Всё считаем, что нам за одну только нашу русскость остальные места в общественном транспорте уступать должны. Да и если бы одна только эта слабость… А то ведь, послушать иного русского, так и Говерла высочайшая вершина русских Карпат, и Шота Руставели великий русский поэт Закавказья, и Юрмала известный русский курорт на Балтике. И ещё много-много всего русского вокруг себя находим.
Но стоит обнаружиться правде, например, о том, что украинцы такой же, как и мы, славянский народ и у себя в стране имеют они полное право постоянно говорить на своём удивительно мелодичном и звучном языке, как мы немедленно усматриваем для себя и своего языка, великого и могучего, некую угрозу. Мифическую угрозу. К этому невесёлому разговору с долей горькой иронии побуждают меня возобновившиеся в моей Украине беспочвенные россказни о надвигающемся запрете употребления русского языка даже в бытовом общении. Я родился в этой стране, прожил в ней безвыездно более сорока лет, бывал в разных уголках Украины, но нигде и никогда не слышал возмущений тем, что кто-то говорит по-русски.
Мои родители владели украинским языком хуже меня, однако, когда они лечились в Трускавце в первые годы Независимости нашей страны, никто их и словом не упрекнул за это. А вот за бытовой разговор (личное общение) с моим добрым знакомым на украинском языке в городском автобусе одного из крупных городов центра страны автору этих строк в разгар горбачёвской перестройки досталось. Так что я никогда не поверю в ненависть бандеровцев ко всему русскому, как не поверю в недружелюбие к русским литовцев, латышей и эстонцев.
Мой простой практический опыт говорит мне обратное!
Многое из того, во что мы верим, дорогие соплеменники – не что иное, как мифы. В нашей стране особенно опасны екатерининские по происхождению представления об украинцах и взгляды на цивилизаторскую миссию русских. Украинцы, сформировавшиеся как нация из двух основных корней – казачества и галицко-волынского княжества – совершенно не таковы, какими их живописали придворные этнографы и историки развратной императрицы. Шароварные благодушные мифы Екатерины II, которую в центре Украины сегодня практически никто не воспринимает как великую, были оправдательным пропагандистским шагом императрицы после разрушения Запорожья не только как очага национального украинского сопротивления, но и одного из центров формирования украинской нации.
Мы же, из поколения в поколение живя на земле отважных запорожцев и волынских рыцарей, даже не стремимся понять этот народ и его историческую трагедию. С образованием и просвещением мы тоже не "на коне". Ведь коллегиум, основанный Петром Могилой (Могилянский коллегиум) в Киеве и Львовский университет, обучали студентов ещё задолго до создания по указу Петра I славяно-греко-латинской академии, не говоря уже о бесспорной гордости русской науки Московском университете.
Разрушение мифов не обязательно ведёт к массовому отказу от них.
Так, ложь о неизбежности перехода человечества к социалистическому способу производства материальных благ и необратимости социальных процессов рухнула ещё в начале 90-ых годов прошлого века. Но в начале марта 2014 года по мегаполисам Украины под российскими стягами пронеслась толпа верующих в "неизбежную победу коммунизма". К великому и глубокому сожалению, массового прозрения не бывает. Психология толпы такова, что большие собрания людей можно легко убедить во лжи, но свойства истины требуют её индивидуального принятия. И здесь нам уже не укрыться от реальности. Каждому в отдельности нужно решить, что сделать – снять шоры, или открыть забрало.
Можно, конечно ни одного, ни другого не делать и оставить перед затуманенным взглядом загадочных русских очей виртуальные призраки "украинских фашистов" Степана Бандеры и Романа Шухевича со святой верой в то, что каждый украинский патриот - смертельный враг всего русского. Только вот корни веры этой, друзья мои, крайне сомнительны. Уходят они в отсутствие в России подобного, не имевшего поддержки ЦК ВКП(б), национального антифашистского сопротивления. В брянских или подмосковных лесах в годы Великой Отечественной не действовали организованные отряды, отстаивавшие национальный суверенитет России и её освобождение от большевизма. А раз уж у нас, у великороссов, такого подъёма самосознания не произошло, то всё, что делали малороссы – сущая безделка и отплясывание гопака под нацистскую дудку.
Не сдаётся ли вам, дорогие соплеменники, что вредит нам и ещё один популярный миф? Это ложь о нас самих как о "старшем брате" среди восточнославянских народов. По естественной аналогии, младшие дети в семьях часто отличаются более высоким ростом, но ведут себя соответственно возрасту. Именно малыши чаще всего по праву самых-самых сосредотачивают в своих "тайничках" и карманах коротких штанишек непосильные тяжести всех игрушек семьи и лучших кусочков лакомств.
