Среди наиболее вероятных кризисов, которые будут актуальны в 2014 г., особняком стоит гражданская война в Сирии. Согласно докладу, в республику все-таки может быть введен ограниченный контингент миротворческих сил. Также CFR отмечает опасность эскалации конфликтов в соседних странах, таких как Ливан.
В настоящий момент многие соседи Сирии переживают гуманитарную катастрофу в связи в потоком сирийских беженцев, число которых, по данным Организации Объединенных Наций (ООН), уже превысило 2 млн человек. Более 55 тыс. беженцев с 2011 г. мигрировали в Иорданию, и, по оценкам ООН, для ликвидации гуманитарной катастрофы в этой стране понадобится по меньшей мере 5,3 млрд долл. на период до конца 2014 г.
Среди наиболее вероятных международных кризисов в 2014 г. также назван северокорейский. Главные опасения экспертов связаны с тем, что, по оценке США, Пхеньян располагает количеством плутония, достаточным для производства пяти ядерных бомб. Внутриполитическая обстановка в закрытом государстве также оценивается как напряженная, после того как в декабре 2013 г. по приказу правителя КНДР Ким Чен Ына был казнен его дядя Чан Сон Тхэк, ранее считавшийся одним из самых влиятельных должностных лиц в стране.
В числе инцидентов "первой группы риска" (по мнению CFR, они требуют приоритетных усилий США по их предотвращению) указаны возможные кибератаки на инфраструктурные объекты в Соединенных Штатах и усиление политической и социальной нестабильности в Афганистане и Пакистане в контексте запланированного вывода контингента международных войск и президентских выборов в Афганистане весной 2014 г.
По-прежнему сохраняется угроза масштабной террористической атаки на территории США или какого-либо из союзнических государств.
К "первой группе риска" CFR также относит возвращение угрозы военных ударов по Ирану в результате провала международных переговоров по ядерной программе Тегерана или получения Западом неоспоримых доказательств того, что Исламская республика близка к "точке невозврата", за которой создание ядерной боеголовки становится вопросом лишь нескольких недель.
Эксперты видят серьезный риск эскалации конфликта между суннитами и шиитами в Ираке, который приведет страну в состояние гражданской войны. Наконец, CFR очень обеспокоен риском усиления "Аль-Каиды" на Арабском полуострове вследствие политической нестабильности в Йемене и роста антиамериканских настроений в радикальной ближневосточной среде.
Примечательны потенциальные конфликты, которые впервые появились в списке "первого эшелона" CFR. Это нарастающее противостояние между буддистами и мусульманами этноса рохинджа в Мьянме, предвыборная напряженность в Бангладеш, напряженность в районе спорной индийско-китайской границы, а также углубляющийся политический кризис в Венесуэле.
Среди конфликтов "второго эшелона" - менее рискованных - в докладе значится потенциальный индо-пакистанский конфликт в регионе Кашмир на фоне террористических атак и накаляющейся обстановки вдоль границы, а также эскалация насилия и зверств в Центральноафриканской республике, где волна вспыхнувшего насилия на религиозной почве возродила опасения геноцида в стране.
Интересно, что авторы доклада присудили возможному конфликту между Китаем и соседями - Японией и Филиппинами - меньшую степень риска, чем в 2013 г. Напомним, отношения между странами стали еще более напряженными после того, как КНР объявила об установлении зоны ПВО в Восточно-Китайском море, которая в том числе проходит над спорными островами Сенкаку/Дяоюйдао (номинально они принадлежат Японии, но Китай оспаривает их принадлежность). Эксперты полагают, что КНР тестировала агрессивное поведение в регионе, однако в 2014 г. будет более осторожной, чтобы избежать открытой конфронтации с союзником Японии - США.
Стоит оговориться, что даже самые влиятельные эксперты нередко ошибаются в своих прогнозах, переоценивают или недооценивают риски. Так, нынешний доклад CFR, составлявшийся в ноябре 2013 г., не упоминает Южный Судан, где в середине декабря разгорелся этно-политический конфликт, жертвами которого уже стали более 1 тыс. человек.
В прошлогоднем докладе CFR не сумела предсказать военный переворот в Египте, в результате которого был смещен избранный президент Мохаммед Мурси. Зато в докладе говорилось о риске политической дестабилизации в Зимбабве, которая может последовать за смертью бессменного правителя страны Роберта Мугабе. Однако в 2013 г. ситуация в Зимбабве оставалась относительно спокойной, даже несмотря на распад коалиционного правительства, а 89-летний Мугабе здравствует и не собирается уходить на покой.