 2013 року, № 4210 від 23.02.2014. Авторы - нардепы Кожемякин, Сас, Паламарчук (ВО "Батькивщина")

Данный документ - практическое (как и в случае с "Беркутом") применение люстрации. В данном случае группа лиц определяется по критерию и увольняется с мест работы. Впрочем, полной формой реализации люстрации этот документ считать еще нельзя, так как он не предполагает определения дальнейшей судьбы уволившихся - например, не регулирует вопрос с возможной дальнейшей занятостью этих людей. Можно спрогнозировать, что есть процесс будет развиваться также, в этот закон будет внесена поправка, согласно которой уволенные лица впредь не могут занимать никаких должностей в органах прокуратуры.

 

7. Проект Постанови про особливості звільнення зі служби осіб рядового і начальницького складу органів внутрішніх справ та військовослужбовців, які брали участь у забезпеченні громадського порядку та інших заходах під час проведення акцій протесту та інших масових заходів, починаючи з 21 листопада 2013 року, № 4211 від 23.02.2014. авторы: нардепы Кожемякин, Сас, Паламарчук (ВО "Батькивщина")

Этот проект полностью зеркально повторяет предыдущий документ, только для МВД и Внутренних войск. И, опять же, в документе не указывается дальнейшая судьба его фигурантов.

 

 

Как итог надо только отметить, что пока что все эти проекты постановлений находятся на рассмотрении в комитетах, и лишь постановление под № 1 было принято 21 февраля. Все остальные, нами перечисленные, еще не были  приняты на сессии. Впрочем, сомневаться не приходиться - люстрация будет развиваться по восходящей. Это неизбежно, не только потому, что 82 погибших - это слишком много. Она неизбежна и потому, что старые государственные органы - крайне неэффективны в своей работе. И любой новой элите придется их реформировать силой, чтобы не повторить судьбу Виктора Януковича и его элиты.

 

Только вопросы остаются - что делать с людьми, выброшенными "под трамвай истории" вместе с реформами? Как их реорганизовать и вернуть в русло общественной жизни, если они не просто будут люстрированы, но уже сейчас часто презираемы в обществе? На этот ответ дать вопрос много сложнее, нежели принимать постановления о люстрации в парламенте.

 

Сергей Костеж

 

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Погода, Новости, загрузка...
traffim.com