Для исторического дома всех русских, России, пример младшего ребёнка в семье очень показателен. Территорией и населением современное Российское государство превосходит все остальные славянские страны. Но его политика, особенно в отношении ближайших соседей сродни поведению маленького ребёнка, который совершенно уверен, что большая машина нужна папе только для двух целей: возить его в садик и ездить в "Детский мир" за игрушками и обновками. Хотя, справедливость требует отметить, что с Китаем Россия строит более зрелые отношения. Иран и КНДР она просто родственно поддерживает. На Финляндию из Кремля смотрят через призму советско-финского "добрососедства". Примерно так же относятся к Польше, граничащей на юге Калининградской области.
С государствами Балтии волей-неволей приходится считаться из-за их членства в НАТО. Но вот остальные соседи – сплошное недоразумение…
Нужно отдать должное успехам пропагандистских технологий России. Мощность давления на массовое сознание в этой стране не уступает по эффективности пропагандистским машинам самых идеологизированных государств прошлого века - фашистского третьего рейха и большевистской империи Советов. Сознание русских в России нашпиговано стереотипами освободительного и цивилизаторского предназначения великой нации, которая сегодня стоит на пороге переосмысления своих этнических корней. Если перевести тот пропагандистский треск, который я только что привёл, на понятный язык, получиться следующее.
Первая – освободительная – миссия состоит в обеспечении права пить водку в неограниченных количествах для каждого желающего и свободном доступе русских ко всем нерусским женщинам в ближайших странах. Принести соседям цивилизацию по-русски – значит научить их всех самому отборному русскому мату и ключевому слову русского языка – "наплявать!".
Конечно, преувеличиваю. Утрирую. Намеренно и сознательно, разумеется. В России сегодняшней ещё остаётся очень многое из того, чем она просто обязана делиться и с ближайшим, и с более отдалённым миром. Ведь не она же одна создавала национальные богатства бывшего Советского Союза. Так по какому же праву, позвольте спросить, Кремль кощеем бессмертным сел и распростёр победоносцевские "совиные крыла" над тем, что создавалось трудом более ста народов?
И при этом во всё лужёное пропагандистское горло московских и питерских радиостанций и телеканалов лучшие умы северо-восточного соседа поют шовинистические гимны об ущемлении национальных прав русских в Украине, Литве, Грузии… Интересно, есть ли в России украинские, литовские, грузинские, польские школы? А сколько наименований периодических печатных изданий выходят в великой и свободной Федерации хотябы упомянутыми языками? Не стоит показывать мне татарские, тувинские, карельские, башкирские газеты и журналы. Я рад за эти народы. Искренне рад! Да только они – субъекты федерации. С ними приходится считаться. Но те, кто большей частью живёт за пределами РФ, как обстоят дела с их правами?
Они попадают в России под японскую психологию "вне татами".
Вот, что это такое. Жизнь японца проходит на плетёной циновке, татами. Здесь общаются, едят, спят, растят детей. На татами всегда сохраняется и поддерживается порядок. Но за пределами циновки может царить полнейшая неразбериха. Россияне, правда, стремятся к возможному расширению пределов своей родимой подстилочки. Потому, видимо и правила своего татами в чужие хаты, сакли и т.д. привнести норовят.
Постойте-ка, а откуда у нас всё это – такое неукротимое стремление подавлять всё, от чего не пахнет кислыми щами? Андрей Вознесенский ещё в конце прошлого века предупредил:
Нельзя любить своё
Из ненависти к чужому.
Чужое, не наше, не значит чуждое – враждебное и неприемлемое. Это совершенно разные понятия и смешивать их крайне опасно. Для начала, давайте признаем, что наш быт в Украине пронизан "украинизмами".
Возьмём, хотя бы кухню. Кто из русских хозяек регулярно подаёт своим домашним и гостям щи, расстегаи с рыбой, кулебяки с грибами? А вот борщи, вареники, буженина, прочно прописались на наших и повседневных, и праздничных столах. Давайте будем честны, и не станем кричать о блинах и пельменях. Блины восточные славяне ели ещё до формирования трёх разных наций. Пельмени уже давно покинули столы тюркских народов Урала и стали, подобно шашлыку, кулинарным "интернационализмом".
Тогда, может быть, найдётся в Украине хоть одна русская семья, живущая в бревенчатом пятистенке. А во дворе у этих людей стоит настоящая русская банька. Это такой же вымысел. Да и говорим мы на чистейшем суржике: "буряк, капустына, хата, Днипро" и т. д., и т. п.
