Крымскотатарский фактор в контексте референдума 16 марта: символ гарантий, - мнение

14 марта, 13:19

Иван Мезюхо, политолог, Крым

мезюхо
Слова известного крымскотатарского политика и общественного деятеля, организатора I Курултая крымскотатарского народа 1917 года Номана Челебиджихана: "Народы Крыма представляют собой прекрасный букет, и для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку" были, есть и будут крайне актуальными для крымского сообщества, состоящего из различных представителей религиозных и национальных групп. События последних недель на полуострове отчётливо носят национальную окраску. В Крыму по-другому просто не бывает. Все более-менее крупные политические решения в республике всегда приобретают национальный подтекст. Основными причинами этого являются нерешённые "национальные вопросы", назревающие на крымском полуострове все годы независимости Украины. И, прежде всего, это "крымскотатарский" и "русский" национальные вопросы.

Украинская центральная власть за более чем 20 лет не только не разрешила эти "вопросы", но и усугубила их. С русской и крымскотатарской общинами полуострова всё это время откровенно заигрывали. Обещания, как гуманитарного (например, культурного, языкового), так и экономического толка оставались лишь обещаниями. Некоторые политики, с разной периодичностью, пытались даже раскачать "национальную карту" в Крыму, однако многонациональное крымское сообщество за более чем два десятка лет совместного проживания новейшей истории выработало иммунитет к различного рода радикальным заявлениям и призывам. Тем не менее, провал гуманитарной политики Украины в отношении крымских национальных групп предопределил проведение общекрымского референдума, результатом которого, станет, очевидно, выход автономии из состава украинского государства и дальнейшее присоединение к России.

Крымскотатарская община полуострова, пожалуй, является самой консолидированной национальной группой республики. Меджлис крымскотатарского народа, как исполнительный орган национального съезда крымских татар (Курултая), и, на сегодняшний день, выразитель интересов крымскотатарского большинства, выступает как активный игрок на крымской политической карте. Конечно, правовой статус Меджлиса не закреплён в законодательном поле Украины, однако, это не означает, что к голосу представительного органа крымских татар не надо прислушиваться как центральным, так и региональным властям. В разное время по линиям "центральная власть – Меджлис" и "крымская власть – Меджлис" намечалось определённое сотрудничество, однако, системным его назвать крайне сложно. Среди главных причин не системного сотрудничества можно выделить нерешённость правового статуса Меджлиса, отсутствие необходимых финансовых средств для должного обеспечения программ по обустройству депортированных граждан.

 

Позиция руководства Меджлиса крымскотатарского народа в отношении общекрымского референдума, намеченного на 16 марта 2014 года,  остаётся неизменной: лидеры Меджлиса призывают бойкотировать референдум. Кроме того, Меджлис по-прежнему не признаёт крымское правительство, считая, что оно создано вопреки действующему законодательству. Тем не менее, 11 марта 2014 года парламент Крыма принял постановление  "О гарантиях восстановления прав крымскотатарского народа и его интеграции в крымское сообщество", которое наделяет крымскотатарский народ правами, которые он никогда не получал ни от руководства Советского Союза (после ВОВ), ни от властей независимой Украины. В частности,  в документе отмечается, что при утверждении новой Конституции Республики Крым будут предусмотрены гарантии восстановления прав крымскотатарского народа и его интеграции в крымское сообщество, среди которых: придание крымскотатарскому языку статуса официального языка наравне с русским и украинским языками; избрание Верховного Совета Республики Крым по пропорциональной избирательной системе по избирательным спискам кандидатов в депутаты и формирование органов исполнительной власти Республики Крым с гарантированным представительством крымских татар 20%; гарантированное представительство крымских татар в районных и городских советах и других органах; проведение выборов депутатов сельских и поселковых советов на основе мажоритарной избирательной системы; признание органов национального самоуправления крымскотатарского народа – Курултая (общенационального съезда) крымскотатарского народа и формируемых им органов; утверждение пятилетних и ежегодных планов обустройства крымских татар, возвратившихся в Крым, с соответствующим финансовым обеспечением; решение правовых, организационных, финансовых и земельных вопросов при возвращении крымских татар в Республику Крым из мест депортации; реализация прав и интересов крымскотатарского народа в сфере национальной культуры, в том числе содействие развитию учреждений культуры и профессиональных творческих коллективов; сохранение и восстановление памятников истории и культуры крымских татар; содействие развитию в Крыму системы дошкольного, школьного и высшего образования на крымскотатарском языке; содействие использованию наряду с существующими исторических топонимов Крыма, изменённых после депортации крымскотатарского народа 18 мая 1944 года; содействие развитию печатных и электронных средств массовой информации на крымскотатарском языке; обеспечение равноправного функционирования в Крыму религиозных конфессий.

Таким образом, крымскотатарский народ получает задокументированные гарантии восстановления прав именно в составе Российской Федерации. Украина, за все годы независимости, так и не смогла подойти так близко к инструментам интеграции крымскотатарского народа в крымское сообщество. Сегодня намечены пути решения русского и крымскотатарского "национальных вопросов": русская община полуострова воссоединится с Россией, а крымскотатарская община получит реальный шанс восстановления прав народа. Именно нахождение компромиссов между двумя наиболее консолидированными и крупными национальными группами полуострова является гарантией сохранения мирного и стабильного развития республики. Также, постановление крымского парламента внушает оптимизм на нахождение компромиссов между руководствами Крыма и Меджлиса.

 

Редакция может не соглашаться с точкой зрения автора публикации

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
  • oleg_380 16 марта, 19:24
    Когда задача людей во власти в последние 10 лет была развалить страну, о чем можно говорить!!!
  • EdynaUkraina 15 марта, 14:17
    Для Путина закон не писан... Военная сила есть - законы не надо :(
  • Alevtina 14 марта, 14:18
    Ивану Мезюхо, молодому политологу Крыма, похоже самому очень хочется присоединится к России.
  • Руслан Галиченко 14 марта, 13:26
    Украине 23 года не хватило чтоб сделать такие шаги, Крыму хватило 2 недели, чтоб гарантировать права граждан полуострова... почувствуйте разницу.
    Вячеслав Шахненко 14 марта, 13:31
    Які права. Це загравання, щоб йшли на вибори.
Новости партнеров
Погода, Новости, загрузка...
traffim.com