Это, так сказать, фактаж. Кто-то, наверное, аплодирует: ах, какие молодцы новая власть, ах, как решительно взялись искоренять все чуждое "вильной Украине", все враждебное, ах, обрубили щупальце коррупционера Курченко. Ура!
Ура? Почему-то не разделяю этих восторгов. Напротив, происходящее должно вызывать тревогу, причем в первую очередь у тех, кто как раз мечтает о "вильной Украине", а также у западных партнеров, в особенности, отстаивающих свободу слова в нашей стране. Но, скорее всего, реакции не будет, либо она будет снисходительной. Вот как в Facebook прокомментировала событие заместитель секретаря СНБО Украины Виктория Сюмар, ранее рьяно отстаивавшая свободу СМИ в Украине: "Речь идет не о свободе слова, говорится исключительно об отмывании грязных денег "семьи" и причастного к ней Курченко, счета которых заблокированы в большинстве цивилизованных стран. Зачем Курченко переводил миллионы гривен ежемесячно на "бесплатную" газету – вопрос риторический. Суммы, которые фигурируют по делу и которые тратились на инструмент обработки массового сознания, поражают".
Можно согласиться. Но то, что проверки грянули накануне дня голосования, да еще в условиях, когда политики ранее чуть ли не на всех углах кричали о необходимости моратория на проверки СМИ (особенно налоговые), в период предвыборной кампании настораживает.
Я не отношу себя к симпатикам либо поклонникам газеты "Вести". В данном случае для меня как для гражданина демократического государства важно другое. Если налоговики заметили что-то необычное в действиях "Вестей" в плане финансирования, наверное, следовало бы устроить проверку ранее. Или уведомить о подозрениях. И уж, конечно, не устраивать "маски-шоу" для всей редакции. Меня, как читателя и потребителя, мало интересует, кто там кому и что перевел, это действительно дело налоговой милиции. Но вот то, что меня лишают возможности читать это издание, – это уже наступление на свободу слова. Серьезнейшее. Потому что налет на редакцию имеет все признаки показательного, чтобы другим неповадно было: за три дня до выборов, утром, без объяснений и даже, по словам Игоря Гужвы, без опознавательных знаков.
И этого стоило ожидать. Еще тогда, когда в эйфории от победы Майдана запретили трансляцию российских телеканалов в Украине. Да, оккупанты, да, враги, да, они вываливали в наше информпространство тонны пропаганды. Но! Какое право имеет государственный орган, даже СНБО, даже председатель парламентского комитета по свободе слова Николай Томенко, какое право они имеют за меня решать, что мне смотреть и что читать? Это демократия? Неужели из-за этого на Майдане погибли люди? Был создан опасный прецедент. Сегодняшняя ситуация с газетой "Вести" – его следствие. И не последнее. Потому что если можно избирательно "наехать" из-за каких-то подозрений, арестовать счета, заблокировав выход издания перед выборами, то, значит, можно применить налоговую "дубину" и в следующий раз против неугодных СМИ, как применили идеологическую "дубину" против российских телеканалов.
Именно этим новая власть так до боли напомнила власть Януковича. Когда налоговики обыскивали "5 канал", та же Виктория Сюмар заявляла о наступлении на свободу слова, обвиняя Януковича и его команду в давлении на СМИ. То есть всегда удобно иметь под рукой такой эффективный аппарат, которым можно мигом прикрыть неугодное СМИ, если оно что-то сказало не так, как желательно власть предержащим.
Это значит, что власть боится. Чего? Наверное, все-таки нового Майдана. Потому что становится все более и более похожей на власть Януковича. А как действовал и чем закончил Янукович, еще не все забыли.
Кстати, напомню, что парламентарии так и не захотели ввести мораторий на проверки СМИ в период предвыборных кампаний. Все-таки побоялись.
Редакция может не соглашаться с мнением автора