Так чего же хотим мы на самом деле? О каких угрозах нашей русскости, всему русскому в Украине идёт речь? И почему пропагандистская ложь о том, будто сторонники украинского национализма готовы в своей стране, у себя дома, запретить "всё русское", находит в наших сердцах столь живой и трепетный отклик?
Может быть, следует заглянуть в глаза собственным чаяниям, намерениям и мечтаниям? Но как только мы с вами сделаем это, мы предстанем перед крайне неприглядной картиной собственной внутренности. Тот же синдром младшего брата веками побуждал нас полагаться только на силу – ломовую, дубинную, военную, полицейскую силу, силу толстого кошелька. Увы, не на силу дарований Пушкина, Глинки или Чайковского. Кстати, у обоих композиторов украинские корни. Да и великий военный врач Пирогов родом из Винницы.
В области языка – тоже придётся признать соперничество. Самое низкое и завистливое соперничество. Ведь самым звучным из всех славянских языков эксперты признали украинский язык. Более того, именно этот язык признан по звучности и мелодичности вторым после итальянского. Украинские глаголы объективно признаны наиболее динамичными и яркими средствами описания действий и состояний человека, природы, предметов и явлений.
Положа руку на сердце, признаем, что и здесь мы не хотим уступать. Потому и выдумываем, и поддерживаем самый опасный для самих же себя, для нашей русской культуры и нации миф об угрозе всему русскому со стороны официальной политики украинских властей. Здесь выражается то состояние и отношение русских к окружающим народам, которое впору назвать "русским парадоксом". Мы самый многочисленный славянский народ, но в отношении других языков и культур ведём себя с хронической замкнутостью маленькой этнической группы, которая вполне оправданно опасается растворения своего уникального языка в иноязычном влиянии.
На самом деле мы боимся не того, что нам даже на кухне за чашкой чаю не позволят поговорить по-русски. Подобные страхи имеют исключительно пропагандистскую природу и рождаются в кабинетах и коридорах ФСБ. Но мы по-настоящему боимся естественного влияния других, особенно близкородственных, языков на наш, великий и могучий русский язык, в процессе взаимодействия с ними. А самый большой наш страх кроется в том, что кто-то другой вдруг станет так же свободно, как и мы, говорить на родном языке. Подумать только – тогда нам придётся учить ещё какой-то язык. Это уж точно ниже нашего национального достоинства!
Достоинства ли?
Это ревность, друзья мои. И ревность самого низкого сорта, которая почти ничем от зависти не отличается. Более того. Она родное и кровное дитя той самой зависти – "ненависти к чужому", по словам поэта.
Конечно, языковую войну можно выиграть с применением "тяжёлой артиллерии" запретов и ограничений в форме предоставления "особых" прав и привилегий носителям того или иного языка вне основной территории его распространения. Только будет такая победа пирровой победой для нас с вами. Ведь, если любое государство возьмёт на себя функции содействия развитию иностранного языка, от этого языка останется только сухой канцелярский остов.
Наш русский язык тот же, который Михаил Васильевич Ломоносов не просто в порыве великорусского патриотизма назвал "великим и могучим". Так может ли угрожать ему что-нибудь больше, чем наше небрежное отношение, самоизоляция и поиск административных и политических привилегий в соседней стране, где наш язык за всю историю взаимоотношений не испытал ни одного гонения и притеснения?
Думаю, нам стоит признать себя равными в Украине. Не большими. Не старшими. Не великими и главными. Признать себя равными другим народам украины значит не требовать для себя и своего языка больших прав, чем получили, скажем, венгры Закарпатья и румыны Буковины. Ведь мы такие же граждане Украины. А что живём по всей стране, в основном на её юге и востоке, не даёт нам никаких преимуществ. Трудно русским осознавать себя в положении равных с другими народами. Только другого выхода просто не существует.
Не принесут его ни путинские штыки, ни великорусские вливания в кипящий возмущённый разум. Мы с вами уже чётко определили, что благородный по определению разум великоросса возмущён не тем, что у него – якобы – отнимают право говорить на родном языке. Такая иллюзия порождается в великорусском воображении, когда то же самое право получает соседний народ, особенно – украинцы. Кто угодно, кроме нас самих.
Так давайте остановимся, соплеменники, и перестанем рядить всех в свои ношенные и дырявые имперские лапти. Нам есть, чему поучиться у ближайших родственников и соседей.
Редакция может не соглашаться с мнением автора