Что это, если не последствия гражданского противостояния, которое глубоко проникло даже в жизни малышей? Ведь мы имеем дело не с абстрактными персонажами из игры "сыщики-разбойники", а с реальными прототипами из жизни. В кругу наших знакомых вполне может быть условный дядя Петя, который может жить в соседнем подъезде, и который может быть "беркутовцем" (или бойцом любого другого спецподразделения), его ребенок может дружить с нашим малышом. В том же доме может жить дядя Назар, который состоит в "Самообороне Майдана". Еще полгода назад антагонизм между Петей и Назаром исчерпывался идеологическими спорами с матами и легким рукоприкладством, а теперь они – враги, а слова "по чужую сторону баррикад" приобрели вполне конкретный смысл. До сих пор многие украинцы не вполне понимают, что это были за цели такие, на пути к достижению которых оказалось так много врагов и более сотни смертей. Однако детей "ментов" уже травят в школах и садиках – как врагов народа.
Хотелось бы верить, что противостояние закончится с полной ликвидацией "Беркута", и на смену игры "беркут и народ" не придет "война украинцев с русскими" или игра в "погром". Но пока не видно действенных шагов на пути к реальному примирению разобщенного народа; если не считать появления в углу телеэкрана логотипа "єдина країна – единая страна". Реального диалога политических оппонентов не получается, т.к. каждая из сторон сыплет обвинениями и требует принять свою собственную точку зрения как единственно правильную. И всё бы ничего, если бы детей оставляли в стороне от взрослых политических игр.
Советские "продвинутые" родители возмущались идеологической накачкой, к которой в СССР приступали с пеленок, высмеивали транспаранты в духе "Черчилль кака, Рузвельт бяка" – для яселек и героизацию Павлика Морозова – для пионеров. Нынешние "продвинутые" родители сами играют с детьми в политику: катят вместе с малышами покрышки на баррикады, легко отпускают подростков в столицу – готовить на Майдане взрывчатку и "коктейли Молотова" (как будто этот коктейль так же безобиден, как "Мохито" и "Малибу", предназначен не для увечий тех, кто одет в этот день в милицейскую форму), устраивают семейные выезды в покинутые резиденции, чтобы увидеть чужие спальни, шкафы и санузлы. Легко мирятся с тем, что из-за Майдана отменяли "ёлки" (как на заре правления большевиков), закрывали детский театр кукол, отменяли детские спектакли в других театрах и не заливали каток. Легко прощали вырубленные деревья в печерских парках и едкую копоть от горящих шин. Всё это кажется нормальным и правильным.
Может, нынешние "продвинутые" родители правы. Может, детей нужно вовлекать в строительство новой страны, ради которой предстоит разрушить старую; заодно приучая малышей спокойно относиться к насилию, если оно служит для высокой идеи. Может, эти родители знают особые слова, чтобы объяснить ребенку, что бить Пашку – плохо, а стрелять и бросать горящие бутылки в дядю Петю-милиционера – хорошо; и что связывать эти события вообще не нужно.
Но я бы предпочла, чтобы мой 5-летний ребенок продолжал играть в парикмахерскую, больницу и школу, и чтобы как можно дольше не знал ничего об играх с политической подоплекой, кроме того, что играть в них следует только взрослым.
Екатерина Сосновская, журналист
редакция может не соглашаться с точкой зрения автора публикации