Российский этнос в Украине насчитывает более 17% от общего числа населения страны. Это очень большая цифра, которая имеет серьезный потенциал к политическому отделению. Но, несмотря на это, наше государство стало чрезвычайно интересным примером политической культуры, особенно этнической ее составляющей. За все годы независимости, несмотря на явный потенциал, в Украине так и не появилась мощная политическая партия чисто русского характера. Пример обратного мы можем увидеть в Словакии, где венгры голосуют исключительно за собственный политический проект, который вносит в государство определенный дискомфорт. Или в странах Восточной Балтии, где россияне отделяются от тамошних жителей, и если бы не правовые преграды, обязательно бы создали что-то вроде венгерской платформы в Словакии. Почему же в Украине русский этнос участвует почти во всех политических проектах на уровне с украинцами?
Причины здесь две.
Первая - чрезвычайно высокой уровень толерантности к различным религиям и этносам в нашей культуре. Доказательством может стать не только российский, но и крымскотатарский этнос с которым украинцы создали национал-демократическую партию Курултай-рух в Крыму. Высокий уровень свобод подтверждали даже международные комиссии. В свое время Румыния упрекала Украину в отрицательном отношении к ее диаспоре. Международные структуры, объективности ради, решили проверить отношение в Румынии к украинцам и в Украине к румынам. Оказалось, что наше государство получило высший бал, а сосед - средний.
Вторая и самая интересная причина отсутствия политического отделения российского этноса - это близость культур. Именно эту особенность Россия постоянно использовала для политического поглощения украинского этноса. Позволяя себе в определенные периоды своей имперской истории, на государственном уровне, вообще нивелировать и стирать украинскую субъектность. Но в настоящее время вышел определенный парадокс. Это оружие, которое так часто использовала Российская империя, развернулось против них самих. Близость культур и демократическая суть украинцев позволила российскому этносу очень легко интегрироваться в украинский общественный и политический процесс. Россияне в Украине вообще не имеют мотивации к созданию собственного политического проекта. На это могут пойти только маргинализированы элементы, которые не имеют достаточной поддержки на выборах, чтобы преодолеть минимальный у нас барьер.
Такое положение в украинской среде создал очень парадоксальный и для России феномен. Его сущность в том, что граждане не идентифицируют себя в координатах свой-чужой по этнической принадлежности, как это часто принято в самой России. А украинская политическая платформа очень комфортная для российского этноса. Это и заставило Лаврова реагировать уже в таком тоне на данный политический процесс. И самое главное: к чему это может привести? А к тому, что очень комфортный и близкий к российской ментальности демократический политический проект, воссозданный в Украине, может с легкостью перекинуться в Российскую Федерацию. Для этого украинцам наконец нужно отойти от политической шароварщины и воспроизвести успешный государственный механизм в демократическом поле. А для этого нужна высокая политическая культура, проявления которой уже просматриваются в постмайдановском украинском политическом процессе, в котором участвует не только российский, но и другие этносы: татарский, еврейский, польский и т.д.
Редакция может не соглашаться с мнением